24 ноября 2023 г.
На всякий случай! Фрагмент из:https://biomolecula.ru/articles/kakaia-dich-pochemu-liudi-do-sikh-por-umiraiut-ot-beshenstva-i-mozhno-li-zarazitsi
Что касается эффективности постконтактной профилактики, то она очень высока, так как в подавляющем большинстве случаев позволяет предотвратить попадание вируса в ЦНС, где он размножается, а затем распространяется в слюнные железы, мозг и другие органы. Благодаря этому ВОЗ считает смертность от бешенства «полностью предотвратимой». Правда, есть нюанс: современные вакцины защищают только от лиссавирусов первой группы , в которую входит классический вирус бешенства (RABV), вирус Дювенхейдж (DUVV), европейские лиссавирусы летучих мышей 1 и 2 типа (EBLV1 и 2), австралийский лиссавирус летучих мышей (ABLV) и другие. Несмотря на то, что большинство возбудителей бешенства циркулирует среди летучих мышей, к ним восприимчивы другие млекопитающие, поэтому разработка универсальной вакцины более чем актуальна.
Эта группа объединяет большинство известных лиссавирусов. Однако существуют еще три филогруппы, к которым относятся вирусы Лагос-Бат, Мокола, Шимони-Бат, западнокавказский вирус летучих мышей и вирус Икома. К ним не возникает перекрестного иммунитета после вакцинации, при этом они могут вызывать у млекопитающих острые энцефалиты со смертностью, близкой к 100% [17].
Милуокский протокол
Джина Гис
Рисунок 6. Джина Гис — первый человек, которому удалось выжить после появления симптомов бешенства.
«Люди»
На протяжении многих веков клиническая практика ведения больных бешенством показывала, что вылечить эту болезнь после появления клинических симптомов невозможно (терапия направлена лишь на облегчение страданий больного). И все же в 2005 году американским медиками удалось спасти пациента. В сентябре 2004 года в больницу привезли 15-летнюю Джину Гис (рис. 6) с симптомами бешенства. За 37 дней до госпитализации ее укусила летучая мышь (узнав об инциденте, родители решили, что дело пустяковое и обращаться к врачу не стали).
Видя, что дело плохо, врачи предложили родителям экспериментальное лечение: ввод в искусственную кому и терапию противовирусными — рибавирином и амантадином — в расчете на то, что иммунная система девушки справится с вирусом благодаря выработке антител (вакцину или иммуноглобулин ей не вводили). Джину вывели из комы через неделю, а месяц спустя анализы показали отсутствие вируса. Через несколько недель ее выписали из больницы, можно сказать, полностью здоровой. Протокол, по которому проводили лечение, получил название Милуокского (Milwaukee protocol) [18]. Стоимость такой терапии составляет около $1 млн.
Джина Гис была не единственным непривитым пациентом, кому удалось выжить после появления симптомов бешенства. Описаны два похожих случая у подростков из Бразилии. Их лечили по так называемому протоколу Ресайф (Recife Protocol), который похож на Милуокский [18]. Впрочем, эффективность у такого лечения все равно низкая: в 2020 году было предпринято около 35 попыток применения Милуокского протокола, выживаемость составила 20% (точных данных нет, так как при смерти пациента не всегда указывается схема, по которой его лечили [18]).
Применение противовирусной терапии основано на предположении, что вирус бешенства не уничтожает зараженные им нейроны, а вызывает лишь временное расстройство функций мозга. Если дать организму время, он сможет побороть патоген самостоятельно. Возможно, искусственная кома и противовирусные действительно спасают жизни незначительного процента заболевших, но, скорее всего, дело не только в этом.
Джина Гис смогла выжить не только благодаря лечению, но и, например, ослабленным свойствам вируса, которым заразила ее летучая мышь (обнаружить животное и выделить у него возбудитель не удалось, поэтому теории на этот счет можно строить разные). Несмотря на несколько воодушевляющих историй, удачных попыток лечения бешенства крайне мало. К тому же еще не известно какую роль в этом могут играть индивидуальные особенности или разновидность вируса. Кстати, не всегда пациентам удается полностью реабилитироваться после болезни: в 2011 году врачам из Краснодарского края удалось вылечить ребенка по Милуокскому протоколу, однако через месяц он скончался от инсульта. Этот случай ужасен еще и тем, что мальчик испугался уколов, которые делали его сестре (она выжила), поэтому выдавал укусы на плече за ссадины.
5 важных фактов про прививки против бешенства
Для постконтактной профилактики этой болезни нет противопоказаний: ни возраст, ни аллергия, ни беременность не является поводом отменить вакцинацию. Так что запугивание «последствиями» и отказ в профилактике из-за состояния вашего здоровья является прямым указанием на профнепригодность медицинского персонала.
Проводить лабораторную диагностику напавшего животного нет смысла из-за вероятности ложного результата тестов. При симптомах болезни у животного вас привьют вне зависимости от анализов. Полный курс вакцинации против бешенства состоит из 6 доз. Начинают его сразу же после инцидента или в тот день, когда пострадавший доберется до травмпункта, в котором есть вакцина (в случае задержек прививки должны сделать, но гарантии выздоровления уже никто не даст).
Современная вакцинация против бешенства — уже давно не 40 уколов в область живота! Схема лечебно-профилактических прививок при нарушении кожных покровов и/или контакте со слюной зараженного животного включает 5 или 6 уколов: в день обращения, на третьи седьмые, 14-е и 30-е сутки после первой прививки. Некоторым пациентам назначают шестую дозу вакцины на 90-й день.
Так как в зоне высокого риска по заражению находятся люди определенных профессий (сотрудники лабораторий, работающие с уличным вирусом бешенства, ветеринарные работники, егеря, охотники, лесники и др.), им необходимы профилактические прививки: 3 дозы вакцины, ревакцинация через 12 месяцев и далее — каждые три года.
Для иммунизации людей сегодня применяются высокоэффективные и безопасные антирабические вакцины. Одна из них — КОКАВ — представляет собой инактивированный очищенный вакцинный штамм вируса бешенства Внуково-32. По своим свойствам этот препарат не уступает зарубежным аналогам, у него хорошая переносимость и высокая профилактическая эффективность. Чтобы вакцина была полностью безопасна для применения, все поступающие в гражданский оборот партии подвергаются тщательной проверке. Контроли охватывают каждую стадию производства, доставки и хранения.
рассказал «Биомолекуле» cоветник по науке холдинга «Нацимбио» Госкорпорации Ростех, д.м.н., профессор Игорь Никитин
Заразиться бешенством от прививки невозможно! Современная вакцина инактивирована: то есть содержит убитый возбудитель. Он не может начать размножаться или заражать клетки (чем убитые возбудители отличаются от живых ослабленных, я рассказывала в этом видео).
Вакцины против бешенства малореактогенны: в основном на них наблюдаются местные реакции (отек, уплотнение), а также недомогание, повышение температуры и увеличение лимфоузлов. Артриты и миалгии (боли в мышцах, связках, сухожилиях) редки; описаны единичные случаи аллергических реакций (тем не менее аллергия не является противопоказанием к прививкам). Иммуноглобулин более опасен: на него могут возникать аллергические реакции немедленного типа (вплоть до анафилактического шока) и сывороточная болезнь. Для быстрой реанимации в случае немедленных реакций в прививочных кабинетах должны находится противошоковые наборы [19].
Как правильно прививать животных
Так как в России животные до сих пор заражаются бешенством, то рекомендации по вакцинации включают ежегодные прививки (а не раз в три года, даже если такой срок указан в инструкции). Это касается всех животных, которые бывают на улице (в том числе периодически). У молодняка вакцинацию делают в два этапа:
первая доза вакцины после отъема от матери (в 2 месяца или позже),
ревакцинация через месяц.
Это значит, что первый в жизни курс прививок состоит из двух доз вакцины, а не одной! Важно придерживаться именно такой схемы, потому что риск низких титров к бешенству у юных животных выше, чем взрослых [20]. Это касается как собак, так и кошек.
Защита после первой прививки появляется не ранее, чем через 3–4 недели, поэтому везти животное на дачу сразу после вакцинации может быть небезопасным. Своевременная ревакцинация (а не с интервалом в 9–12 месяцев) дает защиту в тот же день [21]. Если резюмировать, то риск заразиться бешенством от питомца, привитого в соответствии с рекомендациями, крайне низок. Впрочем, в случае укусов или нападения на человека привитые животные должны помещаться на 30-дневный карантин [22], а пострадавшие — получить профилактику.
Домашних питомцев, которые никогда не бывают на улице, тоже прививают. Но в этом случае интервал между прививками можно увеличить до 3-х лет. Эффективность ветеринарных вакцин считается очень высокой, по крайней мере в отношении самого распространенного лиссавируса RABV [18], [23].
Диких животных чаще всего прививают живыми оральными вакцинами. Однако живые ослабленные возбудители быстро теряют свойства в жарком климате, поэтому их проблематично применять в странах Азии и Африки. Кроме того, существует опасность реверсии вакцинного штамма обратно в патогенный при длительном применении, особенно у нецелевых животных (например, грызунов) [17].
Заключение
Почти 140 лет назад Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства , но люди до сих пор умирают из-за этой болезни. Конечно, происходит это в основном в бедных странах, где нет доступной постконтактной профилактики и масштабных программ по вакцинации диких и домашних животных.
Захватывающую историю борьбы Пастера с этим возбудителем, а также хронику его погони за микроорганизмами, читайте в классической книге «Охотники за микробами» [24].
Тем не менее наплевательское отношение к бешенству характерно и для благополучных стран, включая Россию. «Кого не кусали собаки? Разве кто-нибудь умер?», «Стоит ли беспокоиться из-за каждой царапины?» — обычно отвечают на вопросы о профилактике. Существует мнение, что при нападении бешеного животного риск заражения невысок. В среднем он составляет 30%, но многое зависит от нюансов и случайных совпадений: например, укусы в голову или лицо наиболее опасны (заболевает до 90% непривитых пострадавших) и смертельного исхода [2].
Случается, что при нападении зараженного животного кто-то отделывается только испугом. Однако как быть со случаем Джины Гис, для которой стал фатальным небольшой укус летучей мыши в палец? К сожалению, предугадать исход инцидентов с животными заранее невозможно. Зато точно известно, что появление симптомов бешенства — это верная смерть (несколько случаев излечения в расчет не принимаем, потому что среди 50 тысяч умирающих от бешенства ежегодно это капля в море). Не кажется ли вам, что странно отказываться от профилактики, которая практически со 100% вероятностью гарантирует жизнь, из-за предрассудков, лени и страха перед прививками?
Темы:
Борьба с болезнями
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий