С 22 по 25 мая я был участником 6-го международного конгресса валеологов в Санкт-Петербурге. В 2005 году я был на 4-м подобном конгрессе.
За эти годы электронно-компьютерная техника прилично усовершенствовалась и почти все доклады участников были представлены в виде презентаций...и мой в том числе. С него и начнём.
Глобальная проблема мотивации превентивного самооздоровления
Состояние вопроса
В условиях тотального ухудшения здоровья как в Латвии, так и в России [1,2] и кризиса официальной медицины [ 3] актуальнейшей проблемой является самостоятельное оздоровление каждого человека. Эта глобальная проблема затрагивает так же и страны Европы и Мира [ 3].
В направлении улучшения здоровья населения европейских стран ВОЗ декларирует приоритетность улучшения социальных условий и медицинского обслуживания [ 4]. В какой-то степени, на наш взгляд, это правомерно, однако роль самооздоровления населения остается более весомой. Только сам человек может обеспечить свое долговременное и полноценное здоровье. Медицина, в этом случае, должна иметь вспомогательное, а не основное значение.
Мотивация самооздоровления формируется при сложном взаимодействии лично-социальных факторов комплексного характера.
Некоторые следующие наши рассуждения, выводы и предположения предлагаются больше в аспекте социально-научного обсуждения, чем строгого научного исследования.
Факторы помехи мотивации
В нашем изучении гендерного аспекта валеологического просвещения студентов и их родителей [5] были определены процентные соотношения факторов, мешающих самооздоровлению :
Что мешает самооздоровлению?
дев. юн. матери отцы
Лень 28,5 40,6 16,9 16,3 - всё в % ответов
Время 35,7 28,1 23,1 12,7
Деньги 7,1 6,2 6,1 ----
Знания ---- 6,2 1,5 1,5
Как видно, девушкам и юношам не хватает времени, к тому же их одолевает банальная Лень. У отцов почти в 2 раза больше времени, чем у матерей. Девушки "очень хорошо" знают теорию самооздоровления. Более серьёзно к этому подходят юноши. Для матерей и отцов она не значима.
Недостаток времени и состояние Лени, на наш взгляд, являются видимым проявлениемсложного взаимодействия лично-социальных причин, когда привходящие обстоятельства воздействуют на уровень мотивации самооздоровления.
Формула мотивации
Мы предлагаем следующую формулу формирования мотивации самооздоровления:
Блок личной психофизиологии Блок социума
(УОН+УЗУСО+УПОЗ+УСОСД+В)+(СБП +УСБО + РВЗ)
МСО= - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Д
ЛГП + УЗ + УОУН +УМО Блок помех СО
Где: УОН – уровень осознанности и необходимости,
УЗУСО – уровень знаний и умений самооздоровления (т.е. уровень валеологического образования),
СБП – социально-бытовые потребности,
ЛГП – лично-гедонистические потребности,
УЗ – уровень здоровья,
УСБО – уровень социально-бытового ограничения состоянием здоровья,
УПОЗ – уровень приоритетности оздоровительных занятий. СПОЗ состоит из
УСОСД – уровня самоорганизации и самодисциплины (выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и степенью осознанности и необходимости ) + РВС – резерва свободного времени – эти показатели тесно взаимосвязаны.
УОУН – уровень общей усталости и настроения,
В – вера в эффективность применяемых методов и средств самооздоровления,
Д – деньги для самооздоровления,
УМО – уровень медицинского обслуживания.
Обсуждение
Уровень осознанности и необходимости вместе с уровнем знаний и умений самооздоровления должен являться ведущим, и он связан с комплексом УПОЗ, где уровень общей усталости и настроения вступает в мотивационную борьбу выбора с уровнем самоорганизации и дисциплины, который, в свою очередь, включает в себя выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и уровнем осознанности и необходимости. Результатом этой борьбы является дилемма – быть или не быть свободному времени для собственных оздоровительных занятий. В этом выборе чаще выбираются личные гедонистические потребности (особенно у студентов), поэтому адекватно нейтрализуются СОН, УСОСД и весь комплекс УПОЗ.
Прямо пропорциональным является и влияние парного взаимодействия уровня здоровья и уровня лично-социального ограничения этим уровнем здоровья. К сожалению у подавляющего большинства людей именно эта «сладкая парочка» и является главным и основным мотивационным стимулом какого-нибудь вообще внимания к своему здоровью (особенно у мужчин). Чем сильнее такой, валеологически невежественный, человек болеет (чем серьезней его болезнь), тем более многократно возрастает у него приоритет здоровья в его жизни ( рефлекторное включение инстинкта самосохранения + УСБО). Такое, благоприятное для мотивации самооздоровления состояние здоровья и социально-бытового ограничения жизнедеятельности человека, наступает в среднем и более возрасте.
Последние, прямо стимулирующие мотивацию самооздоровления человека, Вера и Деньги, не должны иметь большого значения. Вера в эффективность средств и методов самооздоровления приходит вместе с практическими результатами (она важна на первом этапе удержания мотивации самооздоровления), а финансовые проблемы являются больше надуманными, чем реально серьезными. Эта проблема беспокоит людей ориентированных на дорогие и модные методы и средства, рекламируемые с экранов и дисплеев. Разумный и валеологически образованный человек легко найдет им даже не равноценную, а лучшую альтернативу. Но если у человека много денег и плохое ВЛ образование, то тогда они тоже могут быть ему помехой для СО, т.к. можно включить платную медицину ( как кремлёвские пациенты).
Некоторые выводы
1.Наконец уровень медицинского обслуживания в знаменателе обозначает его тормозящую роль в оздоровлении человека. Этот фактор должен быть больше вспомогательным, чем формирующим мотивацию самооздоровления. Чем лучше поставлена служба так называемого Здравоохранения ( а вернее – Болезенелечения – ведь медицина здоровье не охраняет, она же не лечит здорового человека, чтобы он не заболел - она лечит внешние и неглубоко скрытые проявления-симптомы уже заболевшего человека, часто при этом отравляя его излишним использованием дорогих и не всегда правильно назначенных лекарств), тем более человек к нему «привязан», больше доверяет и меньше склонен оздоравливаться самостоятельно.
2.В заключение вернемся к «основным», мешающим людям заботиться о своем здоровье причинам: Лени и недостатку Времени.
В нашем определении Лень – это психологическое состояние нежелания какого-то действия ввиду недостаточной его мотивации и существования некоторых преодолимых, несовпадающих с нежеланием, условий. Недостаток Времени, как и Лень- это своеобразное личное самооправдание нежелания что-то делать, когда еще можно жить и с данным здоровьем, т.е. оно еще терпимо ограничивает бытовую и социальную жизнь…вот когда «гром» посильнее грянет…то есть, это следствие не сформировавшейся еще мотивации. Кстати, по нашим, вышеуказанным данным, наиболее честными в констатации этого фактора были студенты: 64,2 и 68,7 соответственно, и менее родители, особенно отцы ( 40,0 и 29,0). Вот ,наверно поэтому отцы-мужчины и живут на 10-12 лет меньше, чем женщины – слишком безалаберно они относятся к своему здоровью. Мало что и мало кто делает, чтобы улучшить свое здоровье, а скорее наоборот, способствуют его ухудшению.
Литература
1. Rubana I.M. Veselības izglītības pamati. RaKa. 1997. 144 lp.
2. Апанасенко Г.Л. Саноцентрическая стратегия в здравоохранении. Материалы 1-ой Всероссийской конференции по валеологии. Ростов на Дону. 25-29 сентября 2006 года. 176 с.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. М., АСТ. 2002. 461 с.
4. WHO Library Cataloguing in Publication Data. Mental health: facing the challenges, building solutions: report from the WHO European Ministerial Conference 1.Mental health – congresses 2.Mental health services 3.Health policy 4.Health planning 5.Treaties 6.Europe.
5. Степанов А.П. Степанова О.И. Гендерный аспект уровня валеологического просвещения студентов и их родителей. Материалы 6-й международной научно-практической конференции по валеологии. Харьков. 3-5 апреля 2008 года. 3-й том. 258 с
Интернет для мотивации превентивного самооздоровления
www.aissa.ru - блог А.Степанова
Forum.gorod.lv Здоровье – Монтайн (А.Степанов)
За эти годы электронно-компьютерная техника прилично усовершенствовалась и почти все доклады участников были представлены в виде презентаций...и мой в том числе. С него и начнём.
Глобальная проблема мотивации превентивного самооздоровления
Состояние вопроса
В условиях тотального ухудшения здоровья как в Латвии, так и в России [1,2] и кризиса официальной медицины [ 3] актуальнейшей проблемой является самостоятельное оздоровление каждого человека. Эта глобальная проблема затрагивает так же и страны Европы и Мира [ 3].
В направлении улучшения здоровья населения европейских стран ВОЗ декларирует приоритетность улучшения социальных условий и медицинского обслуживания [ 4]. В какой-то степени, на наш взгляд, это правомерно, однако роль самооздоровления населения остается более весомой. Только сам человек может обеспечить свое долговременное и полноценное здоровье. Медицина, в этом случае, должна иметь вспомогательное, а не основное значение.
Мотивация самооздоровления формируется при сложном взаимодействии лично-социальных факторов комплексного характера.
Некоторые следующие наши рассуждения, выводы и предположения предлагаются больше в аспекте социально-научного обсуждения, чем строгого научного исследования.
Факторы помехи мотивации
В нашем изучении гендерного аспекта валеологического просвещения студентов и их родителей [5] были определены процентные соотношения факторов, мешающих самооздоровлению :
Что мешает самооздоровлению?
дев. юн. матери отцы
Лень 28,5 40,6 16,9 16,3 - всё в % ответов
Время 35,7 28,1 23,1 12,7
Деньги 7,1 6,2 6,1 ----
Знания ---- 6,2 1,5 1,5
Как видно, девушкам и юношам не хватает времени, к тому же их одолевает банальная Лень. У отцов почти в 2 раза больше времени, чем у матерей. Девушки "очень хорошо" знают теорию самооздоровления. Более серьёзно к этому подходят юноши. Для матерей и отцов она не значима.
Недостаток времени и состояние Лени, на наш взгляд, являются видимым проявлениемсложного взаимодействия лично-социальных причин, когда привходящие обстоятельства воздействуют на уровень мотивации самооздоровления.
Формула мотивации
Мы предлагаем следующую формулу формирования мотивации самооздоровления:
Блок личной психофизиологии Блок социума
(УОН+УЗУСО+УПОЗ+УСОСД+В)+(СБП +УСБО + РВЗ)
МСО= - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Д
ЛГП + УЗ + УОУН +УМО Блок помех СО
Где: УОН – уровень осознанности и необходимости,
УЗУСО – уровень знаний и умений самооздоровления (т.е. уровень валеологического образования),
СБП – социально-бытовые потребности,
ЛГП – лично-гедонистические потребности,
УЗ – уровень здоровья,
УСБО – уровень социально-бытового ограничения состоянием здоровья,
УПОЗ – уровень приоритетности оздоровительных занятий. СПОЗ состоит из
УСОСД – уровня самоорганизации и самодисциплины (выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и степенью осознанности и необходимости ) + РВС – резерва свободного времени – эти показатели тесно взаимосвязаны.
УОУН – уровень общей усталости и настроения,
В – вера в эффективность применяемых методов и средств самооздоровления,
Д – деньги для самооздоровления,
УМО – уровень медицинского обслуживания.
Обсуждение
Уровень осознанности и необходимости вместе с уровнем знаний и умений самооздоровления должен являться ведущим, и он связан с комплексом УПОЗ, где уровень общей усталости и настроения вступает в мотивационную борьбу выбора с уровнем самоорганизации и дисциплины, который, в свою очередь, включает в себя выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и уровнем осознанности и необходимости. Результатом этой борьбы является дилемма – быть или не быть свободному времени для собственных оздоровительных занятий. В этом выборе чаще выбираются личные гедонистические потребности (особенно у студентов), поэтому адекватно нейтрализуются СОН, УСОСД и весь комплекс УПОЗ.
Прямо пропорциональным является и влияние парного взаимодействия уровня здоровья и уровня лично-социального ограничения этим уровнем здоровья. К сожалению у подавляющего большинства людей именно эта «сладкая парочка» и является главным и основным мотивационным стимулом какого-нибудь вообще внимания к своему здоровью (особенно у мужчин). Чем сильнее такой, валеологически невежественный, человек болеет (чем серьезней его болезнь), тем более многократно возрастает у него приоритет здоровья в его жизни ( рефлекторное включение инстинкта самосохранения + УСБО). Такое, благоприятное для мотивации самооздоровления состояние здоровья и социально-бытового ограничения жизнедеятельности человека, наступает в среднем и более возрасте.
Последние, прямо стимулирующие мотивацию самооздоровления человека, Вера и Деньги, не должны иметь большого значения. Вера в эффективность средств и методов самооздоровления приходит вместе с практическими результатами (она важна на первом этапе удержания мотивации самооздоровления), а финансовые проблемы являются больше надуманными, чем реально серьезными. Эта проблема беспокоит людей ориентированных на дорогие и модные методы и средства, рекламируемые с экранов и дисплеев. Разумный и валеологически образованный человек легко найдет им даже не равноценную, а лучшую альтернативу. Но если у человека много денег и плохое ВЛ образование, то тогда они тоже могут быть ему помехой для СО, т.к. можно включить платную медицину ( как кремлёвские пациенты).
Некоторые выводы
1.Наконец уровень медицинского обслуживания в знаменателе обозначает его тормозящую роль в оздоровлении человека. Этот фактор должен быть больше вспомогательным, чем формирующим мотивацию самооздоровления. Чем лучше поставлена служба так называемого Здравоохранения ( а вернее – Болезенелечения – ведь медицина здоровье не охраняет, она же не лечит здорового человека, чтобы он не заболел - она лечит внешние и неглубоко скрытые проявления-симптомы уже заболевшего человека, часто при этом отравляя его излишним использованием дорогих и не всегда правильно назначенных лекарств), тем более человек к нему «привязан», больше доверяет и меньше склонен оздоравливаться самостоятельно.
2.В заключение вернемся к «основным», мешающим людям заботиться о своем здоровье причинам: Лени и недостатку Времени.
В нашем определении Лень – это психологическое состояние нежелания какого-то действия ввиду недостаточной его мотивации и существования некоторых преодолимых, несовпадающих с нежеланием, условий. Недостаток Времени, как и Лень- это своеобразное личное самооправдание нежелания что-то делать, когда еще можно жить и с данным здоровьем, т.е. оно еще терпимо ограничивает бытовую и социальную жизнь…вот когда «гром» посильнее грянет…то есть, это следствие не сформировавшейся еще мотивации. Кстати, по нашим, вышеуказанным данным, наиболее честными в констатации этого фактора были студенты: 64,2 и 68,7 соответственно, и менее родители, особенно отцы ( 40,0 и 29,0). Вот ,наверно поэтому отцы-мужчины и живут на 10-12 лет меньше, чем женщины – слишком безалаберно они относятся к своему здоровью. Мало что и мало кто делает, чтобы улучшить свое здоровье, а скорее наоборот, способствуют его ухудшению.
Литература
1. Rubana I.M. Veselības izglītības pamati. RaKa. 1997. 144 lp.
2. Апанасенко Г.Л. Саноцентрическая стратегия в здравоохранении. Материалы 1-ой Всероссийской конференции по валеологии. Ростов на Дону. 25-29 сентября 2006 года. 176 с.
3. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. М., АСТ. 2002. 461 с.
4. WHO Library Cataloguing in Publication Data. Mental health: facing the challenges, building solutions: report from the WHO European Ministerial Conference 1.Mental health – congresses 2.Mental health services 3.Health policy 4.Health planning 5.Treaties 6.Europe.
5. Степанов А.П. Степанова О.И. Гендерный аспект уровня валеологического просвещения студентов и их родителей. Материалы 6-й международной научно-практической конференции по валеологии. Харьков. 3-5 апреля 2008 года. 3-й том. 258 с
Интернет для мотивации превентивного самооздоровления
www.aissa.ru - блог А.Степанова
Forum.gorod.lv Здоровье – Монтайн (А.Степанов)
Комментариев нет:
Отправить комментарий