27 апреля 2020 г.

Одна из публикаций...


Study students health wich the help of “OFC” test.
Studentu veselības pīetīešana ar “OFS” testu palīdzība.
Изучение здоровья студентов с помощью теста «ФСО».

А.Степанов

Atslēgas vards: dzīves noteikumi, veselība, dzīves veids, koreļācijas stārpējas, organu, organismu sistēmas.
Ключевые слова: условия жизни, здоровье, образ жизни, корреляционные взаимосвязи, органы, системы организма.
        
           Изучение функционального состояния, взаимосвязей органов и систем организма в аспекте половых различий весьма скромно представлено в научных исследованиях [2].
     Нами предпринята попытка выполнить данную работу с помощью анонимного тестирования «Функциональное состояние организма» (ФСО). Тест состоит из 26 вопросов с оценкой показателей по 10-бальной шкале (26 – возраст и пол).
   Всего было тестировано 85 студентов 1 курса (средний возраст – 19.6 лет). Из них 25 женщин и 60 мужчин.
     Задачи исследования:
1.      Определение ФСО студентов.
2.       Оценка психофизиологических особенностей и различий в аспекте корреляционных связей мужчин и женщин.
3.       Определение наиболее значимых для здоровья студентов функциональных и детерминирующих взаимосвязей органов и систем.
    Результаты: 
           Статистическая обработка данных тестирования показала следующее:
     Средний балл показателей (критерий общего ФСО): мужчины – 8.23, женщины – 7.75
       Корреляционные взаимосвязи некоторых органов и систем имели высокую степень: от 0.70 до 0.94.
    Для определения наиболее значимых для здоровья студентов органов и систем мы использовали сумму 10-ти наиболее высоких коэффицентов корреляции каждого показателя. В результате ранжированные списки данных сумм мужчин и женщин распределились следующим образом:
Мужчины:
  1. Печень
  2. Кроветворная система
  3. Пищеварительная с.в целом -(ПВС)
  4. Мочевыделительная с.(МВС)
  5. ЦНС
  6. Кишечно-выделительный отдел ПВС
  7. Желчный пузырь
  8. Поджелудочная железа
  9. Иммунная с.
  10. Эндокринная с.
  11. Легкие (дыхательная с.)
  12. Здоровье в целом
  13. Тонкий кишечник ПВС
  14. Мышечно-связочная с.
  15. Толстый кишечник ПВС
  16. Слух, горло ( они связаны евстахиевой трубой)
  17. Лимфатическая с.
  18. Суставы, позвоночник
  19. Сосуды крови
  20. Сенсорная с.(зрение, осязание, обоняние, вкус).
  21. Клеточно-обменная с.
  22. Кожная с.
  23. Сердце
  24. Половая с.
  25. Интеллектуальная с.
Женщины:
  1. Печень
  2. Тонкий кишечник
  3. Желчный пузырь
  4. Мочевыделительная с.(МВС)
  5.  Поджелудочная железа
  6. Толстый кишечник
  7. Половая с.
  8. Кишечно-выделительный отдел ПВС
  9. Клеточно-обменная с.
  10. Интеллектуальная с.
  11. Легкие (дыхательная с.)
  12. Горло
  13. Мышечно-связочная с.
  14. ПВС в целом
  15. Эндокринная с.
16.Здоровье в целом
17.Иммунная с
18.Сердце
19.Слух
20.Суставы, позвоночник
21.Лимфатическая с.
22.Кожная с .
23.Кроветворная с.
24.Сосуды крови
25.Сенсорная с.
Как видно – 1, 4 и 11 показатели совпадают. Ранговая корреляция показала слабую достоверную положительную связь 0.35 при Р-0.05.
    Если ранжировать данные по их лучшему среднему арифметическому ( то есть по лучшему ФСО), то последовательность ранжированных органов и систем будет следующая:
Мужчины:
1- половая с.,
2-слух (ухо),
3-мочевыделительная с.(МВС),
4- кровеносная с
5-эндокринная с.,
6-кишечно-выделительная и сенсорная с.( одинаковые баллы),
7-желчный пузырь,
8-поджелудочная железа и тонкий кишечник,
9-клеточно-обменная с.,толстый кишечник и печень,
10-кожная с.,
11-мышечно связочная с.
12- интеллектуальная с.,
13-ЦНС,
14-сосуды крови,
15-лимфатическая с.,
16-иммунная с.,
17-суставы, позвоночник
18-горло,
19-пищеварительная с.,
20-сердце,
21-легкие.
Женщины:
1-половая с.,
2-кроветворная с.,
3-кишечно-выделительная с.,
4-сосуды крови и слух (ухо),
5-тонкий кишечник,
6-толстый кишечник,
7-кожная с.,
8-интеллектуальная с.,
9-печень,поджелудочная железа, лимфатическая с.,
10-эндокринная с.
11-мочевыделительная с.(МВС),
12-желчный пузырь,
13-клеточно-обменная с.,
14-мышечная с., сердце,
15-суставы, позвоночник
16-сенсорная с.,
17-легкие,
18-иммунная с.,
19-горло,
20-ЦНС,
21-пищеварительная с.
  Здесь ранговая корреляция по Спирмену выявила выше средней достоверную положительную связь  +0.72.

Обсуждение результатов

      Очевидны различия  значимых взаимосвязей у мужчин и женщин на качественном уровне. Это показывает слабая корреляция  сумм (+0.35). Вместе с этим на количественном уровне данных определилась корреляция выше средней (+0.72). Таким образом проявилась схожесть в цифровой самооценке ФСО у мужчин и женщин и его различие на более глубоком, физиологическом  уровне взаимосвязей.
    Мужчины более открыты, чем женщины, поэтому их ответы гораздо более выразительны. Об этом говорят цифры среднего квадратического отклонения 32.3 и 11.7 соответственно.
     Выразительной представлена большая роль для здоровья студентов пишеварительной и выделительной систем, то есть процесса обмена веществ. Этот факт повторяется и в других наших исследованиях [1, 3].  Особенно впечатляет первая роль главного «чистильщика» и «фильтра» нашего организма печени. Ее надо беречь особенно от различных ядов и химических веществ ( типа алкоголя и экологически «грязных» продуктов).
     Как видно, в студенческом возрасте совсем незначительна роль (к сожалению) интеллектуальной системы, которая , у подавляющего большинства людей, включается уже тогда, когда очевидно ухудшается здоровье. Хотя у женщин ее влияние в 2 раза больше, чем у мужчин, благодаря, вероятно, гораздо более обостренному инстинкту самосохранения (как гаранту, социально и генетически затребованной, роли матери).
    У женщин значимое влияние на здоровье оказывает также половая система. Она более чем в 3 раза превышает аналогичное влияние у мужчин.  В списке рангов по лучшим средним арифметическим (ФСО) половая система (ее функциональные возможности) на первом месте у обоих полов; она, как бы навязчиво предлагает студентам использовать лучшее (сензитивное) время для продолжения своего рода, для зачатия детей.
    Интересны взаимозависимости и предположительная последовательная детерминация (РАД – ряд алгоритмической детерминации) органов и систем:
  Мужчины:
  1. ЦНС = ИМС (иммунная с.)+0.79, МВС (мочевыделительная)+0.83.
  2. ИМС = выделительная с.(МВС+кишечно-выделительная)+0.78,
3.      Кроветворная с.= желчный пузырь+0.77, поджел. железа+0.74, тонкий   кишечник+0.75, толстый кишечник+0.74, МВС+0.76.
  1. Печень = желч.пуз.+0.87, поджел.жел.+0.88, тонкий киш.+0.85, МВС=0.74, толст. киш. +0.84, лимфатич.с.+0.73, эндокринная с.+0.72, мышечно-связочная .с.+0.71, суставы, позвоночник+0.72.
  2. Поджел. железа = тонк.киш.+0.86, толст.киш.+0.79, лимф.С.+0.72, клеточно-обменная с. +0.72.
  3. Тонкий киш. = толст.киш.+0.94, клет.-обм.+0.72.
  4. Лимф.с. = клет.-об.+0.68.
      РАД  №1 – хорошая работа выделительной системы обеспечивает хорошее ФСО ЦНС и ИМС, и взаимно –уравновешенная ЦНС увеличивает силу ИМС и обеспечивает лучшее выведение отходов ( т.н.шлаков).
      РАД № 2 – Работа кроветворной системы обеспечивается хорошим питанием и качественным функциональным состоянием ЖКТ (желудочно-кишечного тракта).
      РАД №3 – Печень является главным диспетчером (определение наше) «второго мозга» человека: «...Нервная система кишечника, которая по канонам традиционной анатомии и физиологии является скоплением нервных узлов и нервных окончаний, передающего команды из ЦНС, устроена гораздо более сложно и фактически представляет собой второй мозг (выделено нами– А.С.), настолько уникально ее строение и система связей, пишет итальянская газета La Stampa в статье, перевод которой публикует Inopressa», «...В пользу существования "кишечного" мозга и его автономности говорит тот факт, что кишечник продолжает исправно функционировать, когда отсутствует его связь с головным и спинным мозгом, подчеркивает Гершон...» [4], поэтому она имеет многочисленные и тесные функциональные всязи с многими органами и системами как у мужчин, так и у женщин.
       РАД № 4 - В процессе всасывания питательных и строительных веществ в тонком и толстом кишечнике и последующего выведения отходов в процессе клеточного обмена задействуется  так же лимфатическая система.
Женщины:
  1. Легкие = здоровье в целом+0.63
  2. Выделительн. с.=поджел.жел.+0.66, тонкий киш.+0.64, толст.киш.+0.60
  3. Печень = желч.пуз.+0.65, тонк.киш.+0.64, толст.кииш.+0.69, эндокринная с.+0.68, Клеточно-обменная с +0.75,  Интеллект.с.+0.59,
  4.  Личный уровень социальной защищенности (ЛУСЗ) = печень -0.58, клеточно-обменная с .+0.62,
  5. Эндокринная с . = тонк.киш.+0.77, толст.киш.+0.73, мышечно-связ.с.+0.63
  6. Половая с. = ИМС+0.66, Киш.-выд. Отдел ПВС+0.66, печень+0.59, ЛУСЗ+0.69, уровень духовности+0.62, уровень тревожности –0.69

«Женские» корреляционные связи ожидаемо менее тесные в результате значительно меньшего, чем у мужчин, среднего квадратического отклонения (почти в 3 раза – см.выше), то есть они более склонны скрывать (более осторожны в самооценке) свои телесные проявления.
РАД №1 – Ввиду повышенной ( по сравнению с мужчинами) эмоциональности у женщин сильное влияние на функциональное состояние кишечника оказывает эндокринная система , что является, вероятно, результатом не редких гастритов в подростковом и далее в студенческом возрасте.
РАД №2 – Эффективное функционирование половой системы зависит от уровней социальной защищенности и духовности – положительно (уровня тревожности - отрицательно) , усиливает иммунитет, способствует лучшей работе кишечника, так же как и взаимно – лучшее ФСО обеспечивает лучшее состояние половой системы.

     Выводы

  1. Тест «ФСО» вполне может служить инструментом изучения текущего здоровья студентов, как в массовом, так и в индивидуальном вариантах. Он отличается компактностью, простотой выполнения и несложностью статистической обработки данных.
  2. Тест позволяет определить как общее функциональное состояние  организма человека, так и ФСО отдельных органов и систем, выраженных в условных единицах.
  3. Здоровье студентов зависит в основном от правильного, нормального питания и силы иммунитета, то есть эффективного функционирования пищеварительной и выделительной систем, что , в свою очередь, детерминируется оптимальной двигательной активностью и уравновешенной психикой, которые исключают нарушения нейрорегуляции органов пищеварения и поддерживают гуморальный и нейрогормональный статус иммунитета.

Alexander Stepanov. Riga Tehnical University, Daugavpils Filial, 90 Smilšu str., Daugavpils, doc., Dr. paed. [email protected]

Summary:
     Students’ functional condition test, wich is based on self-appraisal, showed its guite enough adeguacy to the real health state of students’ and the validity of “FSO” test. To our mide this test can by used  for the primary diagnostics of the students’  and other people health.
   Qvalitative and guatetative statistical analysis shoved the leading role of metabolismprocess for the students’ health.

Pārtskats:    Studentu organisma funkcionālā stavokļa testešanai rezultāti, kura ir balstīta uz pašnovērtēšanu, parādījas viņas pieteikamo atbilstību studentu realājai pašsajutai un “FSO” testu validību. Pēc mūsu domām tests var tikt izmāntots pirmreizējai studentu un citu cilvēku veselības dignostikai.
  Kvalitātiva un skaititība statistika analīze parādija velu apmaiņas procesa vadošo lomu studentu dzīvē.

Резюме:Результаты тестирования функционального состояния организма студентов на основе  самооценки показали их достаточную адекватность реальному самочувствию студентов и валидность теста «ФСО». По нашему мнению тест может использоваться для первичной диагностики здоровья студентов и других людей.
     Качественный и количественный статистический анализ показал ведущую роль для здоровья  студентов процесса обмена веществ.
  

     Литература 

  1. A.Stepanovs. Cilvēka pašātveseļosanās un atveseļošanās motivācijas interiorizācija. Zinātniski rakstu krājums. Rīga 1999. 90 lpp.
  2. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. Спб, 2002. 544с.
  3. Степанов А.П. Функциональное состояние организма человека в студенческом и среднем возрасте. Материалы 2 международной научно-практической конференции. Том 1. Харьков, 2004. 226с.
  4. Интернет-ресурс «mednovosti.ru» 09.2005.

Комментариев нет:

Отправить комментарий