2 сентября 2024 г.
Хочу познакомить вас с некоторыми научными статьями в аспекте науки о Здоровье - ВАЛЕОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВАЛЕОМЕТРИИ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Доктор медицинских наук, профессор П.В. Бундзен
Кандидат медицинских наук, доцент В.И. Баландин
Кандидаты медицинских наук О.М. Евдокимова, В.В. Загранцев
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
Здоровье — это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания.
Правомерность ориентации исследований в рамках вышеуказанных проблем подтверждается прежде всего спецификой изменений состояния здоровья населения, и особенно подрастающего поколения, в настоящий период времени. Уже первые исследования, проведенные с помощью скрининговой диагностико-консультационной системы «ОФИС» [10, 12], показали крайнюю малочисленность группы населения, которая по субъективным и объективным критериям, признанным в отечественной спортивной медицине, может быть охарактеризована как группа «здоровых». Процент здоровых лиц, как показали исследования, колеблется от 12 до 35% в зависимости от возрастного ценза. При этом обращает на себя внимание крайняя неоднородность состояния физической подготовленности и нервно-психического статуса обследованных, составляющих группу «здоровых».
В связи с этим особую значимость, с нашей точки зрения, приобретает концепция «интегративной валеологии» (см. выше), с позиции которой оздоровительные технологии должны обеспечивать гармонизацию всей системы ценностных ориентаций человека, реинтегрируя «здоровье» в систему достижения высших ценностей существования личности [28, 37].
Все изложенное выше послужило основанием для разработки в наших исследованиях оздоровительной технологии, в основу которой была положена концепция развивающей психофизической тренировки — ментального тренинга.
Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного развития физических возможностей и духовно-деятельностного потенциала личности.
Данный подход в целом имеет глубокие исторические корни. Если обратиться к одному из известных изречений, которое широко используется в оздоровительной физической культуре и спорте, а именно к словам сатира Ювинала (I-II вв. н.э.), то в оригинале оно звучит следующим образом: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом» (сатира 10, издание 1937 года, с. 84) [38].
Приоритет физической культуры и спорта в сопряжении физического и духовно-эстетического совершенства личности неоспорим [1, 7, 20, 27, 30, 32 и др.]. Поэтому именно теоретические концепции спортивной науки (в отличие от клинической медицины), с нашей точки зрения, представляют наибольшую ценность в разработке оздоровительных технологий холистического2 уровня.
Именно в рамках данной парадигмы и развивалась система интегрированной психофизической тренировки (ИПФТ) [11, 14, 39].
Специфику технологии ИПФТ составляют:
- использование комплиментарного воздействия физических упражнений и ментального тренинга на совершенствование механизмов кортико-висцеральной регуляции, повышение стресс-устойчивости организма и иммунной защиты организма;
- использование и адаптация новых систем физических упражнений (софрапедагогика, биоэнергопластика, калланетика) для восстановления биоэнергетического гомеостаза и повышения духовно-деятельностного потенциала личности [26, 31];
- развитие психических качеств и навыков, обеспечивающих позитивное развитие и рост эстетических идеалов личности.
Разработка технологии ИПФТ и проверка ее эффективности были проведены в России на широком контингенте населения: учащиеся общеобразовательных и профессиональных школ, училищ олимпийского резерва, студенты вузов, занимающиеся в спортивных секциях и клубах [2, 6, 15, 18, 21, 39].
В ходе исследований было доказано, что ИПФТ приводит к достоверному усилению оздоровительного эффекта физических упражнений, повышению психоэмоциональной устойчивости и активации системы иммунитета, особенно Т-системы. При этом в экспериментальных группах купируются энергодефицитные состояния, наблюдается повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями, возрастает субъективная оценка личностного благополучия.
Санкт-Петербурге В.И. Баландиным с сотрудниками было выполнено несколько серий исследований по применению ИПФТ в общеобразовательных школах, УОР и ШВСМ. Так, в гимназии № 2 под наблюдением находилось 29 учащихся 7-го класса, которые один раз в неделю в течение шести месяцев на уроках физической культуры под руководством преподавателя прослушивали базисный курс ментального тренинга. При этом 6 гимназистов дополнительно в домашних условиях один-два раза в неделю самостоятельно прослушивали аудиокассеты программы; 6 учащихся этого класса, освобожденные от занятий физкультурой, служили контрольной группой. Учащиеся дважды (в начале занятий ментальным тренингом — в ноябре и в конце учебного года — в мае) комплексно обследовались с целью изучения динамики изменения психических процессов, психических состояний и некоторых свойств личности. Через шесть месяцев при повторном обследовании было выявлено статистически достоверное улучшение показателей психических процессов (памяти, внимания, скорости переработки информации и др.) и изменения психических состояний (нервно-психической адаптации, фрустрационной толерантности, эмоциональной устойчивости) у гимназистов, применявших на уроках физкультуры ментальный тренинг. Более выраженные изменения отмеченных показателей выявлены у занимавшихся ментальным тренингом два-три раза в неделю, у них и успеваемость оказалась наилучшей.
Исследования, проведенные на спортсменах УОР, показали, что у применявших ментальный тренинг после основной тренировки от трех до пяти раз в неделю в течение двух-трех месяцев выявлены положительные изменения сердечной деятельности (экономизация в покое, снижение напряжения процессов экстракардиальной регуляции на тестирующую нагрузку и др.), улучшение психомоторных показателей (за счет снятия закрепощенности и повышения психомоторной координации). Улучшились концентрация, устойчивость и переключаемость внимания, скорость переработки информации, а также устойчивость психических процессов при эмоциональной нагрузке. Сочетанное воздействие физической и ментальной тренировок позволяет повысить также эмоциональную устойчивость и фрустрационную толерантность спортсменов, снижает личностную и реактивную тревожность, уменьшает процент реакций явной фрустрации и повышает результативность выступлений на соревнованиях [6].
В исследованиях, проведенных совместно со специалистами Скандинавского международного университета (Оребро, Швеция)1, было выявлено, что независимо от существующих кросскультурных различий систематическая ИПФТ (не менее 8 недель) по специальному комплексу «креативных» программ ментального тренинга приводит к снятию энергодефицитных состояний, гармонизации активности звеньев биоэнергетической системы организма и изменениям процессов моторно-психического синтеза [15]. Этот феномен заключается в приближении пропорций графических изображений, активно синтезируемых обследуемыми на экране компьютера, к так называемой «золотой пропорции» [19], являющейся универсальным критерием гармонии и красоты в природе и искусстве (живопись, музыка, архитектура, поэзия). Выявленный феномен служит прямым экспериментальным доказательством модулирующего влияния систематического ИПФТ на процессы эстетического предпочтения личности.
Обобщение всего вышеизложенного дает основание утверждать, что валеометрия и синтез оздоровительных технологий, базирующиеся на теоретических концепциях спортивной науки и интегративной валеологии, по всей вероятности, являются наиболее перспективными направлениями развития работ, позволяющими подойти к решению триады: позитивное развитие личности — укрепление здоровья населения — духовное возрождение нации.
Литература
1. Агеевец В.У. Физическое образование в России. СПб, 1996. — 31 с.
2. Азончик Л.Л. Динамика состояния психосоматического здоровья учащихся ПТУ с донозологическими изменениями состояния здоровья //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 33.
3. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики //Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — СПб: Наука, 1993, с. 49-60.
4. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Максимов А.Л. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебн.-метод. пособие. В двух частях. Ч. I. — Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1996. — 55 с.
5. Баландин В.И. Диагностика и прогноз функциональной готовности спортсменов //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 85.
6. Баландин В.И., Бундзен П.В. Современная технология повышения психофизиологических резервов — ментальный тренинг. //Матер. Всероссийской научн.-практ. конф. «Тенденции развития спорта высших достижений». М., 1997, с. 12-17.
7. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС, 1988.
8. Бендюков М.А., Прохорцев И.В. Перспективы развития шейпинга как интегрированной системы психофизической тренировки //Труды I научно-практической конференции
по проблемам шейпинга. 1994, с. 5-9.
9. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990. — 206 с.
10. Бундзен П.В. Теоретические основания разработки и опыт применения системы «ОФИС» для укрепления здоровья средствами массовой физической культуры. — В сб.:
Спорт и здоровье. СПб, 1992, с. 5-14.
11. Бундзен П.В. Оздоровительный психофизический тренинг: принципы построения и практическая результативность //Вестник спортивной медицины России. 1995, № 3-4, с. 23.
12. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д., Лисицына Л.Н., Осетинский М.Г. Автоматизированная система «ОФИС»: оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений //Теория и практика физической культуры. 1991, № 8, с. 24-27.
13. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения //Теория и практика физической культуры. 1994, № 5-6, с. 6-12.
14. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.-Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор) //Теория и практика физической культуры. 1996, № 8, с. 57-63.
15. Бундзен П.В., Унесталь Л.-Э. Теоретико-экспериментальные обоснования развития технологии ментального тренинга //Вестник Балтийской академии. Вып. 11, 1997, с. 7-14.
16. Бурэ Н.П. Возможности системно-симметрийного анализа ЭКГ для оценки сердечной деятельности лиц, занимающихся физической культурой и спортом //Материалы международного конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб, 1996, с. 246.
17. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993.
18. Вайник Г.А. Воздействие ментального тренинга на психофизическое состояние женщин, занимающихся шейпингом //Материалы международного конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб, 1996, с. 163.
19. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990. — 238 с.
20. Волков В.Ю., Волкова Л.М., Зверев В.В., Давиденко Д.Н. Компьютерные разработки в валеометрии //Вестник Балтийской академии. 1996, вып. 9, с. 28-32.
Темы:
Знания и Здоровье
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий