27 апреля 2020 г.

На конференцию...


Психолого-педагогические проблемы двигательной активности студентов

А.Степанов
Рижский Технический Университет, Даугавпилсский филиал

Ключевые слова: двигательная активность, здоровье студентов

        Решение педагогических и психологических проблем достаточной двигательной активности (ДА) имеет огромное значение для поддержания и укрепления здоровья в любом возрасте, в том числе и в студенческом.
      В младенческом возрасте ДА обеспечивают медсестра и родители, в периоде от раннего детского до среднего школьного возраста (3-13 лет) организм автоматически ( биопрограмма) заставляет детей проявлять повышенную ДА ( для обеспечения условий полового созревания и воспроизводства), которая, в старшем школьном возрасте резко снижается по учебным и лично-социальным причинам.    Далее в онтогенезе недостаток ДА-это уже и педагогическая и психологическая проблема, которая сопровождает человека на всем протяжении его жизни.
    В организме человека , к сожалению, нет рецепторов порогового снижения ДА, которое вызывает неблагоприятные изменения, приводящие к болезням.
    Гипокинезия, которая вызывает гиподинамию, начинается незаметно и сопровождается ожирением человека, ввиду инерционного превышения поступления энергетических ресурсов над их расходом.
      Пока внутренний функциональный  регресс в организме не проявляется болевыми, болезненными или внешними изменениями, подавляющее большинство людей психологически не готовы принимать какие-то меры.
     Именно поэтому в настоящее время здоровье населения всех стран мира  (особенно развивающихся) катастрофически ухудшается. Если раньше, в условиях гораздо более благоприятной экологии и биосферно-климатических условий, человеку, для поддержания здоровья, надо было знать и делать значительно меньше, то сейчас, для того, чтобы быть здоровым в любом возрасте надо очень много знать, уметь и затрачивать значительно больше времени, денег и усилий.
     Большинство людей ленятся это делать, не знают как, и надеются, в основном, на врачей, лекарства и, в лучшем случае, на фитотерапию.
      Для врачей профилактической, восстановительной, реабилитационной медицин, санологов и  валеологов в наше время  предоставляются большие возможности использовать свои знания и умения для превентивного естественного самооздоровления людей всех возрастов.

   В нашем, Даугавпилсском филиале РТУ уже с 1988 года проводится  изучение взваимосвязей систем организма, отношения студентов к своему здоровью, возможностей для повышения мотивации ДА и самооздоровления в целом. 

   В 1997 году мы проводили анкетирование [1] для определения уровня жизненной достаточности. Характерными были некоторые корреляционные связи: чем больше материальный достаток, тем больше внимания уделяют студенты своему здоровью и ДА в частности. Чем больше удовлетворенность выбранной учебной специальностью, тем меньше безразличное отношение к своему здоровью (- 0.85). Чем лучше отношения с друзьями и знакомыми, тем более внимательное отношение  к здоровью (+0.93). Чем больше внимания к своему здоровью, тем больше ДА студентов (+0.77). Чем больше свободного времени, тем хуже отношение к здоровью (-0.55).

     В 1998 году анонимное анкетирование [2] показало отрицательную зависимость числа дней болезни в течение года от уровня ДА у женщин, а интегрированный показатель здоровья (ИПЗ) у них был положительно связан с практическим использованием средств и методов оздоровления (+0.64), уровнем специальных знаний, уровнем самоорганизации и самодисциплины, с пищеварением, дыханием и выделительной системой (+0.64 - +0.53).

    У мужчин ИПЗ имел тесную связь с пищеварением, режимом отдыха и костно–мышечной системой (+0.73 - +0.60). ДА положительно связана со специальными знаниями о самооздоровлении (+0.62).

      В сентябре 2005 года мы провели блиц-опрос 89 студентов первого курса о распределении ДА в течение недели. Получены следующие  средние арифметические ( по 10-балльной шкале) и ср.квадратическое отклонение:

 

                         Пн.         Вт.         Ср.        Чт.        Пт.         Сб.          Вс.

Мужчины:     5,32        5,52        5,3        5,44       6,72       6,45        4,93        5,67
                       2,24        2,14       2,14       2,02       2,04       2,11         2,21       2,13

Женщины:     4,61        4,39      5,16        4,8        6,38        5,77       3,9           5,0
                        1,98        1,94      2,0         2,02      1,72        2,03        2,04       1,96

          Очевидно, что пятница и суббота самые двигательно активные дни у студентов, вероятно из-за дискотек и других развлечений, при этом мужчины более активны, чем женщины ( без учета обязательных учебных занятий по физическому воспитанию в вузе).

    

Литература
1.A.Stepanovs, O.Rakovskaja   Jaunāko kursu studentu veselības integrētais rādītājs pēc anonimās pašnovērtēšanas. Daugavpils Pedagoģiskās universitātes pasniedzēju un studentu metodiskās konferences. Daugavpils - 6-7.03. 1997, 51lpp.
2. A.Stepanovs. Cilvēka pašātveseļosanās un atveseļošanās motivācijas interiorizācija. Zinātniski rakstu krājums. Rīga 1999. 90 lpp.

Комментариев нет:

Отправка комментария