2 июля 2022 г.

Одна из моих научных публикаций...

Жизненная защищённость студентов Степанов А.П. Латвия, Даугавпилс Резюме: Исследование общей жизненной защищённости студентов с помощью оригинального, разработанного автором теста «ТЛУЗ -2005» раскрывает возможности использования его в социальной адаптации студентов. Ключевые слова: Жизненная защищённость, психоинтеллектуальное развитие, половые различия факторов и дейторов защищённости студентов, корреляционные взаимосвязи. Abstract: : The study of the general life security of students with the help of the original test developed by the author “TLUZ-2005” reveals the possibilities of using it in their social adaptation. Key words: Life security, psycho-intellectual development, controllable and uncontrollable factors and dectors, gender differences in student security, correlation relationships. Введение После многих исследований автора в области Здоровья человека, он озадачился изучением более широкого, совершенно абсолютного феномена Жизни человека – защищённости его Жизни в целом. Вероятно, он вдохновился феноменальным лонгитюдным исследованием Льюиса Термана [4]. На человека в социуме от зачатия и до смерти воздействуют множество позитивных и негативных факторов и дейторов (дейтор – непосредственно воздействующий на человека фактор). По степени управляемости их человеком их можно условно разделить на четыре группы: управляемые , неуправляемые, условно управляемые и условно неуправляемые. Под условно управляемыми (и неуправляемыми ) мы будем подразумевать такие факторы и дейторы, степень управляемости которых зависит от изменяющихся обстоятельств или (и) психоинтеллектуальных особенностей и способностей человека. Вопросы изучения жизненной защищённости человека в научных источниках освещаются крайне мало. Рассматриваются, в основном, вопросы социальной защищенности различных слоёв населения : защита прав человека; безопасность пожилых; психологическая защищённость; защищённость жизни и здоровья граждан; чувство защищённости для женщин; защищённость, как важный аспект жизни (belokurov) и др. Наиболее близки по содержанию диссертации Лебедева В.А. [1] и Нефёдова А.В. [2]. Определим общее понятие «Защищённость человека». Защищённость человека – это комплексная генетическая, психофизическая, интеллектуальная, информационная, и социальная защищённость и подготовленность человека к возможным негативным жизненным условиям и обстоятельствам от зачатия и до смерти. Так получилось, что первую часть (родительский аспект) данного исследования мы опубликовали в 2007 году [3]. И хотя данные второй части тоже уже были в 2006-м, статистику и обсуждение результатов с выводами общего аспекта (родители + студенты-дети ) сделали только сейчас. Исследование проводилось на базе Даугавпилсского Филиала Рижского Технического Университета с контингентом студентов и их родителей. Таким образом, имея результаты обоих опросов мы смогли определить общий ЛУЗ студентов 19-25 лет в целом. Естественно, что все данные являются приблизительными, ввиду соответствующей субъективности самооценок родителей и студентов, но общие убедительные тенденции статистически являются доказательными. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью статистического, корреляционного и факторного анализов. Девушки: 32+32 мамы. Юноши: 25+25 мам. Отцы тоже отвечали и разница ответов по сравнению с матерями довольно интересна, но полных набор отцов собрать не получилось. Методика исследования Наше необычное исследование определило своей целью попытаться чисто статистически определить уровни защищённости жизни студентов на основе специального авторского оригинального Теста Личного Уровня Защищённости (ТЛУЗ-2005). Студентам и их родителям было предложено заполнить отдельные бланки с цифровыми ответами по 10-балльной шкале соответственно показателям теста. Первая часть теста заполнялась родителями, а вторая студентами. Кроме этого, автору были интересны и половые различия в результатах тестирования. Условно все показатели можно объединить в разделы: 1. Генетический (13 цифровых ответов). 2. Раздел условий зачатия и беременности (7). 3. Раздел родов (3). 4. Раздел младенчества и развития (10). 5. Пубертатный под раздел (4). Цифровые показатели этой группы разделов определяли родители. 6. Раздел личной психологической защищённости (12). 7. Раздел личной физической защищённости (9). 8. Раздел личной социально-психологической защищённости (9). 9. Раздел личной социальной защищённости (18). 10. Раздел личной ментальной защищённости (8). Эти данные определяли сами студенты. Средние данные по всем 93 показателям и родителей и их детей суммировались и определялся средние баллы каждого показателя, которые, в свою очередь, были основой для классифицирования ЛУЗ студентов по данным и родителей и самих студентов ( ниже среднего, средний и выше среднего). Кроме этого был проведён корреляционный и факторный анализы связей отдельных показателей и разделов теста. Всего было статистически обработано 4376 цифровых ответов. Результаты и обсуждение Итоговые ЛУЗ определились с такими результатами: Девушки: ниже среднего ЛУЗ – 4 (18,7%), средний – 27 (84,3%), выше среднего – 1 (3,1%) Юноши: ниже среднего – 8 (32%), средний – 16 (64%), выше среднего – 1 (4%). Как видим ожидаемо более защищены девушки и это общепринятая аксиома общества: как будущие продолжатели рода и воспитатели (в основном) своих детей. Тревожит, однако, более 50% (если экстраполировать проценты в социум) молодых людей с ЛУЗ ниже среднего. Возможно их будущая Жизнь может быть сопряжена с различными личными рисками и угрозами для Здоровья и самой Жизни. Уровень образования матерей: учёная степень – 6%, магистр – 31,3%, среднее специальное – 14,9%, среднее – 3%, неоконченное среднее – 1,5% поддерживает аксиому соответствия уровня образования родителей и их детей и детерминирует достаточный уровень психического и интеллектуального развития студентов. Интересные данные были получены с помощью корреляционного и факторного анализов. Факторный анализ показывает высокую значимость психологической готовности к созданию ребёнка родителями и начального этапа его созревания и развития: особенно отношение родителей к будущему ребёнку до зачатия и во время его (+0,75), а так же психоинтеллектуальное развитие ребёнка до года. Большое значение так же имеет внимание к ребёнку в целом до 5-6 лет. Особое значение имеет самочувствие и настроение матери во время беременности. От него зависит и её Здоровье (+0,55) и её отношение и внимание к ребёнку. С другой стороны этот фактор зависит от материального положения в семье, от Здоровья матери в беременности (+0,56) и от отношения родителей к ребёнку до зачатия (+0,51). Но наибольшую значимость для общей защищённости студентов имеет психоинтеллектуальное развитие – этот фактор «собрал» 17 значимых коэффициентов корреляции от +0,36 до +0,72 (с физическим развитием). В подростковом возрасте значимыми факторами становятся и помощь родителей в психофизическом развитии (от +0,48 до +0,60) и контроль за ближним кругом общения, и обучение выживанию в экстремальных ситуациях (от+ 0,42 до +0,51). Корреляционный анализ связей показателей в ответах девушек выявил следующие зависимости: некоторые психологические качества - прощение, терпимость, зависимость от мнения окружающих связаны с социальным и материальным обеспечением (от 0, 56 до 0, 78); оптимизм с уверенностью в себе (0,56); предвидение со способностью переносить холод, голод и умением самозащищаться (0,46-0,50); тревожность, страхи с наличием любой работы (0,69); самозащита с физическими качествами и карьерой (0,59 – 0,76). «Работа по душе» отрицает «любую работу» (-0, 67); У юношей были выявлены несколько другие, более качественные и количественные, психологические связи: устойчивость к стрессу с прощением (0,71); терпимость с овладением навыками (0,52) и уровнем образования (0,45); предвидение (предусмотрительность-12 к.с.) с адекватным ответом на агрессию (0,52), с уверенностью в себе (0,50), с физическим качеством силой (0,50), с выносливостью, способностью переносить холод, с уровнем знаний, умений и навыков ( 0,50-0,57), с семейно-родственными связями (0,65), с профессиональными отношениями и с альтруизмом (0,50); устойчивость к стрессу (27 к.с.) с уверенностью в себе (0,65), с развитием физических качеств (0,58), со способностью переносить боль (0,82), голод (0,92), с адекватной реакцией на враждебность и агрессию (0,67), со способностью к выживанию (0,80), с социально-бытовым обеспечением (отопление , вода, канализация) – (0,55-0,58), с профессиональными отношениями (0,58) и особенно с ментальным блоком (духовность, альтруизм, культура и нравственность) – (0,55-0,80); тревожность и страхи (21 к.с.) с адекватным восприятием действительности для принятия правильного решения (0,73), с развитием физических качеств (0,60-0,63), с состоянием боевой готовности (0,75), со способностью переносить боль, холод, голод и жару (0,61 – 0,72), с семейно-родственными и профессиональными отношениями (0,57-0,67), с ментальным блоком (0,61 – 0,73); Физические качества (14 к.с.); Выносливость (23 к.с.); Сила (26 к.с.); Ловкость (26 к.с.), Гибкость (24 к.с.); Координация движений (18 к.с.); Равновесие (22 к.с.); Боевая готовность (22 к.с.); Самозащита (20 к.с.); Перенесение боли (17 к.с.); Голод (15 к.с.); Холод (16 к.с.),; Жара (12 к.с.); Адекватная реакция на сексуальную депривацию (13 к.с.); Адекватная реакция на сенсорную депривацию с сексдепривацией (0,80), с коммуникативной депривацией (0,62); Выживание (14 к.с.); Наличие собственной квартиры (13 к.с.); Работа по душе (12 к.с.); Уровень знаний, навыков и умений (27 к.с.); Все коэффициенты корреляции, приведеные выше, статистически достоверны при уровне значимости 0,01 (427 к.к.). Остальные при 0,05 (217 к.к.) Всего – 644. Наиболее значимые для защищённости студентов-юношей блоки определились с такими данными: Ранг №1 Ментальный блок ( Нравственность-54 корреляционых связей, Культура-29, Альтруизм-29, Духовность-27) = 139 Ранг №2 Блок экстремальной защиты (Выживание-17, Адекватная реакция на враждебность и агрессию-15, Способность переносить: жару-13, холод-15, голод-12, боль-12, Самозащита-13, Боевая готовность-12)= 109 Ранг №3 Блок отношений (Профессиональные отношения-26, Семейно-родственные отношения-24, Лично-государственные отношения-23, Национальные отношения-7)= 80 Ранг№4 Образовательный блок (Навыки-22, Знания-21, Умения-17,Образование-15)=75 Ранг №5 Блок физического развития (Равновесие-12, Координация движений-10, Ловкость-8, Гибкость-6, Сила-6, Выносливость-4, Быстрота-3) = 49 Этот ранжированный список и представляет Фундамент Защищённости студента-юноши. У девушек картина совершенно другая: достоверных коэффициентов с уровнем значимости 0,05 – 57, а с 0,01 – 93, т.е. всего 150, т.е. почти в 5 раз меньше. Наиболее значимые для защищённости девушек-студенток блоки со следующими данными: 1. Блок психологии – 61 коэффициент корреляции 2. Блок экстремальной защиты - 25 3. Ментальный блок – 23 4. Блок физического развития - 20 5. Образовательный блок – 14 6. Блок отношений – 7 Женские переживания, эмоциональность ожидаемо первые в списке блоков значимых коэффициентов корреляции. Девушек так же интересуют различные стороны экстремальной защиты в современном социуме. Духовность, нравственность, культура, альтруизм пусть не на первом месте, как у юношей, но всё же в «призёрах». Жаль, что своему физическому развитию девушки уделяют мало времени. А учёбе ещё меньше. И совсем не понятно, почему нет ни одной связи с семейно-родственными отношениями!? Хотя профессиональные и лично-государственные отношения попадаются в матрице не один раз. Нас не удивляют такие скудные данные: девушки и женщины Латвии по сути своей очень скрытны, а если и что-то отвечают про себя, то наверняка эти данные, мягко говоря, будут приблизительны. Девушек Латвии, в отличие от юношей интересуют личные и лично-социально-материальные вопросы (вещи, одежда, квартира, машина и т.д.) в Жизни. О своей защищённости они мало заботятся, ведь её оберегают и мама и папа и брат (если он есть). Таких «защищённых» барышень в наше время очень много. Не зная почти ничего о личной безопасности и не умея никак её реализовать, они потом так же беспечно относятся и к своим детям. Про них хорошо сказал (газета-журнал «МК-Латвия») в интервью педиатр Петерис Клява: « 60-70% родителей Латвии («да, и других стран»)- дебильны.» 2 августа 2016 года – Интернет –ресурс. И привёл статистику несчастных случаев и смертей детей по вине матерей. Возвращаясь к степени управляемости факторов и дейторов мы должны констатировать гораздо большую способность к управлению факторами и дейторами в Жизни у юношей-студентов. Выводы 1. Итоговые результаты показали лучший уровень личной защищённости девушек, чем юношей. 2. Настораживает, что более 50% студентов с ЛУЗ «ниже среднего». Для них возможны жизненные риски в Здоровье и в самой Жизни. 3. Большое значение для защищённости человека, и в частности студентов, имеет период от подготовки к зачатию и до 5-6 летнего возраста. Наиболее значимыми факторами и дейторами в этот период являются: отношение родителей к ребёнку ещё до зачатия, настроение самочувствие матери в беременности, условия родов, психофизическое и интеллектуальное развитие до 1 года и воспитание до 5-6 лет. 4. Корреляционный анализ ответов студентов показал значимые и достоверные взаимосвязи бытовых условий и личностных психофизических характеристик студентов. Корреляционные связи студентов-юношей были более обширны и содержательны, чем у девушек. 5. Ранжирование блоков показателей выявило превалирование ментальности юношей в сравнении с девушками, а так же их большую открытость и достоверность ответов. 6 Девушки более замкнуты в своих личных, бытовых и вопросах, связанных с квартирным социальным обеспечением, а юноши расположены к решению вопросов и проблем в социуме. 7. Данный, нами разработанный и опробованный тест ТЛУЗ-2005 может быть использован, как в проективном, так и в социальном аспектах. Литература 1. Лебедев В.А. Феномен социальной защищённости человека. Философский анализ. Дисс. к.ф.н. , МГСУ.2000, 163 с. 2. Нефёдов А.В. Формирование социально-антропологической защищённости школьников. Дисс. к.п.н. . Оренбург. 2003, 191 с. 3. Степанов А.П. Защищённость Жизни и здоровья студентов (родительский аспект). Материалы 5-й международной научно-практической конференции. Том 2. Харьков. ХНУ им.В.М.Каразина. 2007. 238 с. 4. Ховард С. Фридман, Лесли Р. Мартин. Проект Долголетие. София. 2011. 320 с. Автор – доцент А.Степанов, Латвия, Даугавпилс [email protected] , [email protected] t. +37126020044 www.aissa.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий