1 марта 2020 г.

Материальная обеспеченность населения любой страны тесно связана с уровнем Здоровья

«Балтийские тигры» оказались инвалидами
Вчера, 12:03 | Финансы и кризис / Финансовые новости | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 682)

Европейская комиссия (ЕК) обнародовала подробные отчеты по основным социально-экономическим проблемам каждой из стран — участниц ЕС. Самыми проблемными смело можно назвать Прибалтийские республики. В каждой из них отмечается высокое неравенство доходов и риск нищеты, пугающие темпы эмиграции, проблемы с медициной и образованием. Исследования Еврокомиссии подоспели весьма кстати: в разгар борьбы за новый бюджет ЕС Прибалтика заинтересована в том, чтобы ее экономическое положение выглядело как можно хуже.
В опубликованных отчетах показано, насколько добросовестно каждая из стран ЕС выполняет разработанные специально для нее рекомендации. Судя по диаграммам, Прибалтика старается. С 2011 года Латвия добилась полного, существенного или хотя бы некоторого прогресса по 70% рекомендаций. У Эстонии и Латвии этот показатель достигает 93% и 95% соответственно. По европейским меркам это внушительные результаты.
Для сравнения: образцовая Германия выполняет рекомендации ЕК только на 54%, Венгрия — на 52%, а Польша не дотягивает и до 50%.
Но угнаться за ними прилежные прибалты все равно не могут. На поверку проблем у них оказывается как минимум не меньше, чем достижений.
В отчете по Эстонии говорится, что она продемонстрировала сильный экономический рост во всех секторах благодаря государственным и частным инвестициям. Но производительность труда в республике остается низкой, ощущается дефицит квалифицированных кадров.
Доля людей с неудовлетворенными медицинскими потребностями остается одной из самых высоких в ЕС. Возрастает также доля молодых людей, не имеющих образования, работы или профессиональной подготовки.
Эстонец подвержен риску бедности или социальной изоляции больше, чем среднестатистический европеец.
Серьезные сбои в Эстонии дает система социальной защиты. «В некоторых регионах предоставление услуг особенно затруднено, — пишут авторы отчета. — Основными причинами этого являются отсутствие общей системы комплексного предоставления социальных и медицинских услуг и высокие расходы. Нищета и социальная изоляция увеличились главным образом потому, что доходы беднейших слоев населения — пожилых людей и людей с низким уровнем образования — выросли меньше, чем средняя заработная плата».
Региональное неравенство также приобретает угрожающие масштабы. Здесь авторы документа вообще не находят для Эстонии ни одного ободряющего слова: «Меры, направленные на то, чтобы помочь северо-восточным и юго-восточным регионам догнать остальную часть страны, зашли в тупик».
Та же проблема актуальна и для Латвии, хоть эксперты и пророчат ей устойчивый экономический рост.
Но за последние годы республика не смогла преодолеть ни социальное, ни региональное неравенство.
Периферия сильно отстает от Риги. По доходам на душу населения Латвия по-прежнему сильно отстает от среднеевропейского показателя, и эта разница становится мощным драйвером эмиграции.
По мнению ЕК, остановить сползание Латвии в демографическую яму поможет сокращение отставания от остальной Европы. Но как его сократить, если латвийская экономика теряет свой самый ценный ресурс — рабочие руки?
Получается замкнутый круг. И даже оптимистично настроенные авторы отчета сомневаются, что Латвия сможет из него вырваться.
«Опасения относительно устойчивого сближения со средними показателями по ЕС сохраняются из-за растущих инфраструктурных издержек Латвии, вызванных сокращением численности населения, плохими инновационными показателями и недостаточными инвестициями в человеческий капитал».
В принципе, Латвия собрала стандартный прибалтийский набор: высокое имущественное неравенство, непрогрессивную систему налогообложения и социальной защиты, проблемы в гуманитарной сфере.
Доходы распределяются более неравномерно, чем в среднем по ЕС, причем в 2018 году этот показатель даже ухудшился. Пожилые люди и инвалиды сталкиваются с высоким риском нищеты. Доступ к медицинскому обслуживанию и качественному образованию затруднен как для людей с низкими доходами, так и для жителей периферийных регионов (по уровню доходов столица опережает самые бедные регионы примерно вдвое). Коррупция продолжает оставаться в числе главных угроз для латвийской экономики.
В Литве сложилась принципиально такая же ситуация. С одной стороны — высокая деловая активность, экономический рост, устойчивое частное потребление. С другой — высокие темпы эмиграции и нехватка рабочих рук.
То есть «успехи» литовской экономики замечают все, кроме самих литовцев, которые разбегаются из страны.
«В долгосрочной перспективе основными проблемами для Литвы остаются сокращение численности населения и сохраняющаяся слабость ее систем образования и здравоохранения. Это происходит на фоне высокого неравенства доходов и бедности, слабой поддержки инноваций и низкой эффективности использования ресурсов, особенно в сферах транспорта, жилищного сектора и промышленности», — предупреждают в Еврокомиссии.
Нетрудно догадаться, что Литва также присутствует в списке стран с критическим уровнем нищеты. Этому риску традиционно подвержены самые незащищенные слои населения — пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки. Они испытывают трудности с доступом к государственным услугам.
Сфера образования реформируется слишком медленно: учителя стареют, количество школьников и студентов уменьшается, а их успеваемость ниже, чем в среднем по ЕС. Здоровье нации также оставляет желать лучшего: смертность от болезней, поддающихся лечению, в Литве остается одной из самых высоких среди европейских стран.
Авторы исследования признают, что за ростом литовской экономики скрывается плачевное положение отдельных категорий населения и жителей периферийных регионов.
Впрочем, и сами литовские власти в последнее время этого не скрывают. В пылу дискуссии по новой семилетней финансовой программе Евросоюза президент прибалтийской республики Гитанас Науседа заявил, что Литва не так успешна, как может показаться: экономика много лет развивалась «по принципам и в условиях Дикого Запада», что привело к сильному социальному и имущественному разобщению.
Те же месседжи повторяют и политики рангом пониже, пытаясь доказать, что Литву нельзя лишать дотаций из еврофондов. Еще слишком много нерешенных проблем, которые так и останутся нерешенными без серьезной финансовой поддержки со стороны Евросоюза.
Отчеты ЕК Литва, Латвия и Эстония вполне могут использовать в качестве аргументов.
Разгромными их не назовешь: каждый «балтийский тигр» получил большую порцию похвалы за успехи в экономике и реформах (к тому же все они прислушиваются к рекомендациям Брюсселя). Только «тигры» эти все равно больны, беззащитны, не способны самостоятельно добывать себе пропитание. Кому, как не Евросоюзу, о них заботиться?

» «Балтийские тигры» оказались инвалидами
На фоне соседей Латвия со своей безработицей (6,7% по данным Евростат) выглядит не лучшим образом. В Литве уровень безработицы в январе составлял 6,1%, в Эстонии — 5,2%, пишет латвийский деловой еженедельник «БИЗНЕС Сегодня». Как говорят специалисты, проблема заключается в том, что наши жители отказываются работать за гроши. В пользу этого мнения KPMG Baltics приводит в исследовании данные по минимальной заплате в странах ЕС. В Латвии она составляет 430 евро в месяц. Это одна из самых низких ставок в Евросоюзе – хуже только в Болгарии (312 евро).
Более того, по мнению экспертов KPMG Baltics, если рассчитывать минимальную зарплату в условных единицах PPS (purchasing power standard), то есть с учетом паритета покупательной способности — разницы в уровне цен в странах ЕС, то минимальная зарплата в Латвии оказывается самой низкой в ЕС — 579 PPS. В Болгарии она составляет 618 PPS, а в Люксембурге — 1705 PPS.
В тоже время все разговоры о том, что средняя зарплата в Латвии превышает 1000 евро, аудиторы считают несостоятельными. Большинство населения страны (особенно в регионах) еле-еле сводят концы с концами. Те, кто не может найти работу в более благополучных странах, предпочитают стоять на бирже труда или перебиваться случайными заработками. Неспособные платить зарплату западно-европейского уровня работодатели (а таких в Латвии большинство) страдают от кадрового дефицита уже долгое время. Более того, по мнению представителя аудиторской компании KPMG Baltics, доктора экономики Эдгара Вольского, данная ситуация отягощается негативной демографией. «В последние двадцать лет рождаемость только падала, и поэтому людей, делающих взносы на первый пенсионный уровень, уже не хватает. Чтобы система могла функционировать до 2023 года, Латвии необходимо еще 100 000 работников в разных сферах», — сказал он. По словам эксперта, массовая эмиграция усугубила последствия демографического спада.
Между тем в Банке Латвии считают, что о ввозе низкоквалифицированной рабочей силы можно будет говорить только, если уровень безработицы упадет до 3-5%. И уверяют, что наилучший способ сократить кадровый дефицит — активизировать процесс реэмиграции. То есть возвращать уехавших на заработки латвийцев.
А вот как комментирует проблему Инна Штейнбук, председатель Совета по фискальной дисциплине:
— Недавно я участвовала в дебатах, которые проводил Латвийский институт внешней политики, и на них говорилось об очень разных геополитических рисках — Россия, Китай, Brexit и т.д. Но потом встал инвестор из США и сказал: в Латвии очень плохая демографическая ситуация, проблемы на рынке труда, а вы это даже не называете риском, хотя это должно быть в центре внимания.
Я считаю людей в Латвии можно удержать, только обеспечив сопоставимые с другими странами ЕС доходы и качество жизни. Если люди будут видеть, что в другом месте они могут заработать больше и обеспечить семьям более хорошие условия жизни, то они уедут. Поэтому, наверное, единственным выходом является умная миграционная политика. Думаю, что правительство осознает риски, но, чтобы у нас развивались предприятия, нужна рабочая сила. В противном случае эти предприятия будут развиваться в других странах, где рабочая сила есть. И хотя вопрос привлечения гастарбайтеров является непопулярным в правительстве, лучше все же управлять этим процессом сознательно, самим принимать решения, из каких стран пускать мигрантов, а из каких — нет. Мы очень хорошо видим, как поступает Польша, пуская к себе украинскую рабочую силу. Если мы ничего не делаем, миграция становится неконтролируемой, потому что люди все равно приезжают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий