25 мая 2020 г.

Да такое средневековье почти во всех постсоветских странах ! Я сам проводил подобные лекции у нас в городе во многих школах в 90-е годы прошлого века. А сейчас ханжи и националисты (только на латышском, хотя у нас полгорода русские)...

Средневековье полового воспитания в Казахстане

Табуированность темы полового просвещения принято объяснять менталитетом
11.03.2020 в 05:46, просмотров: 523
По статистике Минздрава ежегодно прерывают беременность до 1300 девочек-подростков. При этом минимальный возраст юных мам в Казахстане составляет 13 лет. Поэтому специалисты предлагают рассказывать детям про секс уже с третьего класса. По словам экспертов, половое воспитание нужно для профилактики ранних беременностей и заболеваний, передающихся половым путем.
Средневековье полового воспитания в Казахстане

Они надеются, что в случае введения изменений в этом пункте подростки начнут обращаться за помощью к профессионалам и смогут решать интимные вопросы открыто и без риска для здоровья.
Сейчас Кодекс о здоровье находится на обсуждении в парламенте. По этому поводу Карлыгаш Кабатова, независимый исследователь и автор просветительского проекта для подростков и родителей UyatEmes.kz, поделилась на странице своего аккаунта в Facebook результатами личного исследования, содержащего рекомендации по системе полового просвещения Казахстана. Так что же казахстанские подростки знают о сексе и репродуктивном здоровье и почему при разработке образовательной программы нужно учитывать менталитет?
По данным общественного фонда «Аман-саулык», около 20 тысяч казахстанцев репродуктивного возраста не могут иметь детей. Главная причина этого — аборт или последствия болезней, передающихся половым путем. Главная причина аборта и прочих осложнений — незащищенный секс.
Как заключают гинекологи, если беременность наступает у девочки в 15-летнем возрасте, то у нее в 20 раз выше риск материнской смертности, чем у женщины в более старшем возрасте. Рассказать правду родителям решаются немногие. Да и сами взрослые предпочитают обходить интимную тему стороной, говорят эксперты. По действующему закону, получить медпомощь беременный подросток не имеет права без присутствия родителей. В связи с этим возрастает количество криминальных абортов. При этом нежелательная ранняя беременность приводит не только к проблемам со здоровьем, но и нередко к суициду. Поэтому внедрять уроки просвещения на столь щепетильную тему необходимо еще в школе. И как пояснил президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин, не только на уровне анатомии восьмого класса: «Делать это нужно раньше, очень аккуратно, начиная с третьего-четвертого класса. Эта тема не должна быть закрыта».
Изначально в Минздраве РК выступали за легализацию абортов среди подростков от 16 до 18 лет без присутствия родителей, но общественность выступила против. Теперь в обсуждаемом Кодексе о здоровье предложили разрешить несовершеннолетним получать консультацию врача анонимно.
«Консенсус, к которому мы пришли, говорит о том, что дети могут обращаться в медучреждения и получать консультации. То есть их могут обследовать, предоставлять им лечебные услуги, могут рекомендовать лекарства за исключением хирургических вмешательств, в том числе прерывание беременности. Эти случаи только с разрешения родителей либо с 18 лет», — заявил Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов.
Функцию полового воспитания по идее должны брать на себя семья и школа. В Казахстане же оба этих института в основном хранят целомудренное молчание по поводу этого важного вопроса. Во многих семьях тему секса жестко табуируют.
В СССР такого не было
В Казахстане только треть родителей разговаривают со своими детьми на эту тему. Как шутили прежде в странах бывшего Союза, секса у нас нет! Но после распада СССР ситуация изменилась. Вопрос сексуального просвещения стал вполне легитимным.
Как вспоминают школьники, росшие в середине 90-х, были времена, когда в казахстанских школах преподавали специальный урок с латинским названием «валеология». По рассказам бывших слушателей этого школьного курса, на этих уроках им подробно объясняли, зачем нужны контрацептивы, что такое СПИД и даже намекали, что существуют нетрадиционные формы сексульаности. Этот курс был популярен в учебных учреждениях вплоть до начала «нулевых». Потом валеологию в школах стали преподавать все реже и в конце концов она незаметно исчезла.
Однако в 2012 — 2015 годах валеология вернулась в казахстанские школы. Обучение проходили студенты первых курсов колледжей — подростки в возрасте 15-16 лет. Тем не менее новая попытка не увенчалась успехом, так как зачастую эти уроки проводили люди далекие от этого предмета, учителя биологии, физики или литературы. Как вспоминают бывшие выпускники «экспериментальных» учреждений, уроки часто проводили люди старой закалки, у которых слово «контрацептив» вызывало «дрожь и трепет». По мнению психологов, такие уроки не только не дают полового воспитания, но и ухудшают ситуацию. После подобных уроков молодежь делает вывод, что говорить со взрослыми на эту тему бесполезно.
Таким образом, сегодня мы имеем вышеприведенную статистику. В то же время, пока эксперты утверждают, что возродить половое воспитание на должном уровне необходимо, казахстанские родители считают, что излишняя просвещенность приведет их детей к раннему началу половой жизни и распущенности.
Как утверждает представитель ЮНФПА в Казахстане Джулия Валезе, успешный международный опыт доказывает, что доступ к адекватной, соответствующей возрасту и правильной информации и половому образованию значительно снижает число нежелательных беременностей, абортов, а также заболеваний, передающихся половым путем, включая ВИЧ.
К слову, в Европе на серьезную тему со школьниками начали говорить давно. Сексуальное воспитание в Германии, например, стало обязательным предметом уже в начале 80-х. Современные дети «просвещаются» с помощью откровенных пособий. Даже тренируются на уроках в способах контрацепции, это почти практика. А недавно для дошколят разработали специальное мобильное приложение «Гонки сперматозоидов». Скорее всего, такие методы пока не для нас, и, если и говорить о сексуальном воспитании в Казахстане, нужно это делать иначе.
Ученье: свет или тьма?
О том, нужно ли детям половое воспитание и главное — кто им должен заниматься, родители имеют разное мнение. По статистике большинство все-таки склоняются к тому, что уроки «про это» детям нужны, вот только в какой форме должны проходить занятия, с какого возраста и всегда ли лучше доверить этот вопрос школьным педагогам часто вызывает разногласия. А как половое воспитание проходит в других странах?
Одним из лидеров по наименьшему количеству подростковых беременностей и проблем с репродуктивным здоровьем являются Нидерланды. Половым воспитанием детей в этой стране занимаются с четырех лет. Младшим классам на уроках биологии показывают обучающие мультфильмы, которые входят в часть учебной программы. Стоит пояснить, что эти видео не содержат сцен сексуального характера, детям рассказывают лишь об особенностях тела и различиях между мальчиками и девочками. С детьми более старшего возраста на уроках обсуждают и более «неловкие» темы: контроль рождаемости, гендерные стереотипы, виды половых актов. Также детям рассказывают об уважении к сексуальному партнеру и личных границах в отношениях. Конечно, по сравнению с Казахстаном такой подход является очень откровенным.
Другая страна, которая также является лидером по минимальному количеству подростковой беременности — Швеция. Уроки полового воспитания там являются частью школьной программы с 1955 года. Большую часть информации «об этом» дети узнают на уроках. Причем им рассказывают не только о методах контрацепции, но и о представителях ЛГБТ-сообществ и учат толерантному отношению к ним. Открыто обсуждают со школьниками и серьезные темы, к примеру, как фильмы для взрослых влияют на формирование психики.
В школах США половое воспитание также преподают. Но в отличие от предыдущих стран в разных уголках Америки к урокам полового воспитания относятся по-разному. В основном на уроках рассказывают о базовых вещах: контрацепции, нежелательной беременности, половых инфекциях. Правда, такие уроки необязательны, поэтому дети их часто игнорируют. К тому же в Штатах большое количество религиозных общин, и в основном родители, состоящие в них, относятся к проведению таких уроков отрицательно. Надо понимать, именно от школы зависит то, чему будут обучать детей. В одних учреждениях учащиеся получают полную информацию, в других им просто твердят, что вступать в половые связи до брака нельзя. Почему — не уточняют. Исходя из этого США лидируют по количеству беременностей среди подростков.
Если говорить о Китае, то в этой стране половым воспитанием детей практически не занимаются. Согласно исследованиям, жители КНР в этом вопросе занимаются «самообразованием», просматривая порнографию.
В поисках здравого смысла
Так какая же система полового просвещения подходит Казахстану? После того как представители здравоохранения высказались о важности полового просвещения, Карлыгаш Кабатова, независимый исследователь и автор просветительского проекта для подростков и родителей UyatEmes.kz, на своей странице в Facebook опубликовала исследование с рекомендациями по системе полового просвещения Казахстана. В своем исследовании она выделила главу, в которой представлены ответы, демонстрирующие неосведомленность подростков в устройстве собственного организма и защите репродуктивного здоровья. К примеру, некоторые подростки убеждены, что защитить себя от болезней, передающихся половым путем, можно с помощью антибактериального спрея.
Также исследователь убеждена, что при разработке образовательной программы нужно учитывать менталитет. Также в исследованиях затронута тема того, что в семьях, которые особенно следуют традициям, сексуально-репродуктивное здоровье и взаимоотношения в паре – особенно чувствительная тема. Ее избегают как дети, так и взрослые.
Старшие родственники намеками предупреждают детей, чтобы те были ответственными, «хорошо себя вели», «не позорили семью». На попытки провести с ребенком просветительную беседу некоторые взрослые встречают словами: «Зачем говорить ребенку такие вещи?». В зависимости от степени консервативности взглядов родителей половое просвещение часто приравнивают исключительно к пропаганде воздержания от сексуальной активности до брака.
Согласно исследованию Карлыгаш Кабатовой, часто сопротивление общества прогрессивным переменам оправдывают наличием у этого общества определенного менталитета. В Казахстане табуированность темы сексуально-репродуктивного здоровья и противостояние инициативам по половому просвещению молодежи также объясняют менталитетом: «У нас так не принято». Эксперт по вопросам демографии и народонаселения Аида Альжанова считает — то, что приемлемо или неприемлемо в обществе, можно изменить. Она уверена: «Менталитета нет, есть некий набор привычек... Ученые пришли к выводу, что изменить привычку нельзя, но можно заменить ее новой. Для этого нужно вырабатывать новые нейронные связи. Именно поэтому важно бесконечное повторение одного и того же». Следовательно, чтобы снизить уровень отторжения обществом идеи полового просвещения молодежи, следует чаще поднимать эту тему. Но в целом, как говорится в исследовании, первый шаг в сторону полового просвещения казахстанцев сделан.
Летом 2019 года Национальная академия образования имени Ибрая Алтынсарина собрала некоторое количество педагогов и руководителей школ из разных областей Казахстана, а ЮНФПА провел для них тренинг. Ожидают, что далее учителя будут осуществлять половое просвещение в своих школах. Академия приняла решение дать школам свободу в разработке методологии и реализации полового просвещения, обеспечив их ресурсными материалами, разработанными ЮНФПА. Поскольку школы лучше понимают свой контекст и компетентны в разработке методологии, «приходить к ним с готовыми рецептами» посчиталось нецелесообразным. Академия планирует получить наработки учителей и на их основе внедрить обучение по репродуктивному здоровью в школы.
Такое видение перекликается с подходом к внедрению полового просвещения в школах Великобритании. Министерство образования гибко подходит к вопросу, позволяя всем школам страны внедрять половое просвещение так, как они считают правильным, учитывая культуру, религиозные особенности и прочие индивидуальные потребности каждой школы при разработке учебного плана. Если введение полового образования в Казахстане пройдет, учитывая эти особенности, то существует возможность, что оно приживется.
Таким образом, можно бесконечно спорить о «распущенности» современной молодежи и отрицать естественный интерес подростков друг к другу, к своему меняющемуся телу, к изучению и познаванию мира через опыт. Но нельзя отказывать им в праве взрослеть, и наша ответственность как представителей общества — помочь им сделать это с наименьшими потерями для себя.

Комментариев нет:

Отправка комментария