А.П.Степанов , О.И.Степанова
ДФ РТУ, Даугавпилс, Латвия
Гендерная интегральная оценка мотивации здоровья студентов и их родителей
Abstract : Research of gender and age health motivation showed the difficulty and ambiguity of its formationin view of the fact that there are delicate shadesof interrelations. Middle age womenshow the most direkt end the least actual motivation consideringthe pessimism and dual relation to the health, when wich for better health is not supported with the care of it. There is no price of personal time and organizational efforts yet to be paid for high motivation of students health.
Motivation of middle age men health also has insufficient level for health maintaining.
Keywords: motivation, gender, interrelation.
Мотивация здоровья остается главной проблемой улучшения здоровья большей части населения постсоветских стран. Недостаточный уровень культуры вообще и культуры здоровья в частности, масса социально-бытовых проблем (неадекватный уровень материальной обеспеченности и социальной защищенности и др.), отсутствие публичной и широкой пропаганды и агитации здорового образа жизни (ЗОЖ) среди всех слоев населения и во всех СМИ, пагубное пристрастие к гедонистическим отравляющим веществам (ГОВ) определяют низкие уровни мотивации здоровья и самооздоровления в иерархии жизненных ценностей. Определение группового и индивидуального уровней мотивации здоровья различных слоев населения является, на наш взгляд, насущной проблемой валеологии и социологии.
Ввиду этого мы предприняли попытку интегрального определения уровня мотивации здоровья в гендерном и возрастном аспектах.
Результаты исследования и их обсуждение (избранные данные)
Статистическая обработка результатов анкетирования ( арифметический, дисперсионный и корреляционный анализы) позволили выявить следующие интересные закономерности:
У отцов студентов:
1. Образование их отцов – Хср.( и далее везде)- 6.5, матерей – 5.8
2. Наибольшая дисперсия в показателе «Внимание матери к моему здоровью» - 10.9 (баллы -6.3); наименьшая – «Образование отца» - 1.9
3. Высший балл-«Уровень моей психической уравновешенности»- 7.2; низший-«Насколько мне нравится болеть» - 2.9
У матерей студентов:
1. Образование их отцов –5.8 ; матерей – 6.3
2. Наибольшая дисперсия- «Внимание отца к моему здоровью» - 10.9 (б-6.8)
Наименьшая – «Образование отца» - 2.1
3. Высший балл – «Уровень моего желания иметь здоровье лучше, чем сейчас» - 8.5 ( почти столько же «Внимание матери к моему здоровью»); низший – «Насколько мне нравится болеть» - 3.0
У студентов:
1. Образование их отцов – 7.3; матерей – 7.3
2. Наибольшая дисперсия – «Внимание отца к моему здоровью» - 6.7 (б-5.9); наименьшая – «Образование матери» - 1.5
3. Высший балл – «Внимание матери к моему здоровью» - 8.0 («Уровень моей психической уравновешенности» - 7.7); низший – «Насколько мне нравится болеть» - 2.2
У студенток:
1. Образование их отцов – 7.7; матерей – 7.5
2. Наибольшая дисперсия – «Насколько я умею терпеть боль» - 11.9 (б-5.2); наименьшая – «Образование матери» - 0.3
3. Высший балл – «Внимание матери к моему здоровью» и « Уровень моей психической уравновешенности» - 7.9; низший – «Насколько мне не нравится болеть» - 1.9
Корреляционный анализ (все данные с уровнем достоверности –** 0.01 и *0.05) позволил выявить некоторые интересные взаимосвязи:
У отцов: 1. Закономерными являются зависимости доверия к врачу с уровнем местного медицинского обслуживания (+0.74**), уровня здоровья с уровнем физической активности (+0.65**), желание улучшить здоровье с необходимостью его укрепления (+0.66**), внимание к погодным условиям с тревожностью за свое здоровье (+0.61**), альтруизма в оздоровлении близких со своим намерением укреплять свое здоровье (+0.51*).
2. Любопытными представляются взаимосвязи привлекательности телепередач о здоровье с вниманием отца (+0.49*), с тревожностью за свое здоровье (+0.43*); мнительности с безразличием к своему здоровью (+0.54**); болезненности в течение года с уровнем местного медицинского обслуживания ( - 0.54**) и доверием к врачу ( - 0.59**).
3.Особенно интересно выявленное достоверное влияние собственной болезненности на внимание и отношение к здоровью близких и родных. Оно проявляется и у отцов и более заметно у матерей: чем сильней болеет человек, тем меньше его внимание к здоровью близких (у отцов +0.59**, у матерей такое влияние отрицательно связано с терпением боли ( - 0.36*), с мнительностью ( - 0.48*), с привлекательностью лекарств ( - 0.49*). Мы назвали этот феномен «Болезненный эгоизм». Вероятно это генетически врожденная отчужденность и безразличие к окружающим в условиях болезни: человек погружен в собственные негативные переживания.
У матерей: 1. Отрицательная корреляция образования матери с серьезностью заболеваний в течение года (- 0.38*) – это положительная аксиома.
2. Связь тревожности и страха смерти с болезненностью в течение года (+0.49**) , на наш взгляд , допускает как самонаведенное снижение иммунитета, так и тривиальное возбуждение инстинкта самосохранения. Такая связь с уровнем физической активности (+0.48**) подвигает нас к сожалеющему выводу о возможно главном мотивирующем факторе укрепления своего здоровья с помощью физических упражнений, только благодаря тревожности и страху смерти у матерей.
3.У матерей достаточно сильно выражена связь заботы о своем здоровье с уровнем местного медицинского обслуживания (+0.59**), что говорит о традиционном «совковом» пассивно-потребительским типе отношения к своему оздоровлению.
4. Ярко обозначена связь доверия к врачам с уровнем местного медицинского обслуживания (+0.80**).
5. Режим и содержание питания логично связаны с намерением укрепления здоровья (+0.46**).
6. Показательна отрицательная связь уровня психической уравновешенности со степенью серьезности болезни в прошлом ( - 0.44*), что напоминает нам о важной роли психики в нашем здоровье.
7. Степень намерения укрепления здоровья соответствует уверенности в нем (+0.44).Здесь тоже не исключается эффект самонаведения перехода мысли в реальное изменение действительности.
8. Забота о здоровье других людей (альтруизм) уверенно связана (как и у отцов) с активностью в самооздоровлении (+0.54**). Однако только в группе матерей уровень заботы о своем здоровье ниже уровня безразличия к своему здоровью! (5.1 против 5.8).
У студентов: 1. Образование отца часто соответствует образованию матери (+0.56**) и мешает обьективно оценить уровень своего здоровья (мнительность) ( +0.36*).
2. Более высокое образование родителей стимулирует их сыновей к самооздоровлению (+0.42**).
3.Уровень тревожности за свое здоровье стимулирует желание помогать другим людям в их оздоровлении (+0.47**).
4. У студентов забота о своем здоровье четко связана с углублением своих знаний о самооздоровлении (предачи ТВ, чтение специальной литературы) и с альтруизмом (+0.40* - +0.61**).
5. Важные связи соблюдения режима и содержания питания с «привлекательностью» употребления лекарств (+0.44**), и с уровнем физической активности (+0.39*)...а ее, в свою очередь с психической уравновешенностью (+0.36*) и с намерением и желанием укреплять свое здоровье (+0.46**).
6. Чем более серьезно болел студент в прошлом, тем более он склонен к самостоятельному чтению литературы о здоровье (+0.42**).
7. Но взаимосвязь способности терпеть боль с уверенностью в своем здоровье представляется нам не очень полезной (+0.42**).
У студенток: 1. Некоторый нигилизм к влиянию отцов проявляется у студенток и в связи с их вниманием к здоровью дочерей и с их уровнем образования: с уровнем физической активности (- 0.92**), с желанием улучшить свое здоровье (- 0.83**),с просмотром телепередач о здоровье (- 0.79*), с режимом и содержанием питания (- 0.72*).
2. Образование матери способствует повышению уровня тревожности за состояние здоровья студенток (+0.87**) и чтению литературы о здоровье (+0.71*).
4. Уровень здоровья связан с уровнем физической активности (+0.75*) и режимом и содержанием питания (+0.89**).
5. Забота о своем здоровье у студенток связана с физической активностью (+0.81*) и с питанием (+0.77*).
6. Чем больше болезнь мешает нормальной жизни, тем больше намерение студенток укреплять свое здоровье (+0.91**).
7. Тесно взаимосвязаны также физическая активность и правильное питание – они взаимно стимулируют друг друга (+0.89**).
8. Чем больше мнительность и меньше желание укреплять свое здоровье , тем более серьезно болели студентки в прошлом (+0.79* и – 0.75*).
9. У студенток подтверждается указанный выше феномен «Болезненного эгоизма» ( - 0.88**), но желание укреплять собственное здоровье способствует вниманию к здоровью близких и родных (+0.90**).
10. Наконец чем больше студентки читают литературу о здоровье, тем более они в нем уверены (+0.92**) и тем менее они мнительны ( - 0.86**).
Непосредственно Интегрированная Оценка Мотивации Здоровья (ИОМЗ) осуществлялась с помощью суммы баллов средних арифметических показателей, обьединенных в отдельные блоки (соответственно порядку групп в тексте: 36.8; 35.0; 45.5; 46.9) . Отдельно был выведен вопрос о способности человека вообще работать над своим здоровьем самостоятельно (соответственно: 6.2; 6.1; 7.0; 7.5 ) и уровень безразличия к своему здоровью (оценивался по баллам ниже 5.0) соответственно: 12.5%; 38%; 19%; 12.5%).
Таблица сводных данных (х ср.)
Блоки данных | Отцы | Матери | Студенты | Студентки |
1.Блок самооценки здоровья | +1.2 | - 0.4 | +3.9 | +3.6 |
2. Блок психофизиологии | 6.2 | 5.5 | 6.6 | 6.7 |
3. Блок отношения к здоровью | +1.4 | -0.7 | +2.0 | +4.6 |
4. Блок мотивации | 6.0 | 7.2 | 6.4 | 6.4 |
5. Блок Веры Здоровья | +1.9 | -1.4 | +0.6 | +2.4 |
6. Блок Альтруизма | 5.3 | 6.5 | 8.4 | 6.7 |
7. Блок психоэмоц. тревожности | 4.3 | 6.2 | 5.0 | 4.7 |
8. Блок медицины | 4.3 | 5.0 | 5.6 | 4.3 |
Выводы:
1. Матери студентов (женщины среднего возраста) являются самой пессимистичной и наименее мотивированной ( с учетом косвенных показателей) в отношении работы над своим здоровьем. Желание иметь лучшее здоровье не подтверждается заботой о нем. Характерно в этом отношении полное совпадение соотношения ответов о способности человека вообще работать над своим здоровьем с уровнями ИОМЗ по группам.
2. Наиболее оптимистичны и готовы работать над своим здоровьем студентки и студенты.
3. Однако эта оптимистичность и готовность не столкнулась еще с тяжестью семейной, бытовой и производственной деятельности взрослой жизни...о чем косвенно говорят средние баллы «привлекательности» периода болезни (соответственно: 2.9; 3.0; 2.2; 1.9 и этот ряд тоже коррелирует с вышеуказанными двумя – вывод №1).
4. Данная методика определения как индивидуального , так и группового уровней мотивации здоровья, на наш взгляд , заслуживает внимания. Предполагается корректировка анкеты ИОМЗ, а так же создание на ее основе Теста Мотивации Здоровья с использованием компьютерной программы.
Здравствуйте, Александр!
ОтветитьУдалитьЯ мельком видела на Вашем сайте статью о причинах, по которым люди часто не заботятся о своем здоровье. А сейчас никак не могу ее найти.
Очень хотелось бы прочитать.
По возможности пришлите, пожалуйста, ссылку на ящик - [email protected]
с уважением, Ирина