8 апреля 2006 г.
Публикуется с разрешения автора. Медитация укрепляет иммунитет
Буддистская медитация укрепляет иммунитет против целого ряда заболеваний,
среди которых грипп, гипертония, астма, спастический колит, псориаз и даже рак.
Таков результат десятилетних исследований, проводившихся крупнейшими
американскими нейрохирургами, которые вчера собрались на научный симпозиум в
Массачусетском технологическом институте (МТИ) - храме самой передовой в мире
науки, расположенном в Кембридже в пригороде Бостона.
В симпозиуме принимали участие тибетские монахи, в том числе и сам Далай-лама XIV, а также ученые с мировым именем, такие, как Эрик Лендер, возглавляющий проект по исследованию человеческого генома, Джонатан Коэн, исследователь из Принстонского университета, известный своими работами, посвященными изучению нейрологических механизмов принятия решений, и Дениэл Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике.
Уже несколько лет западные ученые, вооруженные электрогенераторами, портативными компьютерами и устройствами для получения электроэнцефалограмм, отправляются в паломничество в Гималаи для изучения влияния буддистского мышления не только на психологическое, но и на физическое здоровье приверженцев этой религии.
Эти исследований уже доказали существование связи между тремя системами: нервной, иммунной и эндокринной.
"Мы знаем, что стресс отрицательно сказывается на иммунитете, - пишет New York Times, - хотя механизм этого влияния до сих пор не ясен".
Первым, кто использовал в лечебной практике технику релаксации буддистов, в традиционной медицине был Херберт Бенсон, преподаватель Гарварда, который еще в 70-е годы начал лечить своих пациентов, страдающих нарушениями работы нервной системы, при помощи медитации. Однако в то время как он стремился получить лишь "краткосрочный эффект", современные исследования изучают "долгосрочный" физический и нейрологический эффект, который оказывает медитация, если ею заниматься регулярно на протяжении длительного времени.
Ричард Дэвидсон, глава отделения психологии в Университете штата Висконсин, которого считают пионером в этой области, является автором исследования, опубликованного весной в британском журнале New Scientist, согласно результатам которого буддисты более счастливы, чем обычные смертные, как раз благодаря положительному влиянию медитации на мозг.
"Медитация, - объясняет Дэвидсон, - уменьшает активность определенной части головного мозга, а именно правой префронтальной коры, которая связана с отрицательными эмоциями - беспокойство, гнев, страх - и состоянием депрессии".
Дэвидсону удалось доказать, что у людей, регулярно занимающихся медитацией, образуется также большее количество антител, противостоящих инфекциям, например гриппу и простуде, поскольку левая префронтальная кора, которая связана с положительными эмоциями, у них более активна.
"Из 175 человек, которых мы на три часа помещали в ЯМР-аппарат в специальном головном уборе, где закреплены 256 электродов, для измерения реакции на различные внешние раздражители, - продолжает Дэвидсон, - левое полушарие оказалось наиболее активным у тибетского монаха".
Вот уже более 2500 лет буддизм учит своих последователей направлять позитивную энергию внутрь себя, нейтрализуя источники отрицательных эмоций, и развивать положительные эмоции с целью достижения не только личного, но и коллективного благополучия.
Однако, чтобы воспользоваться положительным эффектом, который дает медитация, вовсе не обязательно принимать буддизм и ехать в Тибет. С момента своего возникновения в 1979 году в "Клинике по уменьшению стресса" (Stress Reduction Clinic) при медицинском факультете Массачусетском института используются методики буддистской медитации для лечения пациентов, страдающих различными нарушениями, начиная от головной боли и синдрома хронической усталости и кончая язвами и фиброзитом.
"Мы зафиксировали качественные изменения в работе мозга уже спустя два месяца после начала занятий медитацией, - говорит профессор Йон Кабат-Зинн, директор клиники и преподаватель медицины в МИТ. - Таким образом, практически все люди могут воспользоваться положительным эффектом от медитации".
В симпозиуме принимали участие тибетские монахи, в том числе и сам Далай-лама XIV, а также ученые с мировым именем, такие, как Эрик Лендер, возглавляющий проект по исследованию человеческого генома, Джонатан Коэн, исследователь из Принстонского университета, известный своими работами, посвященными изучению нейрологических механизмов принятия решений, и Дениэл Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике.
Уже несколько лет западные ученые, вооруженные электрогенераторами, портативными компьютерами и устройствами для получения электроэнцефалограмм, отправляются в паломничество в Гималаи для изучения влияния буддистского мышления не только на психологическое, но и на физическое здоровье приверженцев этой религии.
Эти исследований уже доказали существование связи между тремя системами: нервной, иммунной и эндокринной.
"Мы знаем, что стресс отрицательно сказывается на иммунитете, - пишет New York Times, - хотя механизм этого влияния до сих пор не ясен".
Первым, кто использовал в лечебной практике технику релаксации буддистов, в традиционной медицине был Херберт Бенсон, преподаватель Гарварда, который еще в 70-е годы начал лечить своих пациентов, страдающих нарушениями работы нервной системы, при помощи медитации. Однако в то время как он стремился получить лишь "краткосрочный эффект", современные исследования изучают "долгосрочный" физический и нейрологический эффект, который оказывает медитация, если ею заниматься регулярно на протяжении длительного времени.
Ричард Дэвидсон, глава отделения психологии в Университете штата Висконсин, которого считают пионером в этой области, является автором исследования, опубликованного весной в британском журнале New Scientist, согласно результатам которого буддисты более счастливы, чем обычные смертные, как раз благодаря положительному влиянию медитации на мозг.
"Медитация, - объясняет Дэвидсон, - уменьшает активность определенной части головного мозга, а именно правой префронтальной коры, которая связана с отрицательными эмоциями - беспокойство, гнев, страх - и состоянием депрессии".
Дэвидсону удалось доказать, что у людей, регулярно занимающихся медитацией, образуется также большее количество антител, противостоящих инфекциям, например гриппу и простуде, поскольку левая префронтальная кора, которая связана с положительными эмоциями, у них более активна.
"Из 175 человек, которых мы на три часа помещали в ЯМР-аппарат в специальном головном уборе, где закреплены 256 электродов, для измерения реакции на различные внешние раздражители, - продолжает Дэвидсон, - левое полушарие оказалось наиболее активным у тибетского монаха".
Вот уже более 2500 лет буддизм учит своих последователей направлять позитивную энергию внутрь себя, нейтрализуя источники отрицательных эмоций, и развивать положительные эмоции с целью достижения не только личного, но и коллективного благополучия.
Однако, чтобы воспользоваться положительным эффектом, который дает медитация, вовсе не обязательно принимать буддизм и ехать в Тибет. С момента своего возникновения в 1979 году в "Клинике по уменьшению стресса" (Stress Reduction Clinic) при медицинском факультете Массачусетском института используются методики буддистской медитации для лечения пациентов, страдающих различными нарушениями, начиная от головной боли и синдрома хронической усталости и кончая язвами и фиброзитом.
"Мы зафиксировали качественные изменения в работе мозга уже спустя два месяца после начала занятий медитацией, - говорит профессор Йон Кабат-Зинн, директор клиники и преподаватель медицины в МИТ. - Таким образом, практически все люди могут воспользоваться положительным эффектом от медитации".
Источник: Inopressa.ru
Что
такое медитация? Это просто сидеть и наблюдать за тем, как наше тело дышит:
вдох, выдох, вдох, выдох.: Не концентрируясь, потому, что концентрация - это
принятие одного и не принятие другого. Тут появляется цель, тут появляется
напряжение, качество невротического ума.
Мы позволяем уму отвлечься и снова возвращаем его к дыханию.
Есть такая
замечательная традиция Дзен. Практика Дзен, однообразность церемоний,
минимализм в интерьере, простота одежды - все направлено на переживание скуки.
Практикующий как бы, выстраивает свои отношения со скукой, это порождает
направленность вовнутрь. Для японца все
это порождает скуку, но только не для иностранца. Для иностранца это экзотика,
эстетическое самолюбование, ощущение чего-то важного. Простая чайная церемония
для японца - простая чайная церемония, осознанное чаепитие. Для иностранца (для
нас) это экзотическое действо, наполненное эстетическим ароматом
древности. Дзен у нас превратился в
развлечение. Часто это слово используют в целях привлечь людей. У нас появилось много Мастеров Дзен, Дзен
школ, есть Дзен творческие студии и т.д. Я даже встречал Мастера Рейки, который
приписывал Рейки к Дзен традиции.
Все очень
просто: ' Сижу ничего не делаю. Весна
приходит и трава растет сама по себе'.
Давайте поблагодарим скуку и перестанем от нее убегать.
С любовью,
Бодхи.
Добрый день!Несколько последующих рассылок мы посвятим руководству медитации при ходьбе. К вашему вниманию предлагаются выдержки из лекций Мастера Дзен Тхит Нат Хана.
Вы можете это
Речь идет о практиковании медитации во время ходьбы. Такая практика может принести вам радость и покой. Делайте короткие шаги при полном расслаблении; медленно идите с улыбкой на губах, открыв свое сердце для переживания покоя. Вы можете поистине почувствовать себя непринужденно. Ваши шаги станут шагами самого здорового, самого защищенного человека на земле. Все печали и беды могут отпасть, когда вы идете. Чтобы обладать спокойствием ума, достичь самоосвобождения, учитесь ходить таким образом. Это не трудно. Вы можете это. Это могут все, обладающие некоторым уровнем памятования и истинным намерением быть счастливыми.
Хождение
без прибытия
В своей повседневной
жизни мы обычно вынуждены двигаться вперед. Нам надо спешить. Мы редко
спрашиваем себя, куда же это мы должны торопиться. Когда вы практикуете
медитацию при ходьбе, вы прогуливаетесь. У вас нет ни цели, ни направления в
пространстве или времени. Цель медитации при ходьбе - это сама медитация при ходьбе.
Важно хождение, а не прибытие. Медитация при ходьбе - это не средство
достижения результата, это сам результат. Каждый шаг - это жизнь, каждый шаг -
это покой и радость. Вот почему мы не должны спешить. Вот почему мы идем
медленно. Кажется, что мы идем вперед, но мы никуда не идем, нас не влечет
никакая цель. Поэтому мы улыбаемся, когда идем.
Беззаботные
шаги
В повседневной жизни
наши шаги обременены беспокойством и страхом. Сама жизнь кажется непрерывной
цепью ощущений опасности, так что наши шаги утрачивают свою естественную
раскованность. Наша Земля поистине прекрасна. Как много по всей Земле чудесных
картин природы, открывающихся путнику на тропах и дорогах! Знаете ли вы,
сколько существует тропинок, окаймленных бамбуком, или петляющих по благоухающим
рисовым полям? Знаете ли вы, сколько на свете лесных тропинок, устланных
разноцветными листьями, одаряющих прохладой и тенью? Все это доступно нам, и
все же мы не можем получать радость от этого, потому что наши сердца не
беззаботны, и наши шаги не раскованы. Медитация при ходьбе заново учит ходить
раскованно. Когда вам было примерно год, вы начинали ходить не твердыми шагами.
Теперь же, практикуя медитацию при ходьбе, вы снова учитесь ходить. Однако
через несколько недель практики вы можете ступать твердо, спокойно и удобно. Я
пишу эти строки, чтобы помочь вам сделать это. Желаю вам успеха.
Стряхивание
бремени тревог
Если бы у меня был взор
Будды, и я мог видеть все насквозь, я бы мог разглядеть отметины тревог и горя,
которые вы оставляете после себя на отпечатках своих следов, подобно ученому,
различающему под микроскопом мельчайшие живые существа в капле прудовой воды.
Ходите так, чтобы ваши отпечатки следов несли только отметины спокойной радости
и полной свободы. Чтобы сделать это, вам нужно научиться освобождаться:
освобождаться от своих печалей, от своих забот. Таков секрет медитации при
ходьбе. . Я бы предпочел ходить не по дорогам, покрытым золотом, вымощенным мрамором даже здесь, на этой земле. Больше всего я люблю грунтовые дороги с лугами по обе стороны; люблю, когда дорогу устилают камеш ки и листья. Люблю кусты, ручьи, бамбуковые изгороди, переправы. Когда я был мальчиком-послушником, я сказал своему Учителю: "Если в Чистой Стране нет лимонных деревьев, тогда я туда не хочу". Он покачал головой и улыбнулся. Однако он не сказал, прав я или нет. Позднее, когда я уяснил, что и этот мир, и Чистая Страна происходят из Ума, я был очень счастлив. Я был счастлив, поскольку узнал, что лимонные деревья есть и в Чистой Стране, а также земляные тропинки с зеленой травой по краям. Я узнал, что если я буду, имея памятование, держать открытыми свои глаза, а шаги мои будут легки, я смогу найти свою Чистую Страну. Вот почему я ни одного дня не пропустил для занятий медитацией при ходьбе.
Сегодня об ошибках, которые встречаются в медитации. Я бы назвал эти ошибки, ошибками, которые
невозможно избежать, т.к. это тенденции нашего ума, которые проявляются во
всем, чтобы мы не делали. Единственное правильное к ним отношение - наблюдать
за ними.
Главная ошибка - приступать к медитации, ожидая
результата. Само по себе ожидание результата становится ловушкой ума, который
привязывается к этому ожиданию и не может отпустить вас, дать вам войти в
состояние медитации, потому что его держит мысль о результате. Поэтому так
важно, приступая к медитации, не ожидать ничего.
Другая ошибка - чрезмерное старание. Если вы
очень стараетесь сделать все как можно лучше - у вас тоже ничего не получается.
Старание - это тоже ловушка ума, который решил все делать "правильно"
и "как надо". Доверьтесь своей истинной природе, не ставьте над собой
никаких правил вообще - отбросьте их, скажите себе: "Надо мной нет правил,
я свободен". Тогда возможно чудо - чудо медитации, чудо просветления, чудо
исцеления. Не ждите ничего, не старайтесь - просто позвольте состоянию
медитации захватить вас, просто позвольте себе влиться в состояние
медитации.
Третья ошибка - формальное, автоматическое выполнение медитации. Мы
медитируем не для 'галочки'. Подходите каждый раз к процессу медитации
осознанно. Главное деавтоматизироваться в своей жизни. Мы итак много вещей
совершаем автоматически, не переносите это на медитацию.
Четвертая ошибка - 'зациклиться' на переживаниях. Во время медитации может случится многое: и
это приведет Вас к определенным переживаниям. Но нас интересует не переживания,
а переживающий, тот, кто медитирует. Переживания приходят и уходят, а Вы
остаетесь как наблюдатель всего. Пятая ошибка: достигнув в медитации
определенного состояния, стараться потом всегда и везде пребывать в этом
состоянии и повторять его вновь и вновь. Такое состояние не приходит по заказу
и не способно быть с нами всегда. Если мы будем пытаться войти в него
искусственно, заставлять себя быть благостными и лучезарными всегда, на наших
лицах застынет уродливая неестественная улыбка, с трудом скрывающая недовольное
и даже злое выражение лица. Искусственная радость - что может быть хуже? Радуйтесь, если радость приходит сама.
Радуйтесь, если это состояние возникло в медитации. И не старайте сь повторять
его снова и снова, не ожидайте его и не подталкивайте себя к такому состоянию -
только тогда оно придет вновь. Радость не терпит насилия. Вы испытали ее -
хорошо, забудьте этот опыт, не привязывайте свой ум к нему, и тогда он
повторится. ' Все, что может делать ум, не может быть медитацией, медитация- это нечто за пределами ума. Ум здесь абсолютно беспомощен; ум не может проникнуть в медитацию. Где кончается ум, начинается медитация'.
Больше
свежего воздуха
Через несколько дней
попробуйте такой вариант. Во время ходьбы добавьте еще один шаг к выдоху.
Например, если ваше обычное дыхание 2-2, делайте дыхание 2-3, повторив его
четыре-пять раз, затем снова вернитесь к своей обычной схеме 2-2. Благодаря
этой практике вы почувствуете себя более здоровыми, так как чем дольше ваш
выдох, тем больше сокращаются ваши легкие и тем больше отработанного воздуха выталкивается
из них. При обычном дыхании никогда полностью неудаляется воздух из ваших
легких, в нижней части всегда остается некоторый объем воздуха. Когда вы
добавите к выдоху еще один шаг, этот воздух будет удаляться. Не
переусердствуйте в этом. Достаточно четырех-пяти раз: если больше, то вы можете
утомиться. Сделав такое дыхание четыре-пять раз, вернитесь к своему обычному
дыханию. Позже, может быть, через пять минут, попробуйте повторить этот же
процесс. Помните, на этом этапе добавляйте один шаг к выдоху, а не вдоху. После
того , как вы попрактикуете это в течение нескольких дней, вам может захотеться
добавить один шаг к своему вдоху. Ваши легкие как будто говорят вам: "Мы
были бы очень счастливы, если бы делали 3-3 вместо 2-З". Попытайтесь сделать
это, но только если вы явно чувствуете такую потребность. Тогда, благодаря этой
перемене, вы будете хорошо себя чувствовать. Однако помните, что надо делать
это только четыре-пять раз; затем вернитесь к схеме 2-3. Через несколько минут
начните 2-3, а затем снова делайте 3-3. Через пару месяцев ваши легкие
оздоровятся, и кровь будет лучше очищаться. Вы измените свой старый способ
дыхания. Например, вместо схемы 2-2 будет схема 3-3. И тогда это будет для вас
нормальным дыханием в вашей медитации при ходьбе.
Выбор
объекта внимания
Памятование и покой -
вот цель и практика медитации при ходьбе. Нужно, чтобы они были беспрерывными,
и поэтому мы используем осознанное дыхание, шагание, счет и полуулыбку. Эти
четыре элемента придают нам силу духа. Они пребывают в нас самих и раскрывают
присутствие сознающего и всеведущего ума. Благодаря медитации при ходьбе мы
обретаем "ньем" и "дин". " Ньем" означает
"памятование", а "дин" означает "сосредоточение",
а вместе они обозначают спокойное и сосредоточенное состояние ума - в котором
нет места противоречиям, рассеянности, и сознание всегда стоит на правильном
пути. Совсем не обязательно, чтобы вы сочетали все четыре элемента - дыхание,
счет, шагание и полуулыбку - чтобы достичь чистоты и покоя. Бывают случаи,
когда достаточно одной ходьбы. Но если при ходьбе трудно поддерживать
памятование, то используйте еще и другие элементы. Каждый может сочетать
ходьбу, дыхание и счет, но если вы будете слишком много внимания уделять,
скажем, шагам, то ваше осознавание дыхания и счета может ослабеть, как слабеет
свет электролампочки, когда включен обогреватель. В этом нет ничего страшного,
если вы сохраняете осознавание своих шагов. Вы можете спросить: если я направлю
всю силу своего ума на осознавание своих шагов, и, скажем, распускание цветов
лотоса под моими стопами, то, как же я смогу воспринять другие происходящие
чудеса, такие, как бамбук вдоль дороги, качающийся на ветру, или же
благоухающие рисовые поля? Все правильно: если охватываемая вашим
сосредоточением область станет больше, то фокус вашей концентрации станет
слабее. Если вы выбрали в качестве объекта цветы лотоса, уделяйте внимание
только им. Если вы выбрали землю, то фокусируйтесь на ее появлении. Как только
ваша стопа касается земли, планета Земля как по волшебству вздымается под ней.
Вы одновременно уделяете внимание своей стопе и зеленой планете. Если вы
желаете порадоваться благоуханию риса, тенистым деревцам бамбука, траве или
облакам, то остановите свои шаги. И тогда, сохраняя осознавание своего дыхания,
насладитесь всем этим. Пусть на ваших губах естественно держится полуулыбка.
Через некоторое время продолжайте ходьбу, вернув внимание к шагам.
Используйте
слова вместо чисел
Вы можете подставлять
фразы вместо чисел, которые вы используете для поддержания осознавания своего
дыхания. Например, если ритм дыхания 3-3, и вы представляете появление цветов
лотоса под своими ногами, то вы можете про себя произносить: "Цветы лотоса
распускаются, цветы лотоса цветут". Если ваш ритм дыхания 2-3, то вы
можете произносить: "Цветы лотоса, цветы лотоса цветут". Если вы
представляете Землю, то можете говорить: "Эта зеленая планета, эта зеленая
планета" для ритма 3-3 или "Я иду позеленой планете, я иду по зеленой
планете" для ритма 5-5, или "Я иду по зеленой планете, вот я иду по
зеленой планете" для ритма 5-6. Подберите слова, подходящие вам самим и
вашим шагам, так же, как вы подбирали к ним числа.Приверженцам школы Чистой
Страны можно использовать слова: "А Ми Та Будда, А Ми Та Будда" /4-4/
или "а Мо А Ми Та Будда, а Мо А Ми Та Будда" /6-6/ . Этот метод легко
использовать людям, язык которых относится к моноси ллабической системе. Однако
я встречал многих западных людей, с успехом применяющих этот метод к своим
полисиллабическим словам. Они используют такие фразы, как "Я иду по зеленой
планете, вот я иду по зеленой планете" /5-6/. Такие фразы связывают
дыхание с шагами и в то же самое время возвышают землю.
Будущее
человечества зависит от ваших шагов
Занимаясь медитацией при
ходьбе, шагайте естественно. Вам не надо складывать ладони в виде бутона лотоса
или же принимать торжественное выражение лица. Выберите пустынную дорогу в
парке или дорогу, идущую по берегу реки. Вы можете также практиковать в
медитационном центре. Присутствующие будут знать, что вы практикуете, и не
будут тревожить вас своими приветствиями. Если вы встретите кого-нибудь на
тропе, вам надо только сложить ладони перед грудью и продолжать свою практику
ходьбы. Я обычно практиковал медитацию при ходьбе рано утром и вечером, когда
жил во Франции, в Шо. Обычно выскакивали соседские собаки и лаяли на меня.
Когда я жил в Дзенском центре на горе Тремиер на севере штата Нью-йорк, я водил
американцев, занимающихся Дзеном, на медитацию при ходьбе. Там на нас тоже
лаяла собака. И в Соединенных Штатах, и во Франции собаки не привыкли к тому,
что люди шагают медленно и в молчании. Если вы шаркаете ногами и идете бы стро,
они считают, что это нормально и не обращают никакого внимания. Я так сказал
студентам: " Наследующий год, если я вернусь сюда заниматься с вами
медитацией при ходьбе, эта собака уже не будет лаять, когда мы пройдем мимо,
потому что она привыкнет наблюдать, как вы занимаетесь практикой медитации при
ходьбе каждый день в течение года, и будет знакома с вашим способом вдумчивой
ходьбы". Все согласились. Я полагаю, что то, как мы ходим, стоим, сидим и
смотрим на вещи, определенным образом воздействует на животных и растения.
Многие из них вымерли, потому что мы убили их или уничтожили их природную среду
обитания. Теперь эта окружающая среда в свою очередь наносит вред нам самим.
Загрязненная питьевая вода и воздух уже стали взымать дань со здоровья
человека. В данное время мы успели произвести более 50 тысяч единиц ядерного
оружия, которого достаточно для истребления множества таких планет, как наша. И
все же мы продолжаем производить его все больше и больше, и, похоже, чт о мы не
можем остановиться. Мы напоминаем лунатиков, которые не знают, что делают и
куда идут. Сможет ли пробудиться человечество или нет, зависит от того, сможем
ли мы делать сознательные, с памятованием, шаги. Вот почему будущее
человечества, а также и будущее всей жизни на Земле, зависит от ваших шагов.
Вначале, когда вы идете
медленно, может оказаться, что вы будете чувствовать себя нетвердо, как
ребенок, когда он впервые учится ходить. Сообразуйтесь со своим дыханием,
вдумчиво относитесь к своим шагам - и вскоре вы обретете равновесие. Обратите
внимание на походку коровы или тигра, когда они шагают медле нно. Шаги коровы
очень изящны и полны достоинства. Тигр двигается мягко и грациозно. Практикуйте
медитацию при ходьбе регулярно, и вы обнаружите, что ваши шаги также могут
стать изящными, полными достоинства и грации.
Если вы совершаете какие-то
простые движения во время своей повседневной деятельности, тогда не сложно быть
осознанным в своих действиях. Простые
действия, как еда, мытье посуды, курение, телефонный звонок, чаепитие, все это
вы можете превратить в медитацию. Помните, «Випассана» переводится как наблюдение.
И когда мы в позиции наблюдателя, тогда мы оказываемся в реальности,
которая нас окружает, мы оказываемся здесь и сейчас. Уровень осознанности
повышается, способность восприятия окружающей обстановки возрастает в несколько
раз.
В своей повседневной деятельности мы обычно
все делаем автоматически, не осознанно.
При этом постоянный рой мыслей в уме увлекает нас от
реальности. Но наши мысли всегда возникают в контексте прошлого или будущего.
Все наши мысли – мысли о прошлом или
мысли о будущем. Но когда наше внимание направленно на настоящее, на мгновение
между прошлым и будущим, тогда мы выскакиваем из ума. Это и есть состояние
медитации. Медитация- это скорее всего состояние, которое приходит спонтанно, а
техники или методы медитации – это средства, провоцирующие нас к переживанию
этого состояния.
Комментариев нет:
Отправить комментарий