1 ноября 2018 г.

Мои наработки в программе предмета ФВ (Спорт) в вузе.


Валеологическое образование студентов в программе физического воспитания непрофильных вузов
Степанов А.П., доктор педагогики (к.п.н.)
Даугавпилс, Латвия

Общеизвестно постепенное ухудшение здоровья студентов во всех постсоветских странах [1,3-8]. Причины этого явления тоже всем понятны и известны: утрата моральных и нравственных ориентиров, ухудшение показателей производственной и общественной активности, снижение количества и качества мероприятий спортивно-физкультурной работы с подрастающим поколением, замена принципов духовного оздоровления разлагающим влиянием сексуальной распущенности и доступностью алкогольно-наркотических напитков и веществ [там же].
   Подтверждающие  данные получили и мы  при опросе студентов Даугавпилсского филиала Рижского Технического Университета: в 2007-2008 учебном году 43,3% мужчин и 47,2% женщин имели «плохое» и «удовлетворительное» состояние здоровья. Соответственно только 5,8% и 1,3% имели  «очень хорошее» и «хорошее» состояние здоровья [2]. В 2005 году году 52,8% студентов были зачислены на дневное отделение с различными отклонениями в состоянии здоровья: миопия, гипертония, сколиозы, хронические бронхиты, вегето-сосудистая дистония и др.
  Вопросы улучшения здоровья студентов с помощью валеологического образования по- разному решаются в некоторых республиках, где я участвовал в конференциях, конгрессах и симпозиумах. Наиболее совершенные системы данного образования студентов и школьников реализуются в Южном  и Центральном районах России с центрами в Ростове на Дону и в Кемеровской области, а также в Украине, в Харькове и Киеве. В этих регионах валеологическое образование поставлено на государственную основу с подготовкой учителей и преподавателей валеологии, с защитой дипломов и диссертаций на учёных советах.
Там в каждом вузе есть предмет «валеология» и кафедра валеологии. В Польше вопросами валеологии занимаются  Педагогический колледж реабилитации, ресоциализации и физического воспитания в Белостоке, в Высшей школе менеджмента и в Академии медицины им. К. Мартинковского в Познани, в Факультете естественных наук Института физической культуры Щтетинского университета, а так же на Кафедре физиологии Медицинской Академии во Вроцлаве. Постоянно организует и проводит международные симпозиумы по проблемам здоровья Красноярские госуниверситет и госмедакадемия. Регулярно проводится валеологический конгресс в Санкт-Петербурге.
    Однако ничего этого нет в Латвии. «Уроки здоровья» в школах, которые были подготовлены и введены в 90-е годы прошлого века в школьные программы, волей директоров были переведены в число предметов «по выбору» и в условиях дефицита часов, остались не реализованными. В вузах Латвии специального предмета, восполняющего дефицит такого образования, не существует. Проводятся разовые массовые мероприятия типа «Всемирный день Сердца» или «День Здоровья» на которых можно измерить давление крови или выжать на силомере силу кисти. Это мало влияет на отношение молодых людей к вопросам сохранения и улучшения своего здоровья.
   На наш взгляд , целесообразно ввести в программу физического воспитания в непрофильных (гуманитарных и технических) вузах начальное валеологическое образование студентов в виде лекционной программы на первых двух курсах обучения.  Эти лекции могли бы читать преподаватели физического воспитания, потому что оптимальная и правильно организованная оздоровительная двигательная активность является основным компонентом поддержания качественного уровня здоровья и  ведения здорового образа жизни.
  Учитывая вышеизложенное, мы постепенно апробировали и адаптировали минимальный (в наших условиях филиала с 300-ми студентов) экспериментальный лекционный курс «Здоровье» в рамках программы физического воспитания в количестве 6 часов в течение учебного года ( 3 в первом семестре и 3 во втором) на 1-2 курсах дневного отделения. Данное начинание поддержала и кафедра ФВ в Риге. Курс включал в себя лекции следующего содержания:
            1курс:
     1.  История спорта в Латвии. Особенности планирования        спортивно-  оздровительных занятий студентов.
2.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – духовность и психика.
3.     Физическая активность и здоровье.
4.     Традиционные, народные и альтернативные методы и средства сохранения здоровья.
5.     Влияние родителей на здоровье детей.
6.     Теория и практика срочной медицинской помощи.

       2 курс:
7. Основы питания и регулирования веса тела.
8. Основа духовности человека и здоровье.
9. Валеология. Валеологический образ жизни (ВОЖ).
10. Физическая активность. Составление индивидуального комплекса оздоровления.
11. Самоконтроль процесса самооздоровления.
12. Методы и средства альтернативной медицины.

Некоторые повторы лекционного материала предназначены для акцентирования внимания студентов на особой важности данного содержания для формирования собственного Здоровья.
   Для закрепления и проверки валеологических знаний за эти годы (1989-2007) нами было подготовлено и напечатано 13 вариантов методических пособий на русском и латышском языках. Они активно использовались студентами при подготовке к сдаче Теоретического минимума по предмету «Физическое воспитание».
  Положительные отзывы студентов, которые уже прошли программу начального валеологического образования, а так же улучшение их здоровья в течение учёбы в ДФ РТУ (по нашим данным специальной группы), на наш взгляд предполагает уместность и необходимость введения аналогичного лекционного курса в гуманитарных и технических вузах.
Литература
     1. Степанов А.П. Воспитание готовности к самостоятельной       физкультурно-спортивной деятельности студентов 1-11 курсов технического   вуза. Автореферат кандидатской диссертации. Рига. 1990. 24 с.
     2. Степанов А. Определение состояния здоровья на основе самооценки. Журнал «Валеология» №4, 2002.
3. Храмова Т.А., Попко Л.Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию.  Материалы международного симпозиума «Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии и формирование здоровья» 6-10 мая 2005 года. с. 405-406. Гродно 2005. 433 с.
4. Stepanovs A. Cilvēka pašatveseļošanas un atveseļošanas motivacijas   interiorizacija./Personības attistības gimenē, skola un augstskola./ Zinātnisku rakstu krajums. Rīga, 1999. 90 lpp.
5. Dytfeld J. Potreba nowego modelu ochrony zdrowia w szkole. Материалы международного симпозиума 6-10 мая 2005 года. с. 48-50. Гродно 2005. 433
6. WHO Library Cataloguing in Publication Data
The European health report 2005 : public health action for healthier children and
Populations: 1. Health status 2. Health status indicators 3. Child welfare 4. Risk factors 5. Socioeconomic factors 6. Mortality - statistics. 7. Morbidity - statistics 8. Health policy. 9. Policy making 10. Comparative study 11. Europe

Комментариев нет:

Отправить комментарий