Ренат Акчурин: «Береги сердце смолоду»

Акчурин Ренат Сулейманович
ну, даже у сильного сердца, названного человеческим мотором, есть свои слабости
ну, даже у сильного сердца, названного человеческим мотором, есть свои слабости
Об этом в интервью сказал мне известный на весь мир кардиохирург, доктор медицинских наук, академик РАМН, лауреат Государственных премий СССР и РФ, профессор АКЧУРИН (тот самый, который сделал операцию на сердце Бориса Ельцина). Слава так и идет за ним как за хирургом, оперировавшим первого президента России. Ни больше, ни меньше. Но Ренат Сулейманович и по сей день (в минувшем апреле ему исполнилось 65 лет) выполняет такие операции, которые в нашей стране вряд ли кому-то «по зубам».
На одной из таких операций мне посчастливилось присутствовать и наблюдать за работой маэстро. Он выполнял уникальную, так называемую «гибридную», операцию по замене изношенного человеческого аортального клапана сердца на... «бычий». Я не оговорилась: сделанный из бычьего сердца и привезенный из-за границы, клапан устанавливается больному и служит ему как родной. Технология эта для России новая и впервые у нас ее опробовал именно доктор Акчурин - в своемотделении сердечно-сосудистой хирургии Института клинической кардиологии им. А.Л. Мясникова, где доктор работает по сей день.
Тогда это была «штучная» работа в буквальном смысле слова. В России (а это был прошлый февраль) всего выполнено несколько таких операций — немногим больше 20.
«Мы два года назад начали устанавливать «бычьи клапаны», - уточнил Акчурин. - И уже сделали 25 операций. Операции дорогостоящие, стоят почти 35 тыс. евро (более миллиона рублей!). Но больные не платят за нее ни рубля. Мы сами собираем эти деньги, ходим с протянутой рукой. Лично я хожу к банкирам и попрошайничаю».
Буквально на днях, при очередной нашей встрече с Ренатом Сулеймановичем, я не удержалась и спросила: «Продолжаете ли вы эти «гибридные» чудо-операции?» На что доктор с гордостью ответил, что «их сделано уже около 400!» Кстати, все они по-прежнему для пациентов - бесплатные, Акчурину каким-то чудом удалось привлечь и часть бюджетных денег, которые выделило по его просьбе Минздравсоцразвития РФ для выполнения «гибридных операций».
Мне удалось поговорить и со спасенными больными, получившими в результате шанс на жизнь. Они тоже воспринимают операцию и своего доктора как чудо. Кстати, речь идет о пациентах, кому «около» или «далеко за 70», как пояснил сам Акчурин: «У таких больных аортальный клапан весь покрыт кальцием, остается лишь маленькое отверстие. Через этот просвет сердце и пытается до поры до времени проталкивать кровь. Но в один прекрасный момент сердце не справляется с проблемой и возникает катастрофа: отек легких, человек погибает. Самая главная в этом случае проблема - у пожилых людей масса сопутствующих заболеваний, поэтому открытую операцию на сердце они просто не перенесут. Помочь им другим способом, без помощи «гибридной операции», просто невозможно. Так что такая малотравматичная операция для них — единственный шанс».
Действительно, данная технология позволяет доктору, я это видела сама, без разреза грудной клетки подобраться к сердцу или через паховую вену, или через крошечный разрез между ребрами. И гарантия «бычьего» клапана, что немаловажно, — до 20 лет!
Удивительно, но методика использования тканей человека и животных в качестве заместительной хирургии для лечения больных была изобретена в России еще в 30-х годах прошлого века. По сути, наша страна была первооткрывателем в этой области. Технология была разработана советским хирургом из Харькова. Он впервые апробировал ее в клинике в начале 70-х годов. Потом эту технологию подхватили во всем мире. А созданные из бычьего сердца клапаны, выполненные по современным технологиям на Западе, теперь везут к нам, но по очень высокой цене. И сама технология доставки искусственного клапана к сердцу считается сегодня суперсовременной. В Европе первым такой клапан установил пионер в области кардиологии доктор Кребье во Франции. На поток же «гибридные операции» поставили в Германии. Затем их стали делать во Франции, Италии, Бельгии. Теперь вот «процесс пошел» и в России. Даже американцы от нас отстают — они только-только еще начали их делать. Правда, там трудности больше не с финансированием, а с разрешением — надо получить «добро» у множества организаций.
Кстати, в Великобритании «гибридные операции» начали применять 5 лет назад. И уже там сделано более тысячи таких операций. Там из всех больных, страдающих аортальным стенозом, 25% подвергается этой процедуре. Население Великобритании около 60 млн человек, при этом в 17 медицинских центрах делают «гибридные операции». Погрешность - менее 1%. Без операции — риск 30% смертности, с операцией — 8%. То есть в разы меньше. Стоимость операции в Великобритании порядка 20 тысяч евро. Но пациент там ничего не платит — государство берет на себя все расходы. Есть там и частные пациенты, которые готовы платить деньги, но это в основном богатые люди из США.
Ренат Сулейманович убежден, что рано или поздно и руководители России поймут, что такие операции надо финансировать. Общество наше стремительно стареет. Вот-вот будет понятно, что без увеличения пенсионного возраста стране не обойтись. А «гибридные операции», как уже доказано на практике, способны существенно продлить жизнь россиянам. Ведь таким способом можно не только менять аортальные клапаны, но и устранять тяжелейшее поражение сосудов - аневризму. Для этого уже разработан специальный эндопротез. Так что кардиоцентр им. Мясникова, как считает академик Акчурин, вполне мог бы стать чем-то вроде своеобразного полигона для более широкого внедрения «гибридных операций».
«Сегодня в России причиной 57% всех смертей являются сердечно-сосудистые заболевания, - прокомментировал ситуацию еще один хирург из этого же центра, который нередко выступает «правой рукой доктора Акчурина, и научный сотрудник Института клинической кардиологии имени А.Л. Мясникова Тимур Имаев. - По статистике, из 100 тысяч человек только от инфаркта миокарда ежегодно умирают свыше 300 мужчин и более 150 женщин, а от инсульта — свыше 350 человек. Количество операций по поводу заболеваний сердца и сосудов растет, но их все равно не достаточно. Кроме того, есть пациенты, которым из-за преклонного возраста или сопутствующих болезней противопоказаны сложные открытые операции. И сегодня единственный шанс для них — гибридная хирургия, объединившая два направления — открытую хирургию и малоинвазивную интервенционную радиологию».
Комментариев нет:
Отправить комментарий