Проблемы
мотивации превентивного самостоятельного оздоровления
А.Степанов
Латвия,
Даугавпилс Статья на Алтай 22-24
ноября 2019г.
Резюме: В статье
рассматриваются проблемы самооздоровления человека в аспекте современного
социума. Автор использует свои более ранние исследования и представляет обзор
проблемы.
Ключевые слова:
проблемы мотивации, личные и социальные условия, превентивное самоздоровление.
Summary: The article deals with the problems of human
self-improvement in the aspect of modern society. The author uses his earlier
research and provides an overview of the problem.
Keywords: problems of motivation, personal and social
conditions, primary self-healing.
Современное
Человечество затрачивает всё больше ресурсов и усилий для борьбы с
болезнями, которые угрожают самому его существованию. Бремя болезней
затрагивает как европейские страны, так и страны американских континентов [12].
Медицина – как главный «Здравоохранитель» человека подтверждает свои слабоэффективные усилия в обеспечении
Здоровья людей. Мало того, она во многом и способствует увеличению
смертности населения врачебными ошибками, халатным отношением врачей и
медсестёр к своим обязанностям, токсикозом фармацевтики и увлечением
медицинского персонала коммерческой деятельностью в ущерб здоровью пациентов.
«...Система
лекарственной медицины ложна, неверна с философской точки зрения, абсурдна с
научной, враждебна природе, противоречит здравому смыслу, катастрофична по результатам,
она — проклятие для человеческого рода... Система гигиенической медицины
(читайте – Валеология. А.С.), которую мы утверждаем и практикуем, находится в
гармонии с природой, соответствует законам живого организма, правильна с
научной точки зрения, положительна по результатам, она — благодеяние для
человеческого рода».
Р.
Тролл, 1861 г. [ 11].
В этом состоянии дел было бы адекватным решением
государственного подхода переориентировать население с медицинского
обслуживания на собственные усилия и возможности для поддержания и укрепления
Здоровья, но усилиями обманутых, коррумпированных и антисемированных
представителей Церкви, Науки и Медицины
в начале 21 века была уничтожена Валеология – наука о Здоровье, которая
могла бы со временем способствовать решению
главной проблемы – долговременной превентивной мотивации личной заботы о своём Здоровье каждого
человека.
По нашему мнению для становления такой мотивации
необходимы следующие условия:
1. Постоянная и долговременная широкая
государственная и социальная поддержка.
2. Специальные знания в этой области на
государственной основе во всём эшелоне учебных заведений от детских садов до
курсов для взрослых и пожилых.
3. Достаточные социальные и бытовые условия, а так
же материальные возможности.
Однако. это
идеальный вариант достижения цели и если мы хотим научить людей самим заботится
о своём Здоровье, надо адаптироваться к реальным условиям современной жизни.
Проблема мотивации превентивного самооздоровления
(ПСО) является основной в моей научной деятельности. Ряд статей конференций,
конгрессов и симпозиумов были прямо или косвенно посвящены именно этой теме [ 1-8 ].
Проблема включает в себя следующие вопросы:
1. Какие методы и средства, приёмы и способы могут
использовать валеологи и работники смежных с валеологией специальностей для
создания личной мотивации каждого отдельного человека с целью превентивного
самооздоровления?
2. Как можно (и можно ли вообще?) убедить и
стимулировать человека вести такой образ жизни, который позволит ему очень
редко обращаться к помощи медицины в любом возрасте?
Для выяснения этих вопросов было проработано 1135
источников, 43 сборника научных трудов из личной библиотеки за последние 33
года: монографии, диссертации, материалы международных и региональных научных,
научно-практических, научно-методических конференций, конгрессов и симпозиумов
разных лет. Конкретных научных работ по данной проблеме обнаружено не было.
Есть много источников, где пытаются привить школьникам и студентам здоровый
образ жизни. Значительно более редки исследования здоровья людей среднего
возраста, и совсем единичны случаи изучение здоровья населения пожилого и
старческого возраста.
Нет ни одного источника где бы изучалась проблема мотивации превентивного
самооздоровления, которая является , на наш взгляд, краеугольной в валеологии. За рамками исследований остаётся
главный вопрос: Как перевести знания и понимание людей в практику, в действие!?
Вероятно, валеологическая наука созрела для того, чтобы предложить человеку
некий усреднённый алгоритм программы мотивации превентивного самооздоровления,
чтобы каждый хоть немного озадачился своим здоровьем, смог бы знать с чего надо
начинать и как продолжать овладевать собственной убеждённостью и и верой в абсолютную необходимость
самостоятельной работы над своим здоровьем и как адекватно и индивидуально
такую работу осуществлять.
Программа формирования мотивации могла бы быть, на
наш взгляд, следующей:
1. Валеологическое начальное просвещение и
образование: обучение основам ЗОЖ на специальных месячных курсах или в
специальных учебных заведениях.
2. Анализ функционального состояния систем организма
(ФСО) индивида: анамнез, медицинские анализы, аппаратное изучение, определение
уровня психофизической подготовленности «Познай себя».
3. Разработка индивидуального плана ПСО под контролем и коррекцией валеолога или
врача-валеолога: апробирование и выбор
методов, средств, приёмов и способов ПСО (народная, профилактическая и
альтернативная медицина, восточные практики и др.).
4. Первичная реализация (1-2 года) индивидуального
плана с контролем медицины и тренера-валеолога с ведением дневников
самоконтроля.
5. Долговременная и пожизненная реализация
индивидуального плана ПСО с самоконтролем и самокоррекцией; реализация
собственной роли педагога-валеолога (с использованием собственного опыта) для
близких и знакомых.
Но это идеальный вариант становления долговременной
мотивации превентивного самооздоровления. К сожалению, в наше время Валеология и само превентивное
самооздоровление не имеет государственной поддержки [ 9 ].
Мотивация превентивного самооздоровления имеет сложное
взаимодействие лично-социальных причин,
которые, как привходящие обстоятельства, динамично воздействуют на её уровень. Мы предлагаем следующую формулу формирования и
действия мотивации ПСО:
Блок личной
психофизиологии
Блок социума
(УСОН+УЗУСО+УПОЗ+УСОСД+В)+(СБП
+УСБО + РСВ)
- - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ЛГП + УЗ
+ УОУН +Д Блок помех СО
ПСО =
--------------------------------------------------------------------
УМО Блок медицины
Психофизиология+ Социум
или
сокращённо: ПСО=
----------------------------------------
Помехи
Где: СОН – степень осознанности и необходимости,
УЗУСО – уровень знаний и умений самооздоровления (т.е.
уровень валеологического образования),
СБП – социально-бытовые потребности,
ЛГП – лично-гедонистические потребности,
УЗ – уровень здоровья,
УСБО – уровень социально-бытового ограничения
состоянием здоровья,
УПОЗ – уровень приоритетности оздоровительных занятий.
УПОЗ состоит из
УСОСД – уровня самоорганизации и самодисциплины (выбор
между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и степенью
осознанности и необходимости ) + РСВ – резерва свободного времени – эти
показатели тесно взаимосвязаны.
УОУН – уровень общей усталости и настроения,
В – вера в эффективность применяемых методов и средств
самооздоровления,
Д – деньги для самооздоровления,
УМО – уровень медицинского обслуживания.
При
расшифровке данной формулы можно обозначить следующие взаимосвязи и
взаимодействия факторов формирования мотивации самооздоровления:
- Уровень
осознанности и необходимости вместе
с уровнем знаний и умений самооздоровления
должен являться ведущим, и он связан с комплексом УПОЗ, где уровень
общей усталости и настроения вступает в мотивационную борьбу выбора с
уровнем самоорганизации и дисциплины, который, в свою очередь, включает в
себя выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми
потребностями и уровнем
осознанности и необходимости. Результатом этой борьбы является дилемма –
быть или не быть свободному времени для собственных оздоровительных
занятий. В этом выборе чаще выбираются личные гедонистические потребности
(особенно у студентов), поэтому адекватно нейтрализуются СОН, УСОСД и весь
комплекс УПОЗ.
- Прямо
пропорциональным является и влияние
парного взаимодействия уровня здоровья и уровня лично-социального
ограничения этим уровнем здоровья. К сожалению у подавляющего большинства
людей именно эта «сладкая парочка» и является главным и основным
мотивационным стимулом какого-нибудь вообще внимания к своему здоровью
(особенно у мужчин). Чем сильнее такой, валеологически невежественный, человек болеет (чем серьезней
его болезнь), тем более многократно возрастает у него приоритет здоровья в
его жизни ( рефлекторное включение инстинкта самосохранения + УСБО).
Такое, благоприятное для мотивации самооздоровления состояние здоровья и
социально-бытового ограничения жизнедеятельности человека, наступает в
среднем и более возрасте.
- Последние,
прямо стимулирующие мотивацию самооздоровления человека, Вера и Деньги, не
должны иметь большого значения. Вера в эффективность средств и методов
самооздоровления приходит вместе с практическими результатами (она важна
на первом этапе удержания мотивации самооздоровления), а финансовые
проблемы являются больше надуманными, чем реально серьезными. Эта проблема
беспокоит людей ориентированных на дорогие и модные методы и средства,
рекламируемые с экранов и дисплеев. Разумный и валеологически образованный
человек легко найдет им даже не равноценную, а лучшую альтернативу. Но
если у человека много денег и плохое валеологическое образование, то тогда они тоже могут быть ему помехой
для самооздоровления, т.к. можно включить платную медицину ( как
кремлёвские пациенты).
- Наконец
уровень медицинского обслуживания в знаменателе обозначает его тормозящую
роль в оздоровлении человека. Этот фактор должен быть больше
вспомогательным, чем формирующим мотивацию самооздоровления. Чем лучше
поставлена служба так называемого Здравоохранения ( а вернее –
болезенелечения – ведь медицина здоровье не охраняет, она же не лечит
здорового человека, чтобы он не заболел -
она нивелирует внешние и неглубоко скрытые проявления-симптомы уже
заболевшего человека, часто при этом
отравляя его излишним использованием дорогих и не всегда правильно
назначенных лекарств), тем более человек к нему «привязан», больше
доверяет и меньше склонен оздоравливаться самостоятельно.
Современные врачи должны
активно использовать все доступные, и в первую очередь, естественные средства и
методы оздоровления человека, а включать «тяжелую артиллерию» лекарств и
иньекций только в крайних, запущенных случаях. То есть идеальным было бы
сочетание «врач-валеолог» ( в 2002 году в Интернете уже были опубликованы
требования к их профессиональным знаниям и навыкам, но кажется, так и не
реализованы), который бы и осуществлял истинное сочетание валеологических и
медицинских средств и методов диагностики, оздоровления и лечения щадящими
естественными , в первую очередь, методами и средствами.
В заключение вернемся к «основным», мешающим людям заботиться о своем
здоровье причинам: Лени и недостатку Времени.
В нашем определении Лень – это психологическое
состояние нежелания какого-то действия ввиду недостаточной его мотивации и
существования некоторых преодолимых, но совпадающих с нежеланием, условий. Недостаток
Времени, как и Лень- это своеобразное личное самооправдание нежелания что-то
делать, когда еще можно жить и с данным
здоровьем, т.е. оно еще терпимо ограничивает бытовую и социальную жизнь…вот
когда «гром» посильнее грянет…то есть, это следствие не сформировавшейся еще
мотивации. Вот ,наверно поэтому отцы-мужчины и живут на 10-12 лет меньше, чем
женщины – слишком безалаберно они относятся к своему здоровью. Мало что и мало
кто делает, чтобы улучшить свое здоровье, а скорее наоборот, способствуют его
ухудшению.
Выводы:
- Формирование
долговременной мотивации превентивного самооздоровления – это сложный
лично-социальный процесс с сознательными и подсознательными выборами между
личными, семейными, педагогическими, бытовыми и производственными
детерминирующими факторами.
- По
нашему мнению, сензитивным периодом для формирования долговременной
мотивации самооздоровления является средний возраст (35-55 лет), но
теоретические основы с некоторыми навыками гигиены и оздоровительной
активности должны мотивироваться родителями с раннего детского возраста
(1-20 лет).
Литература
1. А.Степанов. Содержание и динамика мотивов
самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов младших курсов.
Материалы сборника научных статей «Вопросы формирования личности и
индивидуальности». Рига. 1989 г. ЛГУ им.П.Стучки. 91 с.
2. Степанов А.П. Возможности формирования
позитивного личностного отношения к самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности через коллектив. Материалы аспирантских чтений. Рига, ЛГУ. 1989.
206 с.
3. А Степанов. Возможности дифференцированного
подхода к физическому воспитанию студентов в зависимости от типологических
особенностей высшей нервной деятельности. Aspirantu lasījumi. Latvijas Universitāte. Rīga 1992. 92
l.
4. A.Stepanovs.
Cilvēka pašatveseļošanās un atveseļošanās motivācijas interiorizācija. (Интериоризация
мотивации самооздоровления и оздоровления человека.)
Zinātnisku rakstu
krājums. Rīga 1999. 90 l.
5. А.П.Степанов. Изучение прямого и опосредованного
взаимовлияния личных и социальных факторов на здоровье студентов технического
вуза. Материалы международной научно-практической конференции . Брест, БГУ.
2005г.268 с.
6. . Степанов А.П. Валеологическая теория и практика
самооздоровления человека. Материалы 4-го международного научного конгресса
валелогов. СПб, 2005г. 433 с.
7. А.П. Степанов, О.И.Степанова. Гендерная
интегральная оценка мотивации здоровья студентов и их родителей. Материалы 3-й
международной конференции. Брест, БГУ. 2007г. 153 с.
7. А.П. Степанов. Типологические особенности нервной
системы – как предиктор помех практической мотивации самооздоровления человека.
Материалы 6-й международной научно-практической конференции. Харьков, 2009г.
223 с.
8. А.П.Степанов. Глобальная проблема мотивации
превентивного самооздоровления.
Материалы 6 международного научного конгресса валеологов ( стр.90). Изд. СПб ГМУ, 2011. – 204 с.
9. Степанов А.П. Особенности валеологического
образования в некоторых регионах России и Ближнем зарубежье. Материалы 9-й
международной научно-практической конференции. Харьков, 2011 г. т.2. 98 с.
8. А.Степанов. Детерминация мотивации самооздоровления.
Материалы международной научно-практической конференции. Брест, БГУ. 2015.
145с.
11. М.Гогулан. Нетрадиционные методы лечения.
Интернет-ресурс (https://medic.news/metodyi-lecheniya-netraditsionnyie/mgogulan-40222.html).
12. WHO Library Cataloguing in Publication Data. Mental
health: facing the challenges, building solutions: report from the WHO European
Ministerial Conference 1.Mental health – congresses 2.Mental health services
3.Health policy 4.Health planning 5.Treaties 6.Europe.
Степанов
Александр Петрович – доктор педагогики, доцент -
пенсионер Даугавпилсского филиала Рижского Технического [email protected]
[email protected]
+37126029944 www.aissa.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий