3 марта 2021 г.

Пока АИССа курца дойдёт до этих страшилок, его уже в другом месте раньше прихватит!

 Демография

Надписи и картинки: помогают ли бороться с курением страшные упаковки сигарет

В 2021 году в России запретили продавать в интернете никотинсодержащую продукцию и устройства для ее потребления. Это одна из мер по борьбе с курением, принимаемых в стране, в том числе благодаря реализации нацпроекта «Демография». Уже более десяти лет в РФ продаются пачки сигарет, на упаковках которых есть предупреждение о вреде табака: сначала были надписи, потом появились иллюстрации, призванные устрашить курильщиков и заставить их отказаться от вредной привычки. О том, как работают эти способы, читайте в материале.

Конвенция ВОЗ по борьбе с табаком

В 2010 году в России появились крупные надписи на пачках сигарет. Они предупреждали, что вредная привычка может стать причиной инсульта, импотенции и других проблем со здоровьем. С 2013 года предупредительные надписи о вреде курения стали сопровождаться рисунками.

До октября 2017 года текстовые предупреждения занимали 30% лицевой, а графические — 50% задней поверхности пачки. «30% — это минимум, заложенный в рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком, которую Россия ратифицировала в 2008 году. Однако по сравнению с предшествующей пресловутой надписью «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья», которой и вовсе не было видно на пачке сигарет, тогда это стало прорывом», — рассказала порталу руководитель Центра профилактики и контроля потребления табака НМИЦ терапии и профилактической медицины Минздрава России Маринэ Гамбарян.

Eli Duke/CC BY-SA 2.0/flickr.com
Eli Duke/CC BY-SA 2.0/flickr.com

В 2017 году специалисты НМИЦ терапии и профилактической медицины проводили мониторинг, посвященный реализации антитабачной политики. Он показал, что 78% курильщиков замечали предупреждения на пачках сигарет, 85% вчитывались в их содержание с той или иной регулярностью. Почти 62% опрошенных курильщиков стали задумываться о вреде табака, 51% — об отказе от курения. 40% испытывали от вида пачки раздражение или дискомфорт, 21% порой отказывались от очередной сигареты, а около 9% даже пытались лишний раз не смотреть на упаковку — прятали ее в футляр или убирали подальше.

Качество изображений и вид упаковки

С ноября 2017 года картинки с текстами стали занимать 50% площади лицевой и оборотной стороны пачки. На них также появился номер телефона горячей линии Минздрава по оказанию помощи в отказе от курения. Однако повторный мониторинг, проведенный в 2019 году, показал, что предупреждения замечали уже 71%, вчитывались в них 80%, а об отказе от вредной привычки задумывались только 43%, указала Гамбарян.

«Одна из причин, возможно, в том, что картинки не всегда хорошего полиграфического качества, смысл не сразу улавливается, а значит, они не такие убедительные, как хотелось бы. Текст не всегда четкий и заметный и точно не такой устрашающий, как обычный черный текст в черной рамке. По данным опроса 2019 года, почти 89% курящих обращали внимание в первую очередь на фирменную упаковку сигарет и только 11% — на предупреждения, как и в 2017 году», — сказала эксперт.

Yuriy kosygin/CC BY-SA 4.0 from Wikipedia Commons
Yuriy kosygin/CC BY-SA 4.0 from Wikipedia Commons

По ее словам, это говорит о том, что графические и текстовые предупреждения в своем нынешнем виде работают недостаточно эффективно. В связи с этим Гамбарян предлагает пересмотреть качество картинок и их смысл, а также увеличить размер самих иллюстраций.

«Согласно мировому опыту, наиболее действенные — крупные предупреждения (от 60% площади упаковки со всех сторон), с четкими графическими изображениями последствий курения и крупным четким текстом. При этом упаковка сигарет должна быть стандартная для всех производителей — болотного цвета, без логотипа и содержащая только название изделия стандартным некрупным шрифтом», — отметила Гамбарян.

Влияние на подростков

Тем не менее со временем люди привыкают к любым неприятным картинкам и они перестают давать результат, уверена эксперт.

«С помощью графических изображений можно шокировать, удивить. Но говорить об отказе от курения только благодаря изображениям не приходится. Например, на подростков страшные фотографии вообще слабо действуют — они в принципе не верят, что с ними может что-то такое случиться», — сказала Гамбарян.

По мнению психологов, устрашающие картинки на пачках сигарет могут вызвать у молодежи чувство протеста или отрицания, убежденности, что это не про них. При этом подростки чаще, чем взрослые курильщики, обращают внимание на то, как выглядит сама пачка. Поэтому переход к стандартной упаковке с размещением на ней предупреждений может быть более действенной мерой именно для молодых людей, отметила руководитель Центра профилактики и контроля потребления табака.

dangerismycat/CC BY-NC-ND 2.0/flickr.com
dangerismycat/CC BY-NC-ND 2.0/flickr.com

«Подростки выбирают сигареты именно по тому, как выглядит пачка, учитывая все остальное во вторую очередь. Поэтому очень важно перейти к системе, которая уже действует в ряде стран, включая Австралию, Францию и Германию: выпускать безликие пачки сигарет», — сказала Гамбарян.

Эксперт также указала, что темно-зеленый (болотный) цвет был избран стандартным для упаковок табачной продукции во всех странах как наиболее отталкивающий для потребителя. Согласно последним исследованиям, он вызывает мысли о гниении, смерти и грязи.

Другой эффективной мерой Гамбарян назвала советы врачей о том, как бросить курить, на личном приеме. По мнению абсолютного большинства курильщиков, бросить вредную привычку им помогут слова доктора о том, что их заболевание или проблема связаны с курением, говорит директор центра. На втором месте по мотивации — забота о своем здоровье.

Исключить спонтанность

Маринэ Гамбарян также отметила, что еще одной важной мерой, принятой в России, стало решение убрать табачные изделия с глаз покупателей в супермаркетах и в других точках продаж. Сейчас они закрыты шторкой или находятся в специальном отсеке на кассе. Эксперт уверена, что необходимо переместить туда и все остальные устройства для потребления электронной табачной и прочей никотинсодержащей продукции.

«Это обоснованная мера, поскольку открытая выкладка — это своего рода демонстрация и косвенная реклама табачных изделий и, во-вторых, она повышает привлекательность и досягаемость табачных изделий, особенно для молодежи. Да и многие взрослые часто покупают сигареты только потому, что видят их в открытой выкладке — об этом свидетельствуют результаты мониторинга ЭПОХА-РФ. Так, в 2019 году 35% курильщиков приобретали табачные изделия после того, как увидели их на витрине», — отметила эксперт.

Владимир Сергеев/РИА Новости
Владимир Сергеев/РИА Новости

«Вы же не идете в супермаркет за конфетами или жевательной резинкой. Как правило, они попадаются под руку на кассе. То же самое с табачной продукцией. Если ее не видеть, то возможность спонтанной покупки уменьшается», — сказала специалист.

Она считает, что меры по борьбе с курением в России эффективны прежде всего потому, что являются комплексными и бескомпромиссными. Так, курильщикам не стали оставлять специальные пространства для курения — им полностью запретили дымить в общественных местах. В результате реализации российской антитабачной политики доля курящих в РФ, по данным Росстата, сократилась с 39% в 2009 году до 24% в 2019 году.

«Эффективность российской антитабачной политики, скорее, обусловлена внедрением всего комплекса мер, направленных не просто на снижение распространенности курения, а также заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением, но и на создание среды, где потребление табака не будет социально приемлемым явлением. По этой причине российский закон по борьбе с потреблением табака считается одним из самых жестких в Европе и в мире», — подчеркнула эксперт.

По ее словам, самой действенной мерой в борьбе с курением в мире считается повышение акцизов на табачную продукцию. По рекомендациям ВОЗ акциз на такие изделия должен составлять не менее 70% от цены самой потребляемой марки сигарет. В России этот налог составляет около 58%, и сигареты в последние годы стали дороже, но все еще продолжают быть доступными для потребителей.

«Кроме того, важна эффективная реализация запрета рекламы табачных изделий, продажи табака несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также грамотная информационная политика и оказание помощи в отказе от курения», — заключила Гамбарян.

Больше о способах отказа от курения вы сможете узнать на takzdorovo.ru.

Комментариев нет:

Отправить комментарий