16 июня 2016 г.

Вот посмотрите, какая была наука о Здоровье 20 лет назад...Как раз, когда я присоединился к ней и стал её Адептом, заканчивалась её травля церковниками и недалёкими профессорами...На конференции в Ростове на Дону в 2001 году мы, доценты и профессора голосовали за текст отпровержения клеветнических измышлений недоброжелателей Валеологии под председательством верного сторонника Валеологии Георгия Аствацатуровича Кураева. Сейчас Валеология влачит жалкое существование, кроме островков её упорной жизни в Харькове (Университет им. В.М.Кавазина, кафедра валеологии под руководством профессора Гончаренко Марии Степановны, в Киеве - кафедра медицинская валеологии (санологии) Национальной медицинской академии им. П.Л.Шупика - профессор Апанасенко Геннадия Леонидовича, в Кемерово - кафедра валеологии Кемеровского Университета - профессор Казин Эдуард Михайлович и в Санкт-Петербурге: Российсский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена при факультете безопасности жизнедеятельности преподают основы валеологии - до 2012 года организатором конгрессов валеологии был профессор В.В. Колбанов...сейчас он уже отдыхает на пенсии. Национальный институт Здоровья и Санкт-Петербургский институт профилактической медицины - профессор П.П.Горбенко.

Валеолог


Валеолог — специалист по вопросам сохранения здоровья человека и профилактике заболеваний, дающий рекомендации по формированию здорового образа жизни с целью улучшения качества жизни, социальной адаптации, повышения работоспособности и активного долголетия людей. Свои рекомендации валеолог дает на основе глубокого изучения уровня, потенциала и резервов физического и психического здоровья человека. Валеолог работает в области охраны труда, психогигиены и эргономики.
Валеология (от лат. valeo — «быть здоровым») — наука, изучающая сущность и механизмы проявления индивидуального здоровья с интегральным подходом, учитывающим физическую, нравственную и духовную его составляющие. Иными словами, она базируется на стыке психологических, биологических и медицинских наук.
Валеология – наука молодая, возникшая как самостоятельная дисциплина в конце ХХ века в результате того, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выдвинула концепцию: медицина в ХХI веке должна из «Лечащей болезни» стать «Конструктором здоровья». Поскольку здоровье человека зависит не только от уровня медицины и здравоохранения, но и от комплекса природных и социально-экономических условий жизни. В связи с этим принципиально меняется и роль врача.
Врач-валеолог вместо лекарств дает практические советы по сохранению и укреплению здоровья:
— стараться жить в гармонии с собой, близкими и окружающим миром;
— сохранять на долгие годы здоровое тело, стройную фигуру, творческую активность;
— успешно противостоять инфекционным заболеваниям.
Главным условием сохранения здоровья является не прямое медицинское воздействие, а улучшение условий жизни и труда. Правильное отношение к своему здоровью в человеке надо воспитывать. Причем с раннего детства — это возраст, наиболее пригодный для обучения, как в физическом, так и психологическом смысле.

Особенности профессии

Функциональные обязанности валеолога зависят от сферы его деятельности.
В научно-исследовательских организациях его работа заключается:
  • в оценке конечных результатов деятельности органов здравоохранения и показателей здоровья;
  • в планировании видов медицинской помощи;
  • в определении социально-профилактической направленности по укреплению и сохранению здоровья населения;
  • в разработке и внедрении методик и средств сохранения и укрепления здоровья;
  • в применении современных методов профилактики заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, наглядной агитации, рационального питания.
При работе в образовательных учреждениях в его обязанности входит:
  • проведение научно-обоснованного комплекса мероприятий, направленного на укрепление здоровья учащихся и улучшение условий их обучения;
  • составление расписания занятий с учетом чередования умственной и физической активности;
  • проведение групповых и индивидуальных валеологических исследований;
  • проведение диагностической, консультативной и коррекционной работы с учащимися и педагогами валеологической направленности;
  • внедрение в учебный процесс комплекса профилактических мероприятий в условиях школьного обучения: подбор школьной мебели, оптимальное рассаживание учащихся и т.п.
При работе в медицинских учреждениях:
  • участие в мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья, выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, снижении преждевременной смертности и выхода на пенсию по инвалидности, пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний и здорового образа жизни средствами гигиенического обучения и воспитания населения;
  • организация и контроль за деятельностью медицинских работников по своему профилю;
  • взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • организация лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;
  • анкетирование при проведении социологических исследований населения по вопросам медико-гигиенического образования, выявления факторов риска, коррекции образа жизни.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы
  • Востребованность и перспективность профессии
  • Возможность самому использовать полезные рекомендации
  • Работа в комфортных условиях
Минусы
  • Коммуникативные перегрузки — переизбыток общения с разнообразными людьми: учащимися, их родителями, учителями, представителями партнерских организаций.
  • Высокий уровень моральной ответственности.

Место работы

Научные лаборатории Института новых технологий в области образования, институтах повышения квалификации работников образования, общеобразовательных учреждениях — школах, училищах, институтах. Родственные профессии — социальный педагог, педагог по коррекционной работе, педагог-организатор.
Важные качества
  • аналитическое мышление
  • склонность к исследовательской работе
  • хорошая память
  • концентрация внимания
  • эмоциональная устойчивость
  • наблюдательность
  • доброжелательность
  • педагогические способности
  • нервно-психическая устойчивость
  • развитое словесно-логическое мышление
  • грамотная, четкая речь
  • оперативная и долговременная память
  • личная организованность, умение управлять собой
  • способность понимать поведение людей — социальный интеллект
  • организаторские способности
  • активность и инициативность
  • ответственность
  • высокая общая культура
  • хорошая физическая форма.

Где учат

Профессию валеолога можно получить в ВУЗах на факультете «Валеология» или, имея базовое образование психолога, социального педагога, пройти переквалификацию по специальности «Валеолог».
Учебные заведения:
  • Учебно-научно-исследовательский институт биомедицинских информационных технологий Южно-Федерального округа.
  • Кафедра физиологии человека и животных и валеологии Кемеровского ГУ.
  • Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова
  • Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ
  • Кафедра валеологии и безопасности жизнедеятельности человека Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь
  • Кафедра валеологии МГТУ им. Н.Э.Баумана, факультет биомедицинских технологий.

Оплата труда

Оплата труда зависит от региона проживания, места работы, загрузки. Как правило, валеологами работают психологи, врачи и педагоги по совместительству. В целом, зарплата валеолога находится на уровне оплаты труда медицинских работников.

Ступеньки карьеры и перспективы

Вследствие того, что валеология — наука молодая, перспективы у нее – грандиозные.

Интересные факты

С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года Южным Федеральным Университетом издается научно-практический журнал «Валеология». C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК.

Валеология


Раздел: Учебники


Медицинские термины



Напомню Вам о некоторых медицинских терминах, которые важно знать и правильно трактовать при изучении валеологии.
Санология (лат. здоровье, здоровый) – наука, концепция о здоровье, его охране, укреплении, умножении и воспроизводстве, о здоровье как общественном богатстве и потенциале общества – общественное здоровье (Ю.П. Лисицын, 1992).
«Стиль жизни» – с этим термином Вам придется часто встречаться в своей педагогической деятельности. В Европейской терминологии, публикациях из США, Канады, др. стран Западного полушария этот термин (греч. – палочка, стержень) характеризует тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Например, «аристократический», «спартанский» стиль жизни. Стиль жизни характеризует индивидуальность. Например, отдельные социальные группы молодежи (стиляги, диссиденты или современные хиппи, панки, металлисты) на определенном этапе своего возраста вели свой стиль жизни.
Смертность, как явление, характеризует процесс убыли населения вследствие смерти.
В статистике выделяют также и специальный показатель – показатель детской (младенческой) смертности, которая характеризует смертность грудных детей, смертность детей до одного года.
Детская смертность подразумевает смертность детей в возрасте от 0 до 15 лет.
Долголетие – достижение человеком возраста, значительно превышающего среднюю продолжительность жизни. Возраст свыше 90 лет и старше оценивается как долгожитель.
Симптом (греч. совпадение, признак) болезни. Существуют объективные и субъективные симптомы при диагностике заболеваний.
Синдром (греч. скопление) – закономерное сочетание симптомов, обусловленных единым патогенезом (греч. страдание, болезнь), механизмы развития заболеваний и патологических процессов.
Патология (греч. страдание, болезнь) – область, изучающая патологические (болезненные) изменения и отклонения от нормы.
Ознакомившись с понятиями «болезнь, заболеваемость, инвалидность» и некоторыми значимыми медицинскими терминами, мы можем перейти к сущности болезни.
Качественными изменениями организма во время болезни можно считать, в первую очередь, снижение работоспособности и плохое самочувствие человека. Это выражается в проявлении определенной симптоматики и подтверждается факторами болезненного состояния отдельных органов и систем человека.
Значительный вклад в развитие современных представлений о причинах заболеваемости внесли отечественные ученые: С.П. Боткин, А.А Остроумов, И.М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Бехтерев, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, З.П. Соловьев и другие ученые.
Разработанные ими основы представлений о структурных, функциональных и биохимических проявлениях, связанных с многочисленными страданиями человека, показали зависимость заболеваний человека от воздействия внутренних (генетических), внешних и социальных факторов. В последующих лекциях Вам будут представлены доказательства о целой группе «болезней цивилизации» – группе трех «А» (атеросклероз, аборт, алкоголизм), подтверждающих связь «перенасыщенной процветанием» цивилизации с развитием и течением этих заболеваний.
Сохранение здоровой, продолжительной, активной творческой жизни зависит во многом от каждого из нас. Мы должны активно противодействовать болезни, и один из важнейших методов активной профилактики – здоровый образ жизни. А как же все-таки со здоровьем нации? – спросите Вы. Позвольте привести данные по рассматриваемым проблемам, касающимся состояния здоровья населения России в цифрах, т.е. статистические данные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий