21 сентября 2020 г.

Алтайская, для меня заочная (выступал в записи), международная конференция.

 

Проблемы мотивации превентивного самостоятельного оздоровления

А.Степанов

Латвия, Даугавпилс     Статья на Алтай 22-24 ноября 2019г.

 

Резюме: В статье рассматриваются проблемы самооздоровления человека в аспекте современного социума. Автор использует свои более ранние исследования и представляет обзор проблемы.

Ключевые слова: проблемы мотивации, личные и социальные условия, превентивное самоздоровление.

Summary: The article deals with the problems of human self-improvement in the aspect of modern society. The author uses his earlier research and provides an overview of the problem.

Keywords: problems of motivation, personal and social conditions, primary self-healing.

 

Современное  Человечество затрачивает всё больше ресурсов и усилий для борьбы с болезнями, которые угрожают самому его существованию. Бремя болезней затрагивает как европейские страны, так и страны американских континентов [12].

Медицина – как главный «Здравоохранитель»  человека подтверждает свои  слабоэффективные усилия в обеспечении Здоровья людей. Мало того, она во многом и способствует увеличению смертности населения врачебными ошибками, халатным отношением врачей и медсестёр к своим обязанностям, токсикозом фармацевтики и увлечением медицинского персонала коммерческой деятельностью в ущерб здоровью пациентов.

«...Система лекарственной медицины ложна, неверна с философской точки зрения, абсурдна с научной, враждебна природе, противоречит здравому смыслу, катастрофична по результатам, она — проклятие для человеческого рода... Система гигиенической медицины (читайте – Валеология. А.С.), которую мы утверждаем и практикуем, находится в гармонии с природой, соответствует законам живого организма, правильна с научной точки зрения, положительна по результатам, она — благодеяние для человеческого рода».

Р. Тролл, 1861 г. [ 11].

В этом состоянии дел было бы адекватным решением государственного подхода переориентировать население с медицинского обслуживания на собственные усилия и возможности для поддержания и укрепления Здоровья, но усилиями обманутых, коррумпированных и антисемированных представителей Церкви, Науки и Медицины  в начале 21 века была уничтожена Валеология – наука о Здоровье, которая могла бы со временем способствовать решению  главной проблемы  – долговременной превентивной  мотивации личной заботы о своём Здоровье каждого человека.

 

По нашему мнению для становления такой мотивации необходимы следующие условия:

1. Постоянная и долговременная широкая государственная и социальная поддержка.

2. Специальные знания в этой области на государственной основе во всём эшелоне учебных заведений от детских садов до курсов для взрослых и пожилых.

3. Достаточные социальные и бытовые условия, а так же материальные возможности.

 Однако. это идеальный вариант достижения цели и если мы хотим научить людей самим заботится о своём Здоровье, надо адаптироваться к реальным условиям современной жизни.

Проблема мотивации превентивного самооздоровления (ПСО) является основной в моей научной деятельности. Ряд статей конференций, конгрессов и симпозиумов были прямо или косвенно посвящены именно этой теме [ 1-8 ].

Проблема включает в себя следующие вопросы:

1. Какие методы и средства, приёмы и способы могут использовать валеологи и работники смежных с валеологией специальностей для создания личной мотивации каждого отдельного человека с целью превентивного самооздоровления?

2. Как можно (и можно ли вообще?) убедить и стимулировать человека вести такой образ жизни, который позволит ему очень редко обращаться к помощи медицины в любом возрасте?

Для выяснения этих вопросов было проработано 1135 источников, 43 сборника научных трудов из личной библиотеки за последние 33 года: монографии, диссертации, материалы международных и региональных научных, научно-практических, научно-методических конференций, конгрессов и симпозиумов разных лет. Конкретных научных работ по данной проблеме обнаружено не было. Есть много источников, где пытаются привить школьникам и студентам здоровый образ жизни. Значительно более редки исследования здоровья людей среднего возраста, и совсем единичны случаи изучение здоровья населения пожилого и старческого возраста.

Нет ни одного источника где бы изучалась проблема мотивации превентивного самооздоровления, которая является , на наш взгляд, краеугольной в валеологии. За рамками исследований остаётся главный вопрос: Как перевести знания и понимание людей в практику, в действие!? Вероятно, валеологическая наука созрела для того, чтобы предложить человеку некий усреднённый алгоритм программы мотивации превентивного самооздоровления, чтобы каждый хоть немного озадачился своим здоровьем, смог бы знать с чего надо начинать и как продолжать овладевать собственной убеждённостью и  и верой в абсолютную необходимость самостоятельной работы над своим здоровьем и как адекватно и индивидуально такую работу осуществлять.

Программа формирования мотивации могла бы быть, на наш взгляд, следующей:

1. Валеологическое начальное просвещение и образование: обучение основам ЗОЖ на специальных месячных курсах или в специальных учебных заведениях.

2. Анализ функционального состояния систем организма (ФСО) индивида: анамнез, медицинские анализы, аппаратное изучение, определение уровня психофизической подготовленности «Познай себя».

3. Разработка индивидуального плана ПСО  под контролем и коррекцией валеолога или врача-валеолога:  апробирование и выбор методов, средств, приёмов и способов ПСО (народная, профилактическая и альтернативная медицина, восточные практики и др.). 

4. Первичная реализация (1-2 года) индивидуального плана с контролем медицины и тренера-валеолога с ведением дневников самоконтроля.

5. Долговременная и пожизненная реализация индивидуального плана ПСО с самоконтролем и самокоррекцией; реализация собственной роли педагога-валеолога (с использованием собственного опыта) для близких и знакомых.

Но это идеальный вариант становления долговременной мотивации превентивного самооздоровления. К сожалению, в наше время  Валеология и само превентивное самооздоровление не имеет государственной поддержки [ 9 ].

Мотивация превентивного самооздоровления имеет сложное взаимодействие лично-социальных  причин, которые, как привходящие обстоятельства, динамично  воздействуют на её уровень.  Мы предлагаем следующую формулу формирования и действия мотивации ПСО:

 

                    Блок личной психофизиологии                                             Блок     социума                                                                         

     (УСОН+УЗУСО+УПОЗ+УСОСД+В)+(СБП +УСБО + РСВ)

       - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

                                      ЛГП + УЗ + УОУН +Д   Блок помех СО

    ПСО = --------------------------------------------------------------------

                                                     УМО    Блок медицины

 

 

                                              Психофизиология+ Социум

 или сокращённо:  ПСО= ----------------------------------------

                                            Помехи

 

Где: СОН – степень осознанности и необходимости,

УЗУСО – уровень знаний и умений самооздоровления (т.е. уровень валеологического образования),

СБП – социально-бытовые потребности,

ЛГП – лично-гедонистические потребности,

УЗ – уровень здоровья,

УСБО – уровень социально-бытового ограничения состоянием здоровья,

УПОЗ – уровень приоритетности оздоровительных занятий. УПОЗ состоит из

УСОСД – уровня самоорганизации и самодисциплины (выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и степенью осознанности и необходимости ) + РСВ – резерва свободного времени – эти показатели тесно взаимосвязаны.

УОУН – уровень общей усталости и настроения,

В – вера в эффективность  применяемых методов и средств самооздоровления,

Д – деньги для самооздоровления,

УМО – уровень медицинского обслуживания.

    При расшифровке данной формулы можно обозначить следующие взаимосвязи и взаимодействия факторов формирования мотивации самооздоровления:

  1. Уровень осознанности и необходимости  вместе с уровнем знаний и умений самооздоровления  должен являться ведущим, и он связан с комплексом УПОЗ, где уровень общей усталости и настроения вступает в мотивационную борьбу выбора с уровнем самоорганизации и дисциплины, который, в свою очередь, включает в себя выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями  и уровнем осознанности и необходимости. Результатом этой борьбы является дилемма – быть или не быть свободному времени для собственных оздоровительных занятий. В этом выборе чаще выбираются личные гедонистические потребности (особенно у студентов), поэтому адекватно нейтрализуются СОН, УСОСД и весь комплекс УПОЗ.
  2. Прямо пропорциональным является и влияние  парного взаимодействия уровня здоровья и уровня лично-социального ограничения этим уровнем здоровья. К сожалению у подавляющего большинства людей именно эта «сладкая парочка» и является главным и основным мотивационным стимулом какого-нибудь вообще внимания к своему здоровью (особенно у мужчин). Чем сильнее такой, валеологически невежественный, человек болеет (чем серьезней его болезнь), тем более многократно возрастает у него приоритет здоровья в его жизни ( рефлекторное включение инстинкта самосохранения + УСБО). Такое, благоприятное для мотивации самооздоровления состояние здоровья и социально-бытового ограничения жизнедеятельности человека, наступает в среднем и более возрасте.
  3. Последние, прямо стимулирующие мотивацию самооздоровления человека, Вера и Деньги, не должны иметь большого значения. Вера в эффективность средств и методов самооздоровления приходит вместе с практическими результатами (она важна на первом этапе удержания мотивации самооздоровления), а финансовые проблемы являются больше надуманными, чем реально серьезными. Эта проблема беспокоит людей ориентированных на дорогие и модные методы и средства, рекламируемые с экранов и дисплеев. Разумный и валеологически образованный человек легко найдет им даже не равноценную, а лучшую альтернативу. Но если у человека много денег и плохое валеологическое образование,  то тогда они тоже могут быть ему помехой для самооздоровления, т.к. можно включить платную медицину ( как кремлёвские пациенты).
  4. Наконец уровень медицинского обслуживания в знаменателе обозначает его тормозящую роль в оздоровлении человека. Этот фактор должен быть больше вспомогательным, чем формирующим мотивацию самооздоровления. Чем лучше поставлена служба так называемого Здравоохранения ( а вернее – болезенелечения – ведь медицина здоровье не охраняет, она же не лечит здорового человека, чтобы он не заболел -  она нивелирует внешние и неглубоко скрытые проявления-симптомы уже заболевшего человека, часто при этом  отравляя его излишним использованием дорогих и не всегда правильно назначенных лекарств), тем более человек к нему «привязан», больше доверяет и меньше склонен оздоравливаться самостоятельно.

         Современные врачи должны активно использовать все доступные, и в первую очередь, естественные средства и методы оздоровления человека, а включать «тяжелую артиллерию» лекарств и иньекций только в крайних, запущенных случаях. То есть идеальным было бы сочетание «врач-валеолог» ( в 2002 году в Интернете уже были опубликованы требования к их профессиональным знаниям и навыкам, но кажется, так и не реализованы), который бы и осуществлял истинное сочетание валеологических и медицинских средств и методов диагностики, оздоровления и лечения щадящими естественными , в первую очередь, методами и средствами.

  В заключение вернемся к «основным», мешающим людям заботиться о своем здоровье причинам: Лени и недостатку Времени.

    В нашем определении Лень – это психологическое состояние нежелания какого-то действия ввиду недостаточной его мотивации и существования некоторых преодолимых, но совпадающих с нежеланием, условий. Недостаток Времени, как и Лень- это своеобразное личное самооправдание нежелания что-то делать, когда еще можно жить и  с данным здоровьем, т.е. оно еще терпимо ограничивает бытовую и социальную жизнь…вот когда «гром» посильнее грянет…то есть, это следствие не сформировавшейся еще мотивации. Вот ,наверно поэтому отцы-мужчины и живут на 10-12 лет меньше, чем женщины – слишком безалаберно они относятся к своему здоровью. Мало что и мало кто делает, чтобы улучшить свое здоровье, а скорее наоборот, способствуют его ухудшению.

 

 

 

Выводы:

  1. Формирование долговременной мотивации превентивного самооздоровления – это сложный лично-социальный процесс с сознательными и подсознательными выборами между личными, семейными, педагогическими, бытовыми и производственными детерминирующими факторами.
  2. По нашему мнению, сензитивным периодом для формирования долговременной мотивации самооздоровления является средний возраст (35-55 лет), но теоретические основы с некоторыми навыками гигиены и оздоровительной активности должны мотивироваться родителями с раннего детского возраста (1-20 лет).

 

Литература

1. А.Степанов. Содержание и динамика мотивов самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов младших курсов. Материалы сборника научных статей «Вопросы формирования личности и индивидуальности». Рига. 1989 г. ЛГУ им.П.Стучки. 91 с.

2. Степанов А.П. Возможности формирования позитивного личностного отношения к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности через коллектив. Материалы аспирантских чтений. Рига, ЛГУ. 1989. 206 с.

3. А Степанов. Возможности дифференцированного подхода к физическому воспитанию студентов в зависимости от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Aspirantu lasījumi. Latvijas Universitāte. Rīga 1992. 92 l.

4. A.Stepanovs. Cilvēka pašatveseļošanās un atveseļošanās motivācijas interiorizācija. (Интериоризация мотивации самооздоровления и оздоровления человека.)

Zinātnisku rakstu krājums. Rīga 1999. 90 l.

5. А.П.Степанов. Изучение прямого и опосредованного взаимовлияния личных и социальных факторов на здоровье студентов технического вуза. Материалы международной научно-практической конференции . Брест, БГУ. 2005г.268 с.

6. . Степанов А.П. Валеологическая теория и практика самооздоровления человека. Материалы 4-го международного научного конгресса валелогов. СПб, 2005г. 433 с.

7. А.П. Степанов, О.И.Степанова. Гендерная интегральная оценка мотивации здоровья студентов и их родителей. Материалы 3-й международной конференции. Брест, БГУ. 2007г. 153 с.

7. А.П. Степанов. Типологические особенности нервной системы – как предиктор помех практической мотивации самооздоровления человека. Материалы 6-й международной научно-практической конференции. Харьков, 2009г. 223 с.

8.  А.П.Степанов. Глобальная проблема мотивации превентивного самооздоровления.  Материалы 6 международного научного конгресса валеологов ( стр.90).  Изд. СПб ГМУ, 2011. – 204 с.

9. Степанов А.П. Особенности валеологического образования в некоторых регионах России и Ближнем зарубежье. Материалы 9-й международной научно-практической конференции. Харьков, 2011 г. т.2. 98 с.

8. А.Степанов. Детерминация мотивации самооздоровления. Материалы международной научно-практической конференции. Брест, БГУ. 2015. 145с.

11. М.Гогулан. Нетрадиционные методы лечения. Интернет-ресурс (https://medic.news/metodyi-lecheniya-netraditsionnyie/mgogulan-40222.html).

12. WHO Library Cataloguing in Publication Data. Mental health: facing the challenges, building solutions: report from the WHO European Ministerial Conference 1.Mental health – congresses 2.Mental health services 3.Health policy 4.Health planning 5.Treaties 6.Europe.

 

 Степанов Александр Петрович – доктор педагогики, доцент - пенсионер Даугавпилсского филиала Рижского Технического montain2008@mail.ru     Valeolog47@gmail.com

+37126029944      www.aissa.ru 

Комментариев нет:

Отправка комментария