Россию хотят спасать ЗОЖем
Антиалкогольный плакат советской эпохи
Минздрав России собирается ежегодно направлять более 400 млн рублей на информационные кампании, мотивирующие граждан к ЗОЖ. С 2018 по 2024 год на эти цели хотят потратить в общей сложности 2,825 млрд. Об этом на днях сообщил ТАСС со ссылкой на паспорт федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к ЗОЖ, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
Цели российского здравоохранительного ведомства вполне конкретны – уменьшить долю курильщиков в российском обществе с 30 до 27%, количество абортов – с 9,6 до 6,9 на тысячу женщин, смертность мужчин трудоспособного возраста – с 718 до 530 на тысячу.
Планы, естественно, умозрительные. Рассчитать со стопроцентной уверенностью, как информационная кампания повлияет на людей, - непросто. Но проблема, которую она призвана решить, вне всякого сомнения, актуальна.
Согласно недавно обнародованным медицинским журналом Lancet данным, наша страна в абсолютных показателях занимает третье в мире место по уровню смертности от алкоголя – в 2016 году он довел до смерти 180 тысяч мужчин и 43 тысячи женщин. В 2015-ом 283 тысячи россиян умерли от болезней, вызванных курением.
Кроме того, в 2016 году ныне реорганизованная Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) заявила, что в РФ уровень смертности от наркотиков в несколько раз выше, чем в Европе.
В целом, примерно половина россиян умирают от болезней органов кровообращения, еще около 15% - от онкологических заболеваний. По мнению медиков, курение и алкоголь и с тем, и с другим связаны самым непосредственным образом.
С точки зрения банальной логики кажется, что достаточно будет сказать людям, что курить, пить и принимать наркотики плохо – и уровень здоровья населения сразу вырастет. На практике – все куда сложнее. Если бы все было так просто, то пить-курить уже бы все давно бросили и жили бы долго и счастливо. Однако так почему-то не происходит.
Взрослые люди, которые пьют и курят, к сожалению, не всегда прислушиваются к голосу разума. Они либо будут до посинения спорить, доказывая со ссылкой на бульварную прессу и желтушные сайты, что «немного» выпить и покурить на самом деле даже немного полезно, либо просто заявят нечто в духе «моя жизнь – что хочу, то и делаю» и непечатно выругаются.
О том, что их привычки приносят страдания близким, а также колоссальный ущерб национальной экономике, по которой жестоко бьет утрата миллионами людей трудоспособности, нарушение порядка и криминал, они предпочитают не задумываться.
Что же касается подростков, то здесь сложности связаны с тем, что вредные привычки для них связаны с механизмами социализации. Они начинают пить, курить и употреблять наркотики, чтобы не стать изгоями в своих компаниях, ориентированных зачастую на определенные субкультуры. И попытки агитировать за трезвый и здоровый образ жизни при помощи плакатов и видеороликов молодых людей, являющихся, например, сторонниками «АУЕ» или некоторых неформальных течений, не вызовет у них ничего, кроме гомерического хохота.
Конечно, массированная кампания в любом случае даст определенный эффект, однако он мог бы быть значительно более весомым в случае применения комплексного подхода.
Применительно к взрослым людям, имеющим значительный опыт употребления табака, алкоголя и, тем более, наркотиков, реально помочь может только использование в совокупности с информационной кампанией конкретных нормативных мер.
В ситуации, когда на федеральном уровне не существует даже внятного запрета на курение на остановках общественного транспорта, а максимум, что грозит людям, самостоятельно употребляющим наркотики, - это административная ответственность, преломить негативный ход событий будет очень непросто.
Здесь необходим комплекс жестких мер на законодательном уровне, которые бы сделали деструктивное поведение категорически некомфортным: разработка внятных правил для курильщиков, более активное внедрение практики принудительного лечения для алкоголиков и наркоманов, поощрения для людей, ведущих здоровый образ жизни за то, что они куют будущее общества и участвуют в сбережении национальной экономики, которой каждая из вредных привычек наносит ущерб на сотни миллиардов рублей ежегодно.
Что же касается подростков, то тут все еще сложнее. Чтобы уберечь их от дурных привычек, нужно не дать им попасть в дурную компанию. А для этого государство должно взять на себя ответственность за их социализацию.
Причем речь идет не о формалистике и «потемкинских деревнях» в отчетах органов образования, а о реальной борьбе с деструктивными социальными явлениями, на которые сегодня почему-то зачастую закрывают глаза, и о создании альтернативы, которая покажется детям «модной» и интересной, как пионерское движение на первых порах его формирования.
Скорее всего, для этого на национальном уровне нужно будет пересмотреть отказ от государственной идеологии – без нее увлечь детей будет непросто.
Попытки склонить людей к здоровому образу жизни – это, по определению, неплохо. Вот только хотелось бы, чтобы речь шла не о мероприятиях «для галочки», а о реальных действиях, направленных на защиту будущего страны и народа. И одними билбордами и роликами на Ютюбе здесь, определенно, не ограничиться.
Придется прибегать к мерам, некоторые из которых могут оказаться весьма непопулярны – во всяком случае, среди тех, кто имеет вредные привычки. Но тут вопрос в том, чего мы хотим добиться: реально вылечить общество или провести «показательное выступление» на тему «борьбы за ЗОЖ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий