Психолого-педагогические проблемы двигательной
активности студентов
А.Степанов
Рижский Технический
Университет, Даугавпилсский филиал
Ключевые слова: двигательная активность, здоровье студентов
Решение
педагогических и психологических проблем достаточной двигательной активности
(ДА) имеет огромное значение для поддержания и укрепления здоровья в любом
возрасте, в том числе и в студенческом.
В младенческом возрасте ДА обеспечивают
медсестра и родители, в периоде от раннего детского до среднего школьного
возраста (3-13 лет) организм автоматически ( биопрограмма) заставляет детей
проявлять повышенную ДА ( для обеспечения условий полового созревания и
воспроизводства), которая, в старшем школьном возрасте резко снижается по
учебным и лично-социальным причинам.
Далее в онтогенезе недостаток ДА-это уже и педагогическая и
психологическая проблема, которая сопровождает человека на всем протяжении его
жизни.
В организме человека , к сожалению, нет
рецепторов порогового снижения ДА, которое вызывает неблагоприятные изменения,
приводящие к болезням.
Гипокинезия, которая вызывает гиподинамию,
начинается незаметно и сопровождается ожирением человека, ввиду инерционного
превышения поступления энергетических ресурсов над их расходом.
Пока внутренний функциональный регресс в организме не проявляется болевыми,
болезненными или внешними изменениями, подавляющее большинство людей
психологически не готовы принимать какие-то меры.
Именно поэтому в настоящее время здоровье
населения всех стран мира (особенно
развивающихся) катастрофически ухудшается. Если раньше, в условиях гораздо
более благоприятной экологии и биосферно-климатических условий, человеку, для
поддержания здоровья, надо было знать и делать значительно меньше, то сейчас,
для того, чтобы быть здоровым в любом возрасте надо очень много знать, уметь и
затрачивать значительно больше времени, денег и усилий.
Большинство людей ленятся это
делать, не знают как, и надеются, в основном, на врачей, лекарства и, в
лучшем случае, на фитотерапию.
Для врачей профилактической,
восстановительной, реабилитационной медицин, санологов и валеологов в наше время предоставляются большие возможности
использовать свои знания и умения для превентивного естественного
самооздоровления людей всех возрастов.
В
нашем, Даугавпилсском филиале РТУ уже с 1988 года проводится изучение взваимосвязей систем организма,
отношения студентов к своему здоровью, возможностей для повышения мотивации ДА
и самооздоровления в целом.
В 1997 году мы проводили анкетирование [1] для определения уровня
жизненной достаточности. Характерными были некоторые корреляционные связи: чем
больше материальный достаток, тем больше внимания уделяют студенты своему
здоровью и ДА в частности. Чем больше удовлетворенность выбранной учебной
специальностью, тем меньше безразличное отношение к своему здоровью (- 0.85).
Чем лучше отношения с друзьями и знакомыми, тем более внимательное
отношение к здоровью (+0.93). Чем больше
внимания к своему здоровью, тем больше ДА студентов (+0.77). Чем больше
свободного времени, тем хуже отношение к здоровью (-0.55).
В 1998 году анонимное анкетирование [2] показало отрицательную
зависимость числа дней болезни в течение года от уровня ДА у женщин, а
интегрированный показатель здоровья (ИПЗ) у них был положительно связан с
практическим использованием средств и методов оздоровления (+0.64), уровнем
специальных знаний, уровнем самоорганизации и самодисциплины, с пищеварением,
дыханием и выделительной системой (+0.64 - +0.53).
У
мужчин ИПЗ имел тесную связь с пищеварением, режимом отдыха и костно–мышечной
системой (+0.73 - +0.60). ДА положительно связана со специальными знаниями о
самооздоровлении (+0.62).
В сентябре 2005 года мы провели
блиц-опрос 89 студентов первого курса о распределении ДА в течение недели.
Получены следующие средние
арифметические ( по 10-балльной шкале) и ср.квадратическое отклонение:
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
Мужчины:
5,32 5,52 5,3
5,44 6,72 6,45 4,93 5,67
2,24 2,14 2,14 2,02 2,04 2,11 2,21 2,13
Женщины:
4,61 4,39 5,16 4,8 6,38 5,77
3,9 5,0
1,98 1,94 2,0 2,02 1,72 2,03 2,04 1,96
Очевидно, что пятница и суббота самые двигательно активные дни у
студентов, вероятно из-за дискотек и других развлечений, при этом мужчины более
активны, чем женщины ( без учета обязательных учебных занятий по физическому
воспитанию в вузе).
Литература
1.A.Stepanovs,
O.Rakovskaja Jaunāko kursu studentu
veselības integrētais rādītājs pēc anonimās pašnovērtēšanas. Daugavpils
Pedagoģiskās universitātes pasniedzēju un studentu metodiskās konferences. Daugavpils - 6-7.03. 1997, 51lpp.
2. A.Stepanovs. Cilvēka
pašātveseļosanās un atveseļošanās motivācijas interiorizācija. Zinātniski
rakstu krājums. Rīga 1999. 90 lpp.
Комментариев нет:
Отправить комментарий