ОТ ГЕНЕТИКИ ПОВЕДЕНИЯ К НАСЛЕДОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТА
М.М. Асланян
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра генетики, 119992,
Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 12
E-mail: [email protected]
Поведение живых организмов разнообразно и многопланово – от естественных запрограммиро-
ванных актов движения в виде таксисов и инстинктов до сложных форм рассудочной деятельности
и формирования интеллекта. С другой стороны, поведение является одним из важнейших способов
активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды. Оно обеспечи-
вает выживание и успешное воспроизведение, как отдельной особи, так и вида в целом. Исследо-
вания по генетике поведения и нейрогенетике опираются: 1) на явление генетической детермини-
рованности поведенческих признаков; 2) обнаружение мутаций в генах, контролирующих развитие
структур ЦНС; 3) анализ экспрессии этих генов, их взаимодействия друг с другом и факторами
среды. По мнению известного нейрофизиолога П.В. Симонова, элементарной единицей поведения
(его «кирпичиком», «тактом», «квантом) является система, состоящая из поисковой доминанты
и исполнительного безусловного (или условного) рефлекса [1].
Интеллект – сложный многокомпонентный признак, контролируемый сотнями генов. В каких
единицах можно измерить интеллект: «масса или объем мозга», коэффициент IQ, скорость вычисле-
ния квадратного корня или что-то другое? В генетическом контроле формирования структур мозга
человека участвует более 3000 генов, а это означает необходимость применения особых подходов
и методов анализа.
На вопрос: передается ли интеллект по наследству? Однозначно следует ответить – нет; пере-
даются лишь отдельные элементы интеллекта (тип одаренности, активности, мотивированности
и т.д.) и формируется новая индивидуальность – личность.
О роли генетических и средовых факторов в развитии личности человека очень точно сказал
Д.К. Беляев: «Однако социальная среда, в решающей степени формируя общественное сознание,
не отменяет и не может отменить межличностной генетической изменчивости и генетической уни-
кальности индивидуума. Социум не может играть роли абсолютного деспота человеческой личности,
поскольку его императивы, под действием которых человек находится независимо от собственного
желания, сталкиваются с императивами генов, которые человек также не выбирает по своему же-
ланию» [2].
М.М. Асланян
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра генетики, 119992,
Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1, стр. 12
E-mail: [email protected]
Поведение живых организмов разнообразно и многопланово – от естественных запрограммиро-
ванных актов движения в виде таксисов и инстинктов до сложных форм рассудочной деятельности
и формирования интеллекта. С другой стороны, поведение является одним из важнейших способов
активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды. Оно обеспечи-
вает выживание и успешное воспроизведение, как отдельной особи, так и вида в целом. Исследо-
вания по генетике поведения и нейрогенетике опираются: 1) на явление генетической детермини-
рованности поведенческих признаков; 2) обнаружение мутаций в генах, контролирующих развитие
структур ЦНС; 3) анализ экспрессии этих генов, их взаимодействия друг с другом и факторами
среды. По мнению известного нейрофизиолога П.В. Симонова, элементарной единицей поведения
(его «кирпичиком», «тактом», «квантом) является система, состоящая из поисковой доминанты
и исполнительного безусловного (или условного) рефлекса [1].
Интеллект – сложный многокомпонентный признак, контролируемый сотнями генов. В каких
единицах можно измерить интеллект: «масса или объем мозга», коэффициент IQ, скорость вычисле-
ния квадратного корня или что-то другое? В генетическом контроле формирования структур мозга
человека участвует более 3000 генов, а это означает необходимость применения особых подходов
и методов анализа.
На вопрос: передается ли интеллект по наследству? Однозначно следует ответить – нет; пере-
даются лишь отдельные элементы интеллекта (тип одаренности, активности, мотивированности
и т.д.) и формируется новая индивидуальность – личность.
О роли генетических и средовых факторов в развитии личности человека очень точно сказал
Д.К. Беляев: «Однако социальная среда, в решающей степени формируя общественное сознание,
не отменяет и не может отменить межличностной генетической изменчивости и генетической уни-
кальности индивидуума. Социум не может играть роли абсолютного деспота человеческой личности,
поскольку его императивы, под действием которых человек находится независимо от собственного
желания, сталкиваются с императивами генов, которые человек также не выбирает по своему же-
ланию» [2].
Комментариев нет:
Отправить комментарий