9 ноября 2015 г.

Личные новости

Да, вот поставил новое фото... Это я на конференции в Бресте 24 октября 2015 года. Кстати вот мои тезисы статьи к докладу на конференции:



Детерминация мотивации самооздоровления
А.Степанов
Даугавпилс, Латвия

Резюме: В статье обсуждается главная проблема улучшения здоровья , которой является низкая активность населения (и в частности студентов вузов) в превентивном самооздоровлении.
Ключевые слова: мотивация превентивного самооздоровления (МПСО), гедонистическая привлекательность МПСО, принудительный мотив самооздоровления, СМИ и здоровье.
Summary: In article is discussed the main problem of health improvement, what is the low activity of the population (and particularly university students) in preventive self-repairing.
Key words: motivation of preventive self-repairing(MOPS), hedonistic attractiveness of MOPS, forced motive of self-repairing.Media and Health.

Проблема здоровья, или точнее - ФСО (функционального состояния организма) [12]  в определяющей степени зависит от мотивации  самостоятельного оздоровления каждого человека [1,9 ]. Если она есть и человек хочет всерьёз заняться превентивным самооздоровлением, то его здоровье определённо будет улучшаться.
Так, по данным С. Ласкене [ 3 ] более 90% студентов считают, что в случае необходимости можно научиться влиять на своё здоровье. Студенты согласны, что каждый человек отвечает за своё здоровье, так как своим образом жизни и поведением может улучшить и ухудшить своё здоровье.
С. Ласкене считает, что для практического самооздоровления важны три положения:
1.    Желать это делать (т.е иметь достаточный уровень мотивации. А.С.)
2.    Знать и уметь, как это делать.
3.    Иметь условия для данной деятельности.
4.    Делать это! (этот важнейший пункт добавил я. А.С.)

Самооздоровление – это далеко не «фишка» во времяпровождении студентов. По данным А.Н.Даниленко и А.Н.Герасевича [6] мы видим занятия спортом (как предиктора здоровья) только на 8 месте, после общения, ТВ, чтения, прогулок по городу, развлечений, прослушивания музыки, и сна.
Но не факт, что эти предпочтения жизнедеятельности студентов плохо влияют на их здоровье! Скорее-наоборот, т.к. они делают то , что хотят. А сделать так, чтобы внимание к своему здоровью и ведение ЗОЖ и ВОЖ стало для них такими же привлекательными, труднопредставимо. Следовательно, гедонистическая привлекательность самооздоровления для студентов (да и для взрослых) социально и лично ничтожна, ввиду своей неощущаемости: человек очень редко замечает и радуется своему хорошему здоровью, т.к. его АИССа (www.aissa.ru) запрограммирована в первую и единственную очередь реагировать на угрозы Жизни и Здоровья.
Это отмечает и Е.П Пчёлкина [7]: « …в настоящее время ситуация отражает низкую мотивацию студентов к занятиям физической культурой, нежелание лишний раз нагружать себя и отсутствие ценностной значимости своего здоровья.»
Поэтому основным мотивом самооздоровления остаётся принудительный мотив, когда плохое состояние здоровья начинает  ограничивать нормальную жизнедеятельность человека и вызывает тягостные психофизиологические ощущения. И хотя происходит компенсаторная  адаптация организма, человек начинает всё больше чувствовать необходимость начать серьёзную борьбу за своё здоровье – это и есть принудительная мотивация самооздоровления.
Но нам надо развивать стремление студентов и зрелых людей и к превентивному, опережающему болезни, самооздоровлению.
На мой взгляд, примерно 95% граждан большинства стран улучшают своё здоровье с помощью медицины и самолечения (с помощью интернета), и только 5% пытаются поддерживать, сохранять и улучшать своё здоровье самостоятельно.
Самостоятельное решение этой проблемы связано с большими трудностями в организации личной жизни и в получении необходимых знаний для эффективного самооздоровления [6]. Именно поэтому, а так же по причине некоторых личностных психологических особенностей детерминация мотивации, самоконтроля и самостоятельного поддержания здоровья для большинства людей недоступны [7].
Особенно целесообразно валеологическое просвещение в программе физического воспитания студентов [4,9,11],  ввиду общеизвестного огромного значения двигательной активности для здоровья человека  (более 300 источников интернет-ресурса).
Предлагаю простую схему формирования детерминации мотивации самооздоровления в онтогенезе:

Схемка не перенеслась...

Да, на бумаге всё просто и наглядно…как и во всех  научных публикациях валеологов… К сожалению, в жизни всё идёт во многом по-другому: мало кто хочет всерьёз заниматься своим оздоровлением – слишком велика инерция бытовой и производственной жизни, «нет времени» для внимания к себе. Лень, материальные трудности и безразличие к своему здоровью многим не оставляют шансов постоянно быть здоровыми и люди покорно отравляют свои организмы лекарствами и уродуют своё тело операциями до преждевременной кончины.
Но не всё так печально. Вот правительство России, например, нашло действенный метод заставить людей уделять внимание своему здоровью: принимает всё более жёсткие постановления и указы о так называемом здравоохранении, благодаря которым растут цены в медицинском обслуживании и сокращается количество врачей и стационарных коек в больницах. Армейский подход: «Не умеешь – научим! ( С этим , как раз очень плохо!) Не хочешь- заставим!»
 Хотя надо отметить робкие попытки научить чему-то медицинскому через специальные телепередачи Е. Малышевой, Ю. Мясникова и доктора Агапкина. В лучшую сторону можно порекомендовать смотреть телепередачу доктора С. Бубновского , который, пройдя школу собственной реабилитации после тяжёлой травмы позвоночника,  является ярким представителем активного самооздоровления с помощью физических упражнений.
Значение СМИ для повышения мотивации самооздоровления чрезвычайно весомо. Так , по данным литовских учёных, которые изучали физическую активность у школьников и их родителей, важными стимулами мотивации физической активности были: 1. СМИ. 2.Личный опыт. 3. Знакомые, друзья. 4. Школьные учителя их детей. [ 2].
Мы же, профессиональные валеологи, понимаем, что телепередачи, газеты, журналы, видеопрограммы – это пассивное, чаще , медицинское просвещение, которое не подкреплено прочными и широкими валеологическими знаниями, необходимыми для превентивного самооздоровления каждого человека. Этот большой недостаток может исправить только валеологическое просвещение на государственном уровне с детских садов до университетов, где должны учиться создавать своё Здоровье все люди, как это делается в некоторых областях России (Ростов на Дону, СПб, Кемерово), в Беларуси (Брест) и  Украины с центрами в Харькове и Киеве .
А надо ли это Государству и самой Медицине?

Литература
1.    Степанов А.П. Валеологическая теория и практика самооздоровления человека. Материалы 4-го международного научного конгресса валеологов. СПб, 2005г. 280 с.
2.    Гульбинас Р.Ю., Ивашкене В.П. Физическая активность детей младшего школьного возраста и их родителей.  Материалы международного научного симпозиума «Восток-Беларусь-Запад». 6-10.05.2005г. 433 с.
3.    Ласкене С. Особенности формирования общественного мнения о здоровье.  Материалы международного научного симпозиума «Восток-Беларусь-Запад». 6-10.05.2005г. 433 с.
4.    Храмова Г.А., Попко Л.Ф. Формирование здорового образа жизни на занятиях по физическому воспитанию. Материалы международного научного симпозиума «Восток-Беларусь-Запад». 6-10.05.2005г. 433 с.
5.    Степанов А.П. Самооценка функционального состояния организма мужчин и женщин студенческого и среднего возраста. Материалы 1-й всероссийской конференции по валеологии. Ростов на Дону. 25-29 сентября 2006 г. 269 с.

6.    Даниленко А.В., Герасевич А.Н. Здоровье и двигательная активность в приоритетах и ценностях молодёжи. Материалы международного симпозиума «Восток-Россия-Запад». Красноярск, 5-9 октября 2006 года. 356 с.

7.    Пчёлкина Е.П. Формирование у студентов ценностного отношения к здоровью. Материалы международного симпозиума «Восток-Россия-Запад». Красноярск, 5-9 октября 2006 года. 356 с.

8.    Степанов А.П., Степанова О.И. Гендерная интегрированная оценка мотивации здоровья студентов и их родителей. Материалы международного симпозиума «Восток-Беларусь-Запад». Брест, 24-28 октября 2007 г. 279 с.
9.    Степанов А.П. Мотивация самооздоровления – как сложный комплекс лично-социальных условий. Материалы 2-й всероссийской конференции. Ростов на Дону, 29.09 – 02.10 2008 г. 387 с.
10.Степанов А.П. Типологические особенности нервной системы- как предиктор помех практической мотивации самооздоровления. Материалы 7-й международной научно-практической конференции по валеологии. Харьков, 2-5.04.2009. 238 с.
11.Савко Э.И. Приоритет здоровья в физическом воспитании студентов. Учебное пособие для студентов БГУ. Минск, БГУ, 2010г. 100 с.
12.Степанов А.П. Глобальная проблема мотивации превентивного самооздоровления. Материалы 6-го международного научного конгресса валеологов. СПб, 2011г. 204 с.

Степанов Александр Петрович, доктор педагогики (к.п.н.) valeolog47@gmail.com 

1 комментарий:

  1. samarin42 отвечает Избиратель1 на комментарий Сегодня в 12:06 #

    После трансмурального инфаркта в 57 лет, когда меня вытащили в реанимации от смерти с 5-ю предыдущими годами стенокардии я понял ГЛАВНОЕ: "ДВИЖЕНИЕ - ЭТО ЖИЗНЬ!". Понял, что Гиппократ был исключительно прав.Стал фанатично ежедневно ходить еще в реанимации с 300 м. в день.Прошло 15 лет.Все годы я с шагомером в кармане(меняю их на более совершенные).В последние 3 г.хожу уже по 15 км.(22,5тыс.шагов)в день,как минимум,в ср. 17-18 км(25-27 тыс.шагов),нередко 20 и более км. Гимнастика ежедневная из 8 упражнений в 3-4 тыс. силовых движений.Вес был 74 кг. при росте 168 км., теперь 63 кг.Те "3-4 инфаркта за ближайшие 10 лет", которые пообещали мне врачи не состоялись, о стенокардии, начавшей меня мучить 20 лет назад, уже позабыл. С января 2007 года набрал 40 тыс.км,т.к.обогнул земной шар по экватору.Сейчас начал второй круг.Практически исчели. когда-то беспокоившие меня боли в левом плече, под левой лопаткой, в районе аорты (над сердцем).Лет 30-35 назал мучили и боли в позвоночнике, переворачивал себя в кровати рукой "от стенки". Теперь от жалоб на позвоночник, благодаря ежедневной 45-мин.гимнастике, не осталось и следа.Вернул лейтенантский вес и подвижность.74 г.!!

    Это, как раз нАсчёт ПРИНУДИТЕЛЬНОГО МОТИВА... А.С.

    ОтветитьУдалить