21 сентября 2020 г.

20 лет назад...а сейчас?

 

Петр ГРИГОРЬЕВ, профессор.

Эмилия ЯКОВЕНКО, профессор.

Российский государственный медицинский университет.

Владимир ЖУХОВИЦКИЙ, доцент.

Московская городская клиническая больница им. С.П.Боткина.

К итогам парламентских слушаний по проблеме СПИДа

Прошедшие в Государственной Думе РФ парламентские слушания "О комплексе мер по профилактике и борьбе с заболеванием, вызываемым вирусом иммунодефицита человека (СПИД) в Российской Федерации" были обречены на неполноценное освещение в СМИ, даже профессиональных. Потому что это были не традиционные слушания, суть которых можно изложить на одной газетной странице, а полновесная научная конференция: что ни доклад, то проблемная статья. Выступили практически все ведущие специалисты, многие деятели политики и культуры. Резюмировать все сказанное ими в нескольких строчках значило загубить смысл мероприятия. Посвящать ему весь газетный номер - значит обрекать газету на роль узковедомственного издания. Нам представляется, что будет правильным, если мы опубликуем наиболее интересные суждения в течение нескольких номеров. Это позволит заинтересованному читателю получить максимум информации и высказать свое мнение по отдельным аспектам проблемы.

Итак, первой предоставляем слово Анне КУБАНОВОЙ, директору Центрального научно-исследовательского института кожно-венерологических заболеваний Минздрава РФ академии РАМН.

Поскольку одним из путей передачи ВИЧ-инфекции является половой, то практически весь комплекс мероприятий, который направлен на профилактику и контроль ВИЧ-инфекции, является общим и для болезней, которые передаются половым путем, или, как раньше их называли, венерических.

Начиная с 1989 года в России регистрируется ежегодный рост заболеваемости сифилисом и другими инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), который к настоящему времени принял угрожающий характер. В 1999 году, по данным официальной государственной статистики, общее число впервые заболевших ИППП составило 2 млн человек, из них сифилисом - 280 тыс.

В 1997 году заболеваемость сифилисом в России достигла пика, и по сравнению с 1989 годом увеличилась в 64 раза, составив 277 случаев на 100 тыс. населения. Аналогичная ситуация с заболеваниями, передаваемыми половым путем, сложилась и в других странах СНГ.

Если единичные случаи врожденного сифилиса в странах Центральной Европы считаются чрезвычайным событием, то в нашей стране число больных врожденным сифилисом в 1999 году достигло 837 случаев.

Большую тревогу вызывает рост заболеваемости ИППП среди детей и подростков. Так, в возрастной группе до 14 лет зарегистрировано 2598 больных сифилисом. Это данные 1999 года. Среди подростков 15-17 лет насчитывается около 14 тыс. больных, причем число девушек достигает 10 581 - почти в 1,5 раза превышает число юношей, болеющих этими заболеваниями. И все эти данные оцениваются нами как крайне неблагоприятные, ибо свидетельствуют о раннем начале половых отношений, участии девушек и девочек в оказании платных интимных услуг. По анализу заболеваемости по территориям, различным субъектам Российской Федерации, 60 проц. заболевших детей заражается половым путем.

Растет число больных урогенитальным хламидиозом и гонореей, по-прежнему высокими остаются показатели заболеваемости трихомониазом. Наметившееся в 1997 году снижение заболеваемости сифилисом, по прогнозам ученых, носит лишь временный характер. И, согласно этим прогнозам, в 2001 году ожидается очередной рост заболеваемости.

Не останавливаясь на последствиях ИППП, на особенности репродуктивного и физического здоровья, я хочу подчеркнуть, что опасность эпидемии болезней, передаваемых половым путем, заключается еще и в том, что они являются проводниками ВИЧ-инфекции. Имеющиеся язвенные или эрозивные поражения на слизистых оболочках, на коже облегают проникновение вируса иммунодефицита, а наличие в организме еще какой-либо инфекции - сифилиса, гепатитов В и С, особенно герпетической инфекции - в значительной степени подавляет собственный иммунитет и резко повышает риск заражения ВИЧ-инфекцией.

Последние данные по отдельным регионам свидетельствуют об увеличении половой передачи ВИЧ-инфекции в 4 раза, а среди больных, страдающих ИППП, зараженность ВИЧ в течение года увеличилась в 7 раз. Особую озабоченность вызывает резкая активизация путей передачи инфекций в результате коммерциализации сексуальных услуг. Рост проституции способствует распространению, поддержанию заболеваемости на высоком уровне. До 40-45 проц. обследованных нами проституток, или, как мы сейчас говорим, "сексуальных работниц", болеют теми или иными половыми инфекциями. В этих условиях трудно надеяться, что имеющиеся в арсенале дерматовенерологической службы традиционные меры борьбы с этими заболеваниями дадут желаемый эффект. Так как не ликвидируется сам инкубатор инфекции.

Среди основных причин, вызывающих эпидемическую вспышку ИППП среди населения, придется указать на отсутствие национальной программы первичной профилактики, которая включает медицинскую грамотность населения, в том числе по отношению к своему здоровью. Информированность о болезнях, передаваемых половым путем и средствах защиты от них, воспитание нравственной ответственности за сохранение собственного здоровья, возможности заражения партнера, формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи.

Опыт стран Европы, прошедших через эпидемию сифилиса и других ИППП, показывает, что достичь успеха можно только путем создания целого комплекса воспитательных, образовательных и организационных мероприятий, объединенных в целостную систему, конечно же, с учетом местных особенностей. И значительную эпидемиологическую роль в распространении инфекции играют группы риска - проститутки, гомосексуалисты, наркоманы, лица без определенного места жительства и занятий, подростки.

Если змея укусила в палец, то в первые мгновения можно ненадолго (на 8-10 секунд) перевязать его нитью выше ранки и попытаться выдавить возможно большее количество отравленной крови. Но такой способ эффективен лишь в течение нескольких десятков секунд после укуса.

Противозмеиную сыворотку необходимо ввести как можно быстрее. Но практика показывает, что ребенок поступает к врачу в лучшем случае спустя 2-3 часа после укуса. Препарат вводится при выраженной интоксикации организма: вялости, заторможенности, сонливости. При наличии последствий интоксикации сыворотку применять поздно, больному нужен курс корригирующей терапии, поддерживающей функцию пострадавших органов. Наиболее распространена противозмеиная сыворотка, производимая в России. Разовые дозы лекарства (1,9 мл) упакованы в отдельные капсулы, что существенно облегчает его применение. Доза не зависит от возраста ребенка, ведь количество яда, выпущенного змеей, одинаково. Можно использовать до 4-5 доз, если через определенное время по-прежнему наблюдаются признаки интоксикации организма. Сыворотка вводится дробно: сначала делают пробный укол, чтобы исключить возможность аллергической реакции. Но в любом случае прежде применяются антигистаминные и гормональные препараты.

Противозмеиную сыворотку можно вводить внутримышечно и внутривенно. При использовании последнего способа требуются строгий контроль дозировки и разведение в физрастворе.

Активированный уголь будет способствовать поглощению яда, вместе с желчью попавшего в кишечник, тем самым препятствуя его повторному всасыванию в кровь. Нужно поддержать функцию печени и сердечной мышцы (эссенциале, панангин, рибоксин, аспирин, гепарин, различные гормональные препараты). До образования отека можно подковообразно обколоть место укуса глюкозо-новокаиновой смесью.

От последствий проникновения змеиного яда страдают почки, задачей которых является выведение этого токсичного вещества из организма. Поддерживающая функцию почек методика управляемого диуреза включает внутривенное введение жидкости в расчете 5-15 мл в час на 1 кг веса.

В тяжелых случаях требуется заменное переливание крови. При сильных отравлениях у маленьких детей хорошо себя зарекомендовал метод детоксикационной лимфореи, при котором удаление токсичной лимфы производится путем дренирования грудного лимфатического протока.

Необходим контроль за составом крови и ее свертываемостью. Иногда приходится дополнительно вводить эритроцитарную или тромбоцитарную массу. Электрокардиограмма покажет состояние сердечной мышцы. Могут наблюдаться нарушения сердечного ритма. Часто страдает паренхима почек, большие нагрузки приходятся на печень. У тяжелых больных оценивают кислотно-щелочное равновесие, степень гемолиза, состояние электролитов.

Можно выделить несколько стадий течения заболевания в результате змеиного укуса. Период от момента укуса до проявления первых клинических проявлений - так называемый прелиминарный этап - бывает оценен врачами очень редко, так как ребенка доставляют в больницу уже с признаками интоксикации. В течение этого этапа можно значительно снизить неблагоприятные последствия отравления организма змеиным ядом.

Во время токсикогенного периода необходимо применять не только корригирующую терапию, но и проводить детоксикацию. На соматогенном этапе наблюдаются вызванные действием яда изменения крови, ткани укушенной конечности, функций почек, печени и сердечной мышцы. Все эти нарушения требуют продолжительной восстановительной терапии и длительного постельного режима.

Клиническая картина интоксикации при змеином укусе ребенка отличается воздействием психического фактора. Психологическая реакция укушенных змеей детей постарше может быть непредсказуемой. Ребенок испытывает шок, опасается, что умрет. Облегчить стрессовое состояние можно с помощью препаратов бензодиазепинового ряда - реланиумом, седуксеном.

Использование противозмеиной сыворотки диктует определенную осторожность. Аллергическая реакция на этот препарат может проявиться как в течение первых суток после укола, так и на протяжении двух-трех недель. Поэтому ребенок, получавший этот препарат, после выписки из больницы должен наблюдаться амбулаторно в течение месяца.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий