7 декабря 2024 г.
Специально раскрыл своё исследование жизненной защищённости студентов, как основного фактора благополучия в будущем.
ЖИЗНЕННАЯ ЗАЩИЩЁННОСТЬ СТУДЕНТОВ
Степанов А.П.
Латвия, Даугавпилс
Резюме. Исследование общей жизненной защищённости студентов с
помощью оригинального, разработанного автором теста «ТЛУЗ-2005»
раскрывает возможности использования его в социальной адаптации
студентов.
Ключевые слова: жизненная защищённость, психоинтеллектуальное развитие, половые различия, факторы и дейторы защищённости
студентов, корреляционные взаимосвязи.
Abstract. The study of the general life security of students with the help of
the original test developed by the author “TLUZ-2005” reveals the possibilities
of using it in their social adaptation.
Key words: life security, psycho-intellectual development, factors and
deytors, gender differences, correlation relationships.
Введение. После многих исследований автора в области Здоровья человека, он озадачился изучением более широкого, совершенно абсолютного
феномена Жизни человека – защищённости его Жизни в целом. Вероятно,
он вдохновился феноменальным лонгитюдным исследованием Льюиса Термана [4].
На человека в социуме от зачатия и до смерти воздействуют множество позитивных и негативных факторов и дейторов (дейтор – непосредственно воздействующий на человека фактор). По степени управляемости их
человеком их можно условно разделить на четыре группы: управляемые,
неуправляемые, условно управляемые и условно неуправляемые. Под условно управляемыми (и неуправляемыми ) мы будем подразумевать такие факторы и дейторы, степень управляемости которых зависит от изменяющихся
обстоятельств и/или психоинтеллектуальных особенностей и способностей
человека.
Вопросы изучения жизненной защищённости человека в научных источниках освещаются крайне мало. Рассматриваются, в основном, вопросы
социальной защищенности различных слоёв населения : защита прав человека; безопасность пожилых; психологическая защищённость; защищённость жизни и здоровья граждан; чувство защищённости для женщин; защищённость, как важный аспект жизни (Belokurov) и др. Наиболее близки
по содержанию диссертации Лебедева В.А. [1] и Нефёдова А.В. [2].
Определим общее понятие «защищённость человека». Защищённость
человека – это комплексная генетическая, психофизическая, интеллектуальная, информационная, социальная защищённость и подготовленность человека к возможным негативным жизненным условиям и обстоятельствам
от зачатия и до смерти
Так получилось, что первую часть (родительский аспект) данного исследования мы опубликовали в 2007 году [3]. И хотя данные второй части тоже уже были собраны в 2006-м, статистику и обсуждение результатов с выводами общего аспекта (родители + студенты-дети ) сделали только сейчас.
Материалы и методы. Исследование проводили на базе Даугавпилсского филиала Рижского технического университета с контингентом студентов
и их родителей.
В качестве обследованных: девушки (n=32) и их мамы (n=32), а также
юноши (n=25) и их мамы (n=25). Отцы также участвовали в анкетировании,
и разница ответов по сравнению с матерями довольно интересна, но полных
набор отцов собрать не получилось.
Наше необычное исследование определило своей целью попытаться
чисто статистически определить уровни защищённости жизни студентов на
основе специального авторского оригинального Теста Личного Уровня Защищённости (ТЛУЗ–2005). Студентам и их родителям было предложено заполнить отдельные бланки с цифровыми ответами по 10-балльной шкале соответственно показателям теста. Первая часть теста заполнялась родителями,
а вторая студентами. Кроме этого, автору были интересны и половые различия в результатах тестирования.
Условно все показатели можно объединить в разделы: 1) генетический
(13 цифровых ответов); 2) раздел условий зачатия и беременности (7); 3)
раздел родов (3); 4) раздел младенчества и развития (10); 5) пубертатный
подраздел (4); цифровые показатели этой группы разделов определяли родители; 6) раздел личной психологической защищённости (12); 7) раздел личной физической защищённости (9); 8) раздел личной социально-психологической защищённости (9); 9) раздел личной социальной защищённости
(18); 1) раздел личной ментальной защищённости (8); эти данные определяли
сами студенты.
Средние данные по всем 93 показателям (и родителей, и их детей, студентов) суммировались и определялся средние баллы каждого показателя, которые, в свою очередь, были основой для классифицирования ЛУЗ студентов
по данным и родителей, и самих студентов (ниже среднего, средний и выше
среднего). Таким образом, имея результаты обоих опросов мы смогли определить общий ЛУЗ студентов 19–25 лет в целом.
Естественно, что все данные являлись приблизительными, ввиду соответствующей субъективности самооценок родителей и студентов, но общие
убедительные тенденции статистически являются доказательными. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью статистического, корреляционного и факторного анализов, которые позволили проверить степень
связей между отдельными показателями и разделами теста.
Результаты и обсуждение. Итоговые значения ЛУЗ по результатам
исследования определены в следующем виде:
331
1) в группе девушек: уровень ЛУЗ ниже среднего - – 4 студентки
(18,7%), средний – 27 (84,3%), выше среднего – 1 (3,1%);
2) в группе юношей: уровень ЛУЗ ниже среднего – 8 студентов (32%),
средний – 16 (64%), выше среднего – 1 (4%).
Как видим ожидаемо более защищены девушки и это общепринятая
аксиома общества: как будущие продолжатели рода и воспитатели (в основном) своих детей. Тревожит, однако, более 50% (если экстраполировать проценты в социум) молодых людей с ЛУЗ ниже среднего. Возможно их будущая Жизнь может быть сопряжена с различными личными рисками и угрозами для Здоровья и самой Жизни.
Был проанализирован уровень образования матерей, результаты следующие: учёная степень – 6%, магистр – 31,3%, среднее специальное –
14,9%, среднее – 3%, неоконченное среднее – 1,5%. Результаты подтверждают аксиому соответствия уровня образования родителей и их детей и детерминируют достаточный уровень психического и интеллектуального развития студентов.
Интересные данные были получены с помощью корреляционного
и факторного анализов.
Факторный анализ показывает высокую значимость психологической
готовности к планированию ребёнка родителями и начального этапа его созревания и развития: особенно отношение родителей к будущему ребёнку до
зачатия и во время его (+0,75), а также психоинтеллектуальное развитие ребёнка до года. Большое значение также имеет внимание к ребёнку в целом в
период до 5–6 лет. Особое значение имеет самочувствие и настроение матери во время беременности. От него зависит и её Здоровье (+0,55) и её отношение и внимание к ребёнку. С другой стороны, этот фактор зависит от материального положения в семье, от Здоровья матери в период беременности
(+0,56) и от отношения родителей к ребёнку до зачатия (+0,51).
Однако наибольшую значимость для общей защищённости студентов
имеет психоинтеллектуальное развитие. Этот фактор «собрал» 17 значимых
коэффициентов корреляции от +0,36 до +0,72 (с физическим развитием).
Кроме того, в подростковом возрасте значимыми факторами становятся
и помощь родителей в психофизическом развитии (от +0,48 до +0,60), и контроль за ближним кругом общения, и обучение выживанию в экстремальных
ситуациях (от + 0,42 до +0,51).
Корреляционный анализ связей показателей в ответах девушек выявил
следующие зависимости. Некоторые психологические качества – прощение,
терпимость, зависимость от мнения окружающих связаны с социальным
и материальным обеспечением (от 0, 56 до 0, 78); оптимизм с уверенностью
в себе (0,56); предвидение – со способностью переносить холод, голод и умением самозащищаться (0,46-0,50); тревожность, страхи – с наличием любой
работы (0,69); самозащита – с физическими качествами и карьерой
(0,59–0,76). «Работа по душе» отрицает «любую работу» (-0, 67);
У юношей были выявлены несколько другие, более качественные и количественные, психологические связи:
- устойчивость к стрессу с прощением (0,71);
- терпимость с овладением навыками (0,52) и уровнем образования
(0,45);
- предвидение (предусмотрительность – 12 к.с.) с адекватным ответом
на агрессию (0,52), с уверенностью в себе (0,50), с физическим качеством
силой (0,50), с выносливостью, способностью переносить холод, с уровнем
знаний, умений и навыков (0,50-0,57), с семейно-родственными связями
(0,65), с профессиональными отношениями и альтруизмом (0,50);
- устойчивость к стрессу (27 к.с.) – с уверенностью в себе (0,65),
с развитием физических качеств (0,58), со способностью переносить боль
(0,82), голод (0,92), с адекватной реакцией на враждебность и агрессию
(0,67), со способностью к выживанию (0,80), с социально-бытовым обеспечением (отопление , вода, канализация) – (0,55–0,58), с профессиональными
отношениями (0,58) и особенно с ментальным блоком (духовность, альтруизм, культура и нравственность) – (0,55–0,80);
- тревожность и страхи (21 к.с.) - с адекватным восприятием действительности для принятия правильного решения (0,73), с развитием физических качеств (0,60-0,63), с состоянием боевой готовности (0,75), со способностью переносить боль, холод, голод и жару (0,61–0,72), с семейнородственными и профессиональными отношениями (0,57–0,67), с ментальным блоком (0,61–0,73);
Показана важность и других характеристик, а именно (представлены
перечислением): физические качества (14 к.с.); выносливость (23 к.с.); сила
(26 к.с.); ловкость (26 к.с.), гибкость (24 к.с.); лоординация движений (18 к.с.);
равновесие (22 к.с.); боевая готовность (22 к.с.); самозащита (20 к.с.); перенос боли (17 к.с.); голод (15 к.с.); холод (16 к.с.); жара (12 к.с.); адекватная
реакция на сексуальную депривацию (13 к.с.); адекватная реакция на сенсорную депривацию с секс-депривацией (0,80), с коммуникативной депривацией
(0,62); выживание (14 к.с.); наличие собственной квартиры (13 к.с.); работа
по душе (12 к.с.); уровень знаний, навыков и умений (27 к.с.).
Все коэффициенты корреляции, приведённые выше, статистически достоверны при уровне значимости p<0,01 (427 к.к.), остальные – при p<0,05
(217 к.к.).
Наиболее значимые для защищённости студентов-юношей блоки анкеты обнаружились с такими данными:
Ранг № 1: Ментальный блок (нравственность – 54 корреляционые связи, культура – 29, альтруизм – 29, духовность – 27), всего – 139.
Ранг № 2: Блок экстремальной защиты (выживание – 17, адекватная
реакция на враждебность и агрессию – 15, способность переносить: жару –
13, холод – 15, голод – 12, боль – 12, самозащита – 13, боевая готовность –
12), всего – 109.
Ранг № 3: Блок отношений (профессиональные отношения –26, семейно-родственные отношения – 24, лично-государственные отношения – 23,
национальные отношения –7), всего – 80.
Ранг № 4: Образовательный блок (навыки – 22, знания – 21, умения –
17, образование – 15), всего – 75.
Ранг № 5: Блок физического развития (равновесие – 12, координация
движений – 10, ловкость – 8, гибкость – 6, сила – 6, выносливость – 4, быстрота – 3), всего – 49.
Представленный ранжированный список и представляет Фундамент
Защищённости студента-юноши.
У девушек картина совершенно другая: достоверных коэффициентов с
уровнем значимости p<0,05 – 57, а с p<0,01 – 93, в сумме – 150, т.е. почти в 5
раз меньше, чем у юношей.
Наиболее значимые для защищённости девушек-студенток блоки
со следующими данными:
1. Блок психологии – 61 коэффициент корреляции.
2. Блок экстремальной защиты – 25.
3. Ментальный блок – 23.
4. Блок физического развития – 20.
5. Образовательный блок – 14.
6. Блок отношений – 7.
Спектр женских переживаний, выраженная эмоциональность ожидаемо в лидерах списка блоков значимых коэффициентов корреляции. Девушек
также интересуют различные стороны экстремальной защиты в современном
социуме. Духовность, нравственность, культура, альтруизм пусть не на первом месте, как у юношей, но всё же в «призёрах». Жаль, что своему физическому развитию девушки уделяют мало времени, а учёбе – ещё меньше. И
совсем не понятно, почему нет ни одной связи с семейно-родственными отношениями!? Хотя профессиональные и лично-государственные отношения
попадаются в матрице не один раз.
Впрочем, нас не удивляют такие скудные данные. Девушки и женщины
Латвии по сути своей очень скрытны, а если и что-то отвечают про себя, то
наверняка эти данные, мягко говоря, будут приблизительны. Девушек Латвии, в отличие от юношей интересуют личные и лично-социальноматериальные вопросы (вещи, одежда, квартира, машина и т.д.) в Жизни.
О своей защищённости они мало заботятся, ведь её оберегают и мама, и папа,
и брат (если он есть). Таких «защищённых» барышень в наше время очень
много. Не зная почти ничего о личной безопасности и не умея никак её реализовать, они потом также беспечно относятся и к своим детям. Показательно
выразился по-этому поводу (в газете-журнале «МК-Латвия») в своем интервью педиатр Петерис Клява: «60-70% родителей Латвии («да, и других
стран») – дебильны» (2 августа 2016 года, Интернет –ресурс). Дополнительно они привёл статистику несчастных случаев и смертей детей по вине матерей.
334
Возвращаясь к степени управляемости факторов и дейторов мы должны констатировать гораздо большую способность к управлению факторами
и дейторами в Жизни у юношей-студентов.
Выводы.
1. Итоговые результаты показали лучший уровень личной защищённости девушек, чем юношей.
2. Настораживает, что более 50% студентов имеют личный уровень
защищенности (ЛУЗ) «ниже среднего». Для них возможно появление жизненных рисков для Здоровья и самой Жизни.
3. Большое значение для защищённости человека, и в частности студентов, имеет период от подготовки к зачатию и до 5–6-летнего возраста.
Наиболее значимыми факторами и дейторами в этот период являются: отношение родителей к ребёнку ещё до зачатия, настроение и самочувствие
матери в период беременности, условия родов, психофизическое и интеллектуальное развитие до 1 года и воспитание до 5–6 лет.
4. Корреляционный анализ ответов студентов показал значимые и достоверные взаимосвязи бытовых условий и личностных психофизических
характеристик студентов. Корреляционные связи у студентов-юно-шей более обширны и содержательны, чем у девушек.
5. Ранжирование блоков показателей выявило превалирование ментальности юношей в сравнении с девушками, а также их большую открытость и достоверность ответов.
6. Девушки более замкнуты в своих личных, бытовых проблемах и вопросах, связанных с квартирным/социальным обеспечением, а юноши более
расположены к решению вопросов и проблем в социуме.
7. Данный, нами разработанный и опробованный тест ТЛУЗ-2005 может быть использован, как в проективном, так и в социальном аспектах.
Список литературы
1. Лебедев, В. А. Феномен социальной защищённости человека. Философский анализ : дис. … канд. фил. наук / В. А. Лебедев. – МГСУ, 2000. – 163 с.
2. Нефёдов, А. В. Формирование социально-антропологической защищённости
школьников : дис. … канд. пед. Наук / А. В. Нефёдов. – Оренбург, 2003. – 191 с.
3. Степанов, А. П. Защищённость Жизни и здоровья студентов (родительский аспект) / А. П. Степанов // Материалы 5-й международной научно-практической конференции. – Том 2. – Харьков : ХНУ им.В. М. Каразина. 2007. – 238 с.
4. Фридман, Х. С. Проект Долголетие / Х. С. Фридман, Л. Р. Мартин. – София,
2011. – 320 с
Темы:
Наука и Здоровье
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий