24 сентября 2024 г.
Будьте внимательны в выборе пищевых продуктов!
В погоне за клиентами производители используют массу приемов, чтобы сделать свой продукт максимально привлекательным. Для этого они зачастую — нет, не лгут, но изощренно лукавят, вводя покупателей в заблуждение с помощью надписей на этикетках.
Просто гринвошинг, и ничего личного
В погоне за прибылью производители изобрели немало изощренных способов привлечь внимание покупателей. Один из самых эффективных — это гринвошинг: хитрый маркетинговый ход, который спекулирует на нашей любви к экологии и здоровому образу жизни.
Сводится он к тому, что на этикетках производители сообщают о наличии у продукта неких свойства или характеристик, которые делают его уникальным, хотя на деле их запросто может и не быть.
К примеру, ты видишь надпись «органический творог», которая у тебя в мозгу четко ассоциируется с тем, что органика – это хорошо и полезно. Но на самом деле это чистый обман, ибо неорганическим творог быть не может по определению. Зато органическим веществом, с точки зрения химии, являются нефть, торф, и, извините, даже дерьмо.
Однако, как показывают продажи, это работает! Что быстро понял первооткрыватель этого маркетингового хода, легендарный американский рекламщик Клод Хопкинс. Работая над рекламной компанией пива Schlitz, он ознакомился с технологией производства и придумал слоган для продвижения продукта. «Мы чистим бутылки горячим паром» – неслось из каждого утюга, и эта уникальная (как думали потребители) фишка сделала Schlitz всего за полгода самым популярным пивом в Америке. Лукавство было в том, что паром бутылки для пива обрабатывают все пивоварни на свете: иначе не добиться их стерильности и сохранности напитка.
С тех пор этот прием без зазрения совести используют многие другие производители. Примеры можно увидеть и у нас, на латвийских прилавках.
«Без холестерина»
Высокий уровень холестерина – одна из распространенных причин проблем со здоровьем у современных людей. Поэтому производители не могли пройти мимо такой возможности, как прорекламировать свой продукт, поставив на этикетку надпись «без холестерина».
Самое смешное, когда они пишут это на бутылках с подсолнечным маслом (или в аннотации к продукту). Такое можно встретить и у нас в Латвии. Вот, например: масло подсолнечное Olinalli 5 L (Великобритания). И в информации к продукту сказано: «Состав: 100% рафинированное дезодорированное подсолнечное масло высокого давления без холестерина».
Лукавство в том, что с таким же веским основанием можно ставить надпись «без холестерина» на бутылке с водой. Увы, лишь немногие (кто очень хорошо учился в школе) помнят, что холестерин содержится исключительно в животных жирах и потому никак не может содержаться, например, в клубнике или грибах. Или в подсолнечном масле, поскольку оно растительного происхождения.
«Без консервантов»
Для обычного потребителя (не химика и не причастного к пищевому производству) реклама давно все расставила по своим углам. Все, что с консервантами, — это зло. Все, что без консервантов, — добро. Вот и лепят производители на свою продукцию щедро сакраментальную надпись «без консервантов», зная, что это станет для товара наилучшим пиаром.
На самом деле такие производители просто пользуются нашей общей безграмотностью. Далеко не все консерванты — зло. Поэтому рекламные заманухи, обещающие их отсутствие, лишь используют внедренные в общество неверные стереотипы, создавая видимость уникальности продукта.
«Без консервантов» — написано на изюме или черносливе. Но при этом они ненатурально блестят и имеют не присущий винограду и сливам жирный привкус. Именно такие, увы, сегодня продаются в наших магазинах. Производители имеют в виду, что не обработали сухофрукты диоксидом серы. Но консервант все же есть — это растительное масло, которым продукт обработан для сохранности. Оно образует пленку, блокирующую допуск воздуха, что не позволяет бактериям развиться.
Можно ли обойтись без масла? Не всем нравится жирный изюм (не говоря о том, что это неполезно). Конечно, можно, но тогда виноград и сливы надо сушить слишком долго и хлопотно, на что современные производители ни за что не пойдут. Хотя это вполне реально (именно из таких сухофруктов делали компоты в советских столовых).
Среди натуральных консервантов также — соль и сахар. Так что, когда производитель в рекламном раже пишет «без консервантов», он, получается, обещает пресный продукт, начисто лишенный вкуса.
Некоторые, правда, поступают осторожнее и пишут: «без Е». Хочется напомнить известный шутливый — но на самом деле абсолютно научный — аргумент. Краситель танин (E181), консервант пропионовая кислота (E280), эмульгатор пектин (E440), усилитель вкуса глутаминовая кислота (E620), ароматизаторы ацетальдегид и гексил-пропаноат… Что это? Обычное яблоко из сада на вашей даче, если химически разложить его на составные элементы.
Не все Е вредны. Чем плохи, например, низин, натамицин (Е375) и молочная кислота (Е270)?. Первую и вторую добавку получают при ферментации бактерий, они становятся своеобразными антибиотиками. А молочную кислоту изготавливают благодаря брожению молочной, пивной или винной массы. И что тут ненатурального?
Или вот пектин (Е440) — это тоже вещество, которым богаты яблоки, но им же сгущают варенье на фабриках, что нисколько не вредит здоровью.
Безусловно, есть и жутко вредные Е-консерванты и Е-добавки. Но огульно писать «без консервантов» и «без Е» - значит обманывать потребителя.
«Органик» и «био»
С еще большим доверием люди относятся к этикеткам, где написано «био» или «органик», уверенные, что это уже добро в квадрате, ибо такой продукт натурален, как сама природа-мать.
Но они ошибаются. Давайте возьмем для примера вино с подобной волшебной приставкой. А можно сразу с двумя — вот, Bio Nero D’avola Terre Siciliane Organic, которое продается в самых разных латвийских магазинах и стоит от 10 до 15 евро за бутылку.
Вино, кстати, классное, как большинство сицилийских вин: и климат там подходящий, и сорт винограда неро-де-авола очень для виноделия перспективный. Но что значат приставки «био» и «органик»?
Про органические продукты справочная литература рассказывает так: «Продукция, производимая в органических хозяйствах, не содержит ГМО, консерванты, красители, ароматизаторы, химические консерванты; исключает обработку различными газами от насекомых, использование пестицидов, химических удобрений, гормонов, стимуляторов роста и антибиотиков».
Про биологические продукты говорится практически то же самое: «Такой продукт произведен с соблюдением строгих стандартов органического земледелия или животноводства. Это включает отказ от использования синтетических удобрений, пестицидов и гормонов роста, что способствует сохранению природных ресурсов и поддержанию биоразнообразия».
А теперь смотрим — не этикетку, а дополнение к ней на обратной стороне бутылки, где написан состав продукта. И что мы там видим? «Содержит сульфит».
Сульфиты (диоксиды серы) — это соединения, содержащие серу, которые активно используются в пищевой промышленности, поскольку они замедляют рост бактерий. Куда их только ни кладут и что ими только ни обрабатывают — от листьев салата и картофельных чипсов до кетчупа и, как мы видим, вина.
В сухих красных винах сульфитов меньше, в белых сухих — намного больше (и это причина, почему от белых вин так часто болит голова). Но — факт, даже если ваше вино «биологическое» и «органическое», что должно автоматически гарантировать отсутствие вредных добавок, они там есть. Не могут не быть — иначе эти вина просто не довезли бы до наших прилавков.
«Без сахара»
Еще одна страшилка нашего времени — сахар — породила и антистрашилку: магическую надпись «без сахара», которая сразу, как магнитом, притягивает к товару покупателей, приверженных здоровому образу жизни.
Жаль, что они при этом не желают вникать: а чем заменили вредный продукт? Ведь несладкую газировку (джем, конфеты и пр.) никто не купит. Так что же придает им заветный сладкий вкус?
А это — целая «химическая фабрика»: от аспартама до цикламата натрия и ацесульфама калия.
Каждый из этих искусственных подсластителей губит здоровье куда сильнее и быстрее, чем пригвожденный к позорному столбу сахар. Так, аспартам — вещество канцерогенное, обладает способностью изменять ДНК и является катализатором возникновения злокачественных опухолей. Между тем, именно его добавляют в популярные диетические газированные напитки вроде Coca Cola Zero, Pepsi Max и Diet Dr. Pepper.
В таком же вредоносном влиянии подозревают и другие искусственные подсластители: цикламат натрия, ацесульфам калия, неотам, сукралозу, которые, кроме того, способны спровоцировать диабет, могут привести к ожирению, портят печень и поджелудочную железу.
Существуют и натуральные заменители сахара, но у них тоже свои недостатки. Например, ксилит, а также эритрол увеличивают склонность организма к тромбозу, провоцируя инфаркты и инсульты. Так что лучше — просто уменьшить дозы сахара или заменять его сухофруктами.
А главное — не клевать на рекламные заманухи.
Темы:
Нездоровое питание
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий