Сомнения в достоверности
[править | править код]

Демографы и специалисты по математической статистике сомневаются в достоверности сведений о Жанне Кальман из-за того, что её случай является статистической аномалией. Являясь экстраординарным, он требует также экстраординарных доказательств[11][14]. Часть исследователей говорят об обмане, в частности, математик Николай Зак подозревает, что в 1934 году был совершён подлог документов с подменой умершей личности[15].
В 2018 году российские исследователи поставили под сомнение достоверность рекорда Жанны Кальман, выдвинув версию, что за Жанну выдавала себя её дочь[16][17][18]. Эта версия подвергается критике[19].
На основании проведённой оценки фото- и видеоматериалов Жанны Луизы Кальман в возрасте 110—117 лет в мае 2018 года было высказано мнение врача-гериатра Валерия Михайловича Новосёлова, председателя секции геронтологии МОИП при МГУ[20], о том, что данный случай не соответствует по тяжести клинической картины старости заявленному возрасту[21]. Это подразумевает, что документы и биография Жанны Кальман, рождённой в 1875 году, могли использоваться более молодой женщиной. При этом анализ ДНК или биологического материала долгожительницы не проводился.
Далее уже математик Николай Зак провёл собственное исследование[22], математические и архивные результаты которого дали ему основание утверждать, что дочь Жанны Луизы Кальман Ивонн (в замужестве Бийо) стала выдавать себя за мать в 1934 году[23]. 9 ноября 2018 года Николай Зак сделал доклад[24] в Зоологическом музее МГУ. Н. Ф. Зак выдвинул версию, что дочь «умерла» вместо матери, что позволило избежать уплаты налога на имущество. Поскольку Ивонн родилась в 1898 году, то это означает, что на момент смерти долгожительницы ей было 99 лет. Это могло бы объяснить и клиническое несоответствие картины старости Кальман её заявленному возрасту[16][17][18].
Эта версия была подвергнута критике Жаном-Мари Робином, ныне директором исследований французского Национального института здоровья и медицинских исследований[фр.], который назвал её «совершенно шаткой» и «ни на чём не основанной». Он подчеркнул, что валидаторы «никогда не делали так много для доказательства возраста человека» и «ни разу не нашли ничего, что вызывало бы хоть малейшее подозрение в её возрасте», у них был доступ к информации, которую могла знать только Жанна Кальман — такой, как имена учителей математики или прошлой прислуги в доме. Он также отмечает, что в период между двумя мировыми войнами семейство Кальман было в Арле известным, посещало клубы для высших слоёв общества, и слишком много людей должно было бы лгать в случае подмены, когда Фернан Кальман вдруг стал бы выдавать дочь за свою жену[19].
Вышедшая в 2019 году публикация Робина и соавторов в «The Journals of Gerontology» подчёркивает, что и статистическое неправдоподобие возраста Кальман в действительности Заком не показано. Кроме того, взаимный обмен личностями — регистрация смерти и похороны одного человека под именем другого и, наоборот, дальнейшая жизнь другого под именем и с документами первого — предполагает сложную теорию заговора, не имеющую ни одного реального образца в истории Франции. В кончине Ивонн Бийо в возрасте 36 лет нет ничего подозрительного: из документов известно, что её муж-офицер был вынужден взять долгий отпуск из-за её хронической болезни, и что она в 1931 году находилась в туберкулёзном санатории в Швейцарии[25]. Если допустить, что её смерть в 1934 году была фикцией, то в это время были живы её отец, муж и семилетний сын, которые были должны в дальнейшем систематически поддерживать перед окружающими «инцестуальную» версию об её превращении в жену, тёщу и бабушку соответственно. Судя по фотографиям, Ивонн была общительной и имела подруг-ровесниц. Извещение о ее смерти подписано несколькими десятками людей из разных семейств, необычная для Арля «большая толпа» присутствовала и на похоронах. По обычаю, в то время люди, прочитавшие такое извещение и желающие проститься с умершим, приходили в дом покойного и видели тело до его положения в гроб[26]. В таком случае люди, лично знавшие обеих женщин, либо не узнавали в дальнейшем Ивонн Бийо в её матери, либо все были посвящены в заговор. Такой подлог представлял собой серьёзное уголовное преступление. Если бы он имел место, то отец и муж Ивонн, авторитетные в буржуазном обществе люди, набожные католики, должны бы были очень серьёзно рисковать своей репутацией, рассчитывая на молчание всех этих людей, а также проживавших совместно в доме слуг и семилетнего ребёнка. Финансовые последствия для состоятельной семьи Кальман-Бийо, которые Зак привлекает в качестве мотива для фальсификации, также существенно преувеличены исследователем и не подтверждаются банковской и налоговой информацией.
После заседания Национального института демографических исследований (INED), проходившего в Париже 23 января 2019 года, французские, швейцарские и бельгийские эксперты по долголетию заявили, что российские исследователи не представили доказательств сценария подмены личности, но пообещали исследовать возможность такого варианта, вероятно с проведением эксгумации[27].
В феврале 2020 года вышла статья Николая Зака, применяющая теорему Байеса для анализа рекорда долголетия, где утверждается, что «вероятность смены личности в случае мадам Кальман составляет 99,99 %»[28]. Специалист по геронтологии Роберт Янг прокомментировал очередные заявления Зака, отметив игнорирование российским исследователем веских доказательств долгожительства Кальман и неуместность использования математического байесовского анализа при оценке её феномена. Он призвал при этом осуществить забор материала из останков женщины для изучения биомаркеров, указывавших бы на природу необычно долгой продолжительности жизни[29]. Исследователь Франсуа Робен-Шампинёль также критиковал математический аппарат Зака, назвав выводы Николая Зака «субъективными» и основывающимися на произвольных допущениях, а гипотезу об обмене личностями между матерью и её дочерью Ивонн «нереалистичной» и противоречащей фактам. В частности, он привел множество новых доказательств, например, анализ почерка Жанны Кальман, который показал его полное совпадение на протяжении многих десятков лет (например, два редких варианта прописной буквы «J» в её подписи). Было проведено исследование различных письменных источников (личные письма, нотариальные акты), датируемых 1898, 1900, 1926, 1930, 1946, 1957 и 1977 годами; все они имели схожие элементы почерка. Вряд ли Ивонн могла копировать особенности почерка своей матери всю жизнь, тем более, что один из документов был подписан в 1898 году, в год рождения Ивонн. Более того, на её свадебном контракте 1926 года подпись Жанны стоит рядом[26][30].
Образ жизни Жанны Кальман
[править | править код]
Исследователи отмечали, что Кальман не вела здоровый образ жизни: в течение 95 лет она курила, а завязала с этой пагубной привычкой лишь в 117-летнем возрасте, после операции[4]. По её словам, она сделала это, так как из-за почти полной потери зрения не могла прикурить самостоятельно, а просить кого-то ей было неудобно[31]. Как сообщил её лечащий врач, Кальман выкуривала 2 пачки сигарет в день[8]. При этом в монографии Университета демографических исследований имени Макса Планка отмечено, что среди остальных долгожителей этим Кальман составляет исключение: почти все они не курили или же курили очень мало[1]:1; курение и алкоголь — критерии шкалы FRAX для оценки рисков остеопороза.
Многие французы в шутку говорили, что причиной долголетия Кальман была её диета: она съедала около 1 кг шоколада в неделю и регулярно употребляла вино[4]. Жан-Мари Робин сказал, что, скорее всего, секрет Кальман был в её позитивном отношении к жизни: «Однажды она сказала: „Если вы с чем-то не можете ничего поделать, не переживайте из-за этого“»[4]. Также он отрицает, что она курила по-настоящему, и утверждает, что она лишь позировала с сигаретой для журналистов, просивших её об этом[32]. (Надо полагать эти журналюги были подкуплены каким-то табачным концерном - это же БЕШЕНАЯ РЕКЛАМА!! А.С.) Сама Кальман считала, что причина её долгожительства — в регулярном употреблении оливкового масла и фруктов[4]. «Она никогда не делала ничего особенного, чтобы остаться в добром здравии», — сказал Робин[7].
Кальман всегда активно занималась спортом: играла в теннис, до 100 лет каталась на велосипеде, занималась фехтованием[4]. Также она очень любила гулять на природе, предпочитая прогулки походам в гости[1]:6. Жан-Мари Робин, обнаруживший в архивах данные о жизни 68 родственников Жанны, заметил, что многие из них прожили больше среднего, хотя лишь она достигла 100-летнего возраста[1]:5. Тем не менее средняя продолжительность жизни 30 её предков составила 72 года[33].
Комментариев нет:
Отправить комментарий