29 сентября 2013 г.

Министерство Болезнелечения терпит крах!?

Как вы оцениваете состояние здравоохранения в вашем регионе?

    Анатолий Лукьянов перепечатал изwww.sovross.ru 
    0 оценок, 7 просмотровОбсудить (1)
    Состояние здоровья граждан – главный замер уровня развития современного государства. Даже экономические параметры лишь приложения к этому критерию. Мерилом любых политических реформ, социальных тенденций, стратегических проектов и программ в конечном счете является качественный показатель общественного здоровья.
    Динамика численности населения – критерий беспристрастный, неумолимый. С началом политических реформ в современной России наметилась явно негативная направленность демографического процесса. В 1991 г. численность населения РФ составляла 148,515 млн человек. По данным переписи, постоянное население страны в 2002 г. сократилось до 145,167 млн человек, а к 2007 г. – до 142,221 млн человек. В 2012–2013 гг. произошло незначительное пополнение населения России, однако, как признают сами официальные источники, в основном за счет миграционного прироста. 
    Рост смертности в России за последние два десятилетия означает существенное сокращение средней продолжительности жизни. В 1986 г. она составляла в РСФСР 70 лет (у мужчин 65 лет, у женщин 74 г.). Резкое падение этого показателя произошло в 1992 г. – 64 года, и лишь к 2006 г. он приподнялся до отметки 66 лет. В настоящее время чиновники из правительства РФ утверждают, что средняя продолжительность жизни в стране наконец достигла прежнего пика – 70 лет. Однако специалисты крайне скептически комментируют эти данные: «Статистиками берутся показатели по смертности и на этом основании создаются более-менее радужные отчеты, – считает директор Института демографических исследований Игорь Белобородов. – Но это всего лишь статистические победы с политическим подтекстом, и не более того. К реальному положению дел это не имеет никакого отношения».
    Сокрушительным ударом по здравоохранению в современной России стало фактическое упразднение массовых медицинских обследований (диспансеризации). По существу это откат на столетия, возврат в «темные века». Результатом стало бесконтрольное распространение опасных болезней. В 1990 г. на 100 тыс. человек в России было всего 34 случая заболевания активным туберкулезом. В 2006 г. на 100 тыс. граждан уже регистрировали 84 таких случая. Заболеваемость сифилисом выросла с 1990 г. по 1997 г. в 50 раз! В настоящее время, если верить официальной статистике, распространение венерических заболеваний пошло на убыль, но все равно остается на исключительно высоком уровне. Таким образом, за последние годы не просто резко изменилась реальная эпидемиологическая обстановка, но и созданы условия, толкающие к сокрытию истинной заболеваемости населения.
    Тяжелый стресс, вызванный радикальными изменениями в жизни современного российского общества, сказался и на психическом здоровье населения. В государственном докладе за 1999 г. признается: «В результате экспертной оценки установлено, что примерно у 1/3 населения России, то есть приблизительно у 52 млн человек, имеются психические расстройства различной степени». Сегодня специалисты фиксируют в России постоянный рост неврозов и страхов (фобий) у населения. Многие социологи объясняют массовое проявление тревожных переживаний социально-политической обстановкой в стране.
    Реформы последних двух десятилетий в России ввергли в глубокий упадок отечественную медицинскую и фармацевтическую промышленность. Многие производства практически прекратили существование, выпуск даже самых необходимых лекарств сократился во много раз. Российский рынок лекарственных препаратов и медицинского оборудования попал в хроническую зависимость от импорта, что нередко приводит к масштабным кризисам, как это случилось зимой 2012 г. в С.-Петербурге, когда тысячи больных диабетом оказались без необходимых медикаментов по льготным ценам из-за поставщиков-импортеров. 
    Особо острая проблема современной России – состояние здоровья несовершеннолетних. Ослабление здоровья детей во многом определяется резким ухудшением условий их жизни и особенно низким качеством питания. Причина этого в обеднении значительной части российских семей. «У нас каждая вторая семья, в которой воспитывается двое детей,  существует за чертой бедности», – сообщила директор Института гуманитарного развития мегаполиса Татьяна Малева 13 февраля 2012 г. на пресс-конференции, посвященной презентации совместного доклада Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Независимого института социальной политики «Анализ положения детей в РФ».
    На ухудшение общественного здоровья в России повлияла также деградация когда-то мощной санаторно-курортной системы. В результате приватизации предприятий этой важной отрасли здравоохранения, разрушения профсоюзных структур и обеднения трудящихся использование санаториев сократилось. Практически прекращено строительство домов отдыха. Согласно официальным отчетам, их ежегодный ввод в действие сегодня сократился по сравнению с 80-ми годами в семь раз. При этом для большинства трудящихся, особенно из отдаленных регионов страны, цены на отдых в этих учреждениях недоступны.
    Впрочем, запущенная ныне санаторно-курортная профилактика по большей части призвана предупреждать заболевания. Еще более опасным для общественного здоровья становится разрушительный упадок базовой структуры лечебного здравоохранения, ее основы основ – больниц.
    В результате смены политической системы в России и в ходе радикальных экономических реформ произошло сокращение сети больниц до чрезвычайно низкого уровня. Это привело к резкому ослаблению созданной ранее системы. Согласно данным минздрава РФ за 2011 г., за последние 14 лет число больничных коек в стране сократилось на 238 тысяч. При этом показатели по отдельным территориям различаются почти в два раза. Это очень существенное сокращение, особенно если учесть, что сильнее всего оно ударило по жителям удаленных от больших центров сел и деревень.
    В советском здравоохранении действовала сеть участковых больниц со средней мощностью около 30 коек. Все они находились в сельской местности. В 1990 г. в РСФСР работало 4813 таких больниц, имевших в сумме 1 млн 563 тыс. больничных коек. Эта система продержалась до середины 1990-х годов. Еще в 1995 г. было 4409 больниц, в 2000 г. – 3310, в 2005 г. оставалось 2631 больница, а затем эта сеть была практически ликвидирована. В 2006 г. в РФ сохранилось всего 628 таких больниц.
    В Советской России в сельской местности располагалось около половины амбулаторно-поликлинических учреждений. Ликвидация этой сети также произошла в последние годы. Если еще в 1995 г. в сельской местности работало 9217 амбулаторных учреждений, то в 2005 г. их оставалось 7495, а в 2006 г. – всего 4181.
    Уровень инвестиций в здравоохранение за годы реформы сократился, обновление основных фондов отрасли резко снизилось. В 2006 г. уже 34 % зданий больниц и стационаров требовали капитального ремонта или реконструкции, 5,5% находились в аварийном состоянии. То есть всего почти 40% медучреждений России сигнализировали о бедствии.
    Сегодня реального изменения в отношении к здоровью населения, судя по состоянию сети лечебных учреждений, не наблюдается. Ввод в действие новых больниц и поликлиник остается на очень низком уровне, а закрытие старых лечебниц из-за ветхости идет с ускорением.
    Таким образом, резкое ухудшение условий для реализации гарантированного современной Конституцией РФ права граждан на охрану здоровья при первых же шагах рыночной реформы в начале 1990-х годов не может быть объяснено исключительно экономическими трудностями. Это следствие коренного изменения приоритетов государственной политики.
    Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий