|
Просто Латыши.Часть 1.
Просто Латыши. Часть I
Это были Латыши. Туда я первый раз попал, когда мне было лет 8-9. Мой дед был любителем побродить по тайге, и всегда брал меня собой. Первый раз мне Латыши запомнились только земляникой. Какая там была земляника ! Я такой больше нигде в наших местах не встречал. Крупная душистая и по размеру не намного меньше клубники. Потом я еще не раз бывал в тех местах.
Это не была заброшенная деревня. Я бывал в таких деревнях. С двух сторон улицы полуразвалившиеся дома с выбитыми рамами и без дверей. За домами хозяйственные постройки. Перед домами палисадники с кустами черёмухи перед окнами, покосившиеся заборы, лавочки у дома и детские качели. А за околицей деревенское кладбище. В такой деревнях было несколько домов, с печью , целой крышей, окнами и дверьми. . Там останавливались охотники и рыболовы, жили летом пастухи и косари. К каждой такой деревне вела хоть плохая, но дорога . В наше время жилую деревню от нежилой намного труднее отличить.
Это не была и заброшенная территория лагерной зоны. Я и зону брошенную видел. Несколько рядов колючей проволоки по периметру, покосившиеся сторожевые вышки, полуразвалившиеся строения, завалы из брёвен, железа, и мусора. И куда не ступи, везде колючая проволока. Когда я позже читал «Пикник на обочине» Стругацких я представлял именно эту зону.
В Латышах всё было по другому. Располагались они как бы на полуострове. С трёх сторон болота и кочкарник, а с четвёртой тайга. И только на самом мысу этого полуострова тайги большая плешина. Высокое сухое место было похоже на заброшенные огороды или пашни. Никаких построек. Только среди травы и кустарника попадались в земле углубления. Это я потом только понял, что это всё, что осталось от землянок. Сколько я там не ходил, мне ни разу не попалась на глаза какая-нибудь ржавая банка, ведро или что –то ещё, что остаётся от людей, когда они покидают обжитое место. И ещё там не было кладбища. Если бы мне дед не сказал, что здесь десяток лет жили люди, я бы сам не догадался. Дороги к Латышам не было. К Латышам вела узенькая тропинка-лежнёвка через падь и мостик через ключ. Вот эта заросшая мохом и травой лежнёвка, да на половину сгоревший мостик только и напоминали, что здесь бывали люди. И осталось название. Не деревня Латыши, не поселение, а просто Латыши. В разговоре, примерно так : «Не доходя Латышей» ,или «Пройдя Латыши», «За Латышами».
Перед окончанием школы, я бродил то тайге с ружьём и попал снова в те места. Мало что изменилось. Только мостик почти развалился, совсем заросли огороды, появились молодые берёзки. В тот раз я и набрёл недалеко от Латышей на землянку. К ней не было никакой тропинки. Не было у этой землянки дымовой трубы, и стекла не было над дверью, что бы свет проникал вовнутрь. И вообще видно было , что люди здесь никогда не останавливались. Рядом не было никакого кострища, навеса, заготовленных на всякий случай дров. Землянки охотники сооружают вблизи ручья, у воды. Я охотничьи землянки и зимовья в округе все знал. А про эту я ни от кого не слышал.
Дверь была закрыта. И видно было, что она многие годы вообще не открывалась. Я потянул за деревянную ручку , дверь не додавалась. Возможно, дверь заклинило, а может она была забита. А может быть, её кто-то держал изнутри? Тут я обратил внимание, что уже дело к вечеру, и как –будто дождь собирается, да и до место ночёвки мне ещё не один час добираться. В общем решил, что в другой раз, не один, а ещё с кем-нибудь я обязательно загляну, а что же там за этой дверью.
Больше в тех местах я никогда не был. Не сложилось. Если бы я понимал, я бы расспросил отца и деда, что же это за люди там жили. А в то время, мне это было совсем не интересно, У меня даже таких вопросов не возникало. Мало я что помню из разговоров местных жителей , деда и отца. Не любили они говорить об этом. Сейчас я понимаю, что это было поселение сосланных с Прибалтики семей. Пригнали их на тот мыс, и оставили А они передохнули , и разбрелись по поляне. А потом кому где понравилось, выкопали землянки и стали жить и работать. Зимой заготавливали лес, летом его пускали в распиловку. А потом, по морозу, за ним кто-то приезжал и увозил. А чтобы выжить , ещё и занимались огородами. Никто их не охранял. Куда могли уйти эти люди, не зная языка, не имея документов и не зная тайги. Отработают день на лесоповале, а потом к себе домой по лежнёвке через ключ по мостику. Там была их территория. И так не один год. Никто их не боялся и никого они не беспокоили. Это не те, что в зонах. Тех люди боялись. Чуть что, по деревне моментально проносилась весть: «Бамовцы сбежали». Это так называли в то время заключённых. Значит надо закрываться и сидеть по домам. А в деревне сразу появлялись военные с карабинами и собаками. Мы, пацаны, думали, что это пограничники.
Ссыльные в зоне жили сами по себе. И редко пересекались их дороги с дорогами местных жителей. В те сталинские времена люди всего боялись. Даже от нас до Колымы было не одна тысяча километров. Услышал я однажды разговор отца с матерью. Мать сердилась на отца, и что-то ему выговаривала. Запомнил её слова: « Слава Богу, что всё тогда закончилось хорошо». А отец оправдывался и говорил, «Они же тоже люди!» Понял, я из их разговора, что отец принёс одному из ссыльных какие-то лекарства. И называл его Яном. После этого у отца были неприятности с органами. Но всё обошлось.
Я вот сейчас думаю, чем же так провинились , те люди, что их увезли с родных мест и бросили в тайге почти на верную гибель. Наверное, там в Прибалтике они не хотели строить светлое будущее, как весь Советский народ. А может быть, это были какие-нибудь сектанты и молились своему богу, а не нашему вождю и другу всех племён и народов И. В. Сталину. Вот их и отправили на Дальний Восток на лесоповал. Тут много было в то время таких переселенцев и с других мест. Появлялись целые деревни. Прибывшие через год-два обживались, строили добротные дома, заводили хозяйство и вскоре совершенно не отличались от местных жителей. Вот только фамилии у многих из них были забавные:Рыляк,Галамага , Чирич, .Кузуб, Пацук, Бриль . Со многими их детьми я учился в школе. А эти были уверенны , что всему будет конец,и не хотели вживаться. Их задача была просто выжить. И онивыживали как могли..
А потом их не стало. Может после смерти Вождя их отправили на родину, а может они ушли тем подземным ходом через дверь, которую я принял за вход в землянку. В любом случае, сегодня они свободны.
Сейчас в тех краях планируется строительство космодрома Свободный. Через лет 10 от туда будутотправлять ракеты в космос. А попасть на космодром можно будет и по тропинке –лежнёвке, по мостику через ключ и дальше через Латыши. А там уже и рукой подать до самого Космодрома . Вот только надо сделать так, что бы не стёрлось в памяти людей это название –Латыши.
Я написал первую часть рассказа. Это всё, что я знаю. Может, кто-нибудь тоже помнит Латыши и знает про них ещё что -то. Пусть продолжит мой рассказ. Особенно интересно будет, если этот рассказ продолжит кто-нибудь из тех, кто был тогда по ту сторону ключа в самих Латышах.
Попробуйте вспомнить:
Чукан. Карташёвская и Моховая пади.
Латыши.
Просто -Латыши.
Жутковатые истории с высланными латышскими семьями в Сибирь. Тяжёлая их доля в самодурное сталинское время. А.С.
- Здравствуйте, Наталья! Вот именно, как зарубки. Если бы не воспоминания Владимира, никогда бы не узнала ни о Латышах, ни о том, что вокруг них. Поэтому пригласила Вас прочитать и обсудить эту статью. Может кто-то и откликнется из тех, кто знает по рассказам или сам бывал в тех местах. С миру по нитке - голому рубашка, как говорит пословица.
- Уважаемый Владимир! Мне кажется, что этот материал Вам нужно разместить в латвийских изданиях.например здесь: www.ves.lv или www.imhoklub.lv Или, если у Вас нет возражений, я могу сделать это от Вашего имени. Вдруг найдется тот, кто когда то жил в тех краях!