18 ноября 2020 г.

Поучаствовал в интернет-конференции в Гродненском государственном Университете (военная кафедра) с темой: " АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ."

 ПРОГРАММА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ (КУРСАНТОВ) – КАК ОСНОВА ЛЕКЦИЙ В ИХ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Степанов А.П., г. Даугавпилс, Латвийская Республика 

Аннотация. В порядке обмена опытом предлагается программа и методикопедагогические приёмы обучения студентов и курсантов самостоятельному оздоровлению. 

Ключевые слова: валеология, учебные занятия, лекции. 

Введение. Валеология – наука о здоровье, а здоровье студентов-курсантов, будущих военных специалистов физической культуры и спорта, как и их будущих воспитанников, имеет превалирующее значение для их успешной профессиональной деятельности. Несмотря на шельмование Валеологии, как науки с начала нового тысячелетия, она, единственная, содержит в себе самые жизненно необходимые для укрепления и формирования здоровья, ценнейшие теоретические и практические данные. 

Основная часть. Включение в курсовую годичную программу и использование лекционного материала с основами Валеологии на учебных занятиях (УЗ) по физическому воспитанию в нашем филиале РТУ позволило нам значительно усилить интерес студентов, благодаря оздоровительному аспекту содержания, как на обязательных УЗ, так и в их самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. Была создана база учебных и методических пособий [2, 3, 5–7, 10, 11 ], плакаты, видео и диафильмы, затем цикл лекций с валеологической тематикой (12 лекций и 4 семинара в 10 группах на 1 и 2 курсе (3-й и 4-й курсы студенты доучивались в Риге). Лекции были со следующим содержанием: 1. История спорта в Латвии. Самостоятельное планирование своих спортивнооздоровительных занятий. 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Психика и здоровье. 3. Физическая активность (ФА) и здоровье. Семинар №1. 4. Традиционные методы и средства сохранения и улучшения здоровья. 5. Влияние родителей на здоровье ребёнка. 6. Теория и практика срочной помощи. Семинар №2 7. Валеология. Валеологический образ жизни (ВОЖ). Основы питания и регулирования веса тела. 8. Духовность – как защита от болезней. Закаливание и самомассаж. 9. Особенности ФА в онтогенезе. Составление индивидуального комплекса физических упражнений для самооздоровления. 10. Самоконтроль процесса самооздоровления. Семинар №3. 11. Методы и средства альтернативной медицины (АМ). 12. Вопросы и ответы по теоретическим разделам. Семинар №4. В работе использовались так же данные о состоянии здоровья студентов на основе самооценки [8], вопросов интериоризации мотивации самооздоровления студентов [17], зависимости состояния здоровья от бытовых условий и личных качеств характера [12], динамики функционального состояния организма в студенческом и среднем возрасте [14], взаимосвязи условий жизни и здоровья студентов в аспекте половых различий [13], приоритетности здоровья мужчин и женщин в аспекте понятия «Качество Жизни» [15], а так же другие источники данных [4, 9, 16–24] . Данные этих научных работ были использованы автором в валеологическом теоретическом образовании в процессе лекций и семинаров, а так же эпизодически, на практических занятиях по ФВ. Для сохранения и увеличения заинтересованности студентов в регулярной ФА, как эффективного ДЕЙТОРА [5], оздоровления организма (ДЕЙТОР – активно действующий фактор, вызывающий выраженную реакцию организма человека, с 1995 года неологизм автора), УЗ на втором курсе проводились с распределением студентов в начале учебного года по видам спорта: баскетбол, волейбол, теннис, ОФП, настольный теннис, аэробика и плавание. Занятия по плаванию и аэробике были платные и проводились тренерамиспециалистами. Для получения зачёта по ФВ студентам было необходимо выполнить следующие требования: 1. 100% посещение учебных, лекционных занятий и семинаров. 2. Выполнение контрольных нормативов по бегу на 2 км (девушки) и 3 км (юноши), как наиболее адекватного теста определения физического здоровья . 3. Участие в семинаре по теме лекций или собеседование по теоретическим вопросам лекций и пособий. В случае пропусков занятий по неуважительной причине они отрабатываются в присутствии преподавателя на его тренировках, соревнованиях или на УЗ с любой группой студентов. Материал пропущенных лекций излагается во время зачёта. Заключение. Автор в своей работе придерживался такой установки, по отношению к попыткам студентов освобождения от УЗ по ФВ по медицинским справкам, которая допускает мягкое принуждение к практическим занятиям, полагая при этом, что осторожная, контролируемая и дифференцируемая физическая нагрузка будет благотворно влиять на здоровье. 40-летний педагогический опыт и 22-летний в филиале РТУ подтверждает правильность такой тактики и стратегии. Почти все такие студенты за 2 года регулярных занятий значительно улучшали своё здоровье. В числе диагнозов были бронхиальная астма, гипертония средней и слабой степени, врождённый вывих тазобедренного сустава, вегетососудистая дистония и другие. Интересу к предмету ФВ способствовали так же соревнования по 8 видам спорта в течение учебного года: баскетбол, волейбол, теннис, настольный теннис, плавание, лыжные гонки, многоборье ОФП и футбол. При этом организовались и проводились они самими студентами после судейских семинаров и под руководством и контролем преподавателя. Лучшие студенты, активно принимающие участие в организации и судействе соревнований, в конце учебного года поощрялись денежными премиями из фонда студенческого парламента. Вывод. Мы будем рады, если наш богатый опыт поможет преподавателям и курсантам военного факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы не только отлично усвоить теоретическую и практическую программу физического воспитания, но и значительно повысить уровень своей физической и военной подготовленности, улучшить своё здоровье, а так же организаторские и технические навыки проведения соревнований. Литература: 1. Степанов А. П. Теоретический минимум физического воспитания. Учебное пособие. Рига, 1989. 35с. 

2. Степанов А. П. Мини-лекции-беседы по вопросам здорового образа жизни. Учебно-методическое пособие. Рига, 1990. 29 с. 

3. Степанов А. П. Возможности дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов в зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Personības attistības problemas aspirantu petijumos. Rīga, 1992. 92 llp. 

4. Степанов А. П. Психофизиология здоровья. Учебное пособие. Даугавпилс. 1995. 132 с. 

5. Степанов А. П. Культура здоровья человека. Учебное пособие. Даугавпилс. 1996. 20 с. 

6. Степанов А. С. Теоретический минимум физического воспитания. Методическое пособие для студентов технических вузов. 2-е издание, дополненное и переработанное. Даугавпилс.1998. 25 с. 

7. Степанов А. П. Определение состояния здоровья на основе самооценки. Тезисы доклада 5-й всероссийской конференции валеологии. Ростов-на Дону,2001. 5 с. 

8. Степанов А. П. Валеология среднего возраста. Журнал «Валеология» №4, 2002. 3 с. 

9. Степанов А. П. Управление здоровьем человека. Научно-популярное учебное пособие. Даугавпилс, 2003. 32с. 

10. Степанов А. П. Укрепление здоровья студентов. Методические рекомендации. Даугавпилс, 2003. 38 с. 

11. Степанов А. П. Взаимосвязь социальных и психофизиологических условий здоровья в студенческом и среднем возрасте. Материалы 5-го юбилейного международного конгресса «Народная медицина России – прошлое, настоящее, будущее». Ч.1, Москва, 21–24 августа 2003. 275 с. 

12. Степанов А. П. Взаимосвязь условий жизни и здоровья студентов 1-2 курсов в аспекте половых различий. Rigas Tehniskās Universitātes 44 starptautiskā Zinātniskā konferenceszinātniskie raksti. Uzdevniecība «ŖTU», Rīga. 2003.250 llp. 

13. Степанов А. П. Функциональное состояние организма человека в студенческом и среднем возрасте. Материалы 2-й международной научно-практической конференции: Валеология: современное состояние, направления и перспективы развития. Т.1, Харьков.2004. 252с. 

14. Степанов А. П. Приоритетность здоровья мужчин и женщин в аспекте понятия «Качество жизни». Материалы 3-й междисциплинарной конференции с международным участием (НБИЕЕ-21). Петрозаводск 21–23 июня 2004. 90 с. 

15. Степанов А. П. Влияние геомагнитных возмущений Биосферы на динамику электрофизических показателей тела человека среднего возраста в условиях бытовой и спортивно-оздоровительной деятельности. Rīgas Tehniskas Universitātes 45 starptautiskā zinātniska konferences zinātniskie raksti. Izdevniecība ‘”ŖTU”, Rīga, 2004. 264 llp. 

16. Степанов А. П. Валеологические аспекты физического воспитания. Rīgas Tehniskas Universitātes 45 starptautiskā zinātniska konferences zinātniskie raksti. Izdevniecība ‘”ŖTU”, Rīga, 2004. 264 llp. 

17. Степанов А. П. Изучение прямого и опосредованного взаимовлияния личных и социальных факторов на здоровье студентов технического вуза. Материалы международной научно-практической конференции. 19–21.10. Брест. 2005 243 с. 

18. Степанов А. Лонгитюдное изучение индивидуального оздоровительноспортивного опыта. Материалы 2-го национального конгресса. Санкт-Петербург, 14– 17.12.2006. 158 с. 

19. Степанов А. Изучение здоровья студентов с помощью теста «ФСО». Rīgas Tehniskas Universitātes 46 starptautiskā zinātniska konferences zinātniskie raksti. Izdevniecība ‘”ŖTU”, Rīga, 2006. 244 llp. 

20. Самооценка функционального состояния организма мужчин и женщин студенческого и среднего возраста. Материалы международной научно-практической конференции. Ростов-на Дону, 2006. 224 с. 

21. Степанов А. А, Степанова О. И. Гендерная интегральная оценка мотивации здоровья студентов и их родителей. Материалы международной научно-практической конференции. Брест, 24-28.10.2007. 187 с. 

22. Степанов А. П. Гендерный аспект уровня валеологического просвещения студентов и их родителей. Материалы 6-й международной научно-практической конференции: Валеология: современное состояние, направления и перспективы развития. Харьков, 2008. 212 с. 

23. Степанов А. П. Типологические особенности нервной системы – как предиктор помех практической мотивации самооздоровления человека. Материалы 7-й международной научно-практической конференции: Валеология: современное состояние, направления и перспективы развития. Харьков, 2-5.04.2009. 234с. 

24. Stepanovs A. Cilvēka pašatveselošanas un atveselosanas motivacijas interiorizacija. Personības attisības gimenē, skola un augstskola. Zinatnisku rakstu krajums.Rīga, 1999.90 llp.

Комментариев нет:

Отправка комментария