27 апреля 2020 г.

Основная база валеологии - Ростовский государственный университет, Учебный научно-исследовательский институт.


Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ
Концепция УНИИ валеологии РГУ
ВАЛЕОЛОГИЯ. ЗДОРОВЬЕ.
Психофизиологическая концепция
Состояние здоровья большей части современного человечества никак не соответствует тому определению, которое дает здоровью ВОЗ: "Здоровье это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков".
Многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохраняться, расширять свои возможности, бороться за адекватное этико-эстетическое отношение к себе и т.д. В этих определениях: человек это вечно воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. А ведь биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается. Если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.
Понятие "здоровья" невозможно определить без учета основных функций, выполняемых человеком. Каковы же эти функции? Они явствуют из определений понятий "человек". Вот некоторые из этих 1определений:

человек - высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры;

человек - это высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью;

человек есть живая система, в основе которой лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала.
Основные функции организма человека заключаются в реализации генетической безусловно-рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности, социальной деятельности.
Здоровье на протяжении жизни человека формируется в зависимости от возрастных особенностей развития органов и систем, от характера взаимодействия организма со средой, от специфики социально обусловленной деятельности.
Исходя из этого здоровье человека может быть определено как онтогенетически связанную способность взаимодействующих систем организма обеспечивать развертывание и реализацию генетических программ безусловно-рефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения направленных на социальную и культурную сферы жизни.
Здоровье обеспечивает приспособление организма к меняющимся условиям внутренней и внешней среды, сохранение и расширение резервов функционирования систем организма, генеративную, познавательную, социальную деятельности.
На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе, социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.
В настоящее время выделяют 4 состояния организма:

состояние организма с достаточными функциональными (адаптационными) возможностями (резервами);

донозологические состояния, при которых функции организма реализуются более высоким, чем в норме, напряжением регуляторных систем;

преморбидное состояние (предболезнь), которое характеризуется снижением функциональных резервов;

состояние срыва адаптации, характеризуется резким снижением функциональных возможностей организма, наличием заболевания.
Второе и третье состояния, вследствие скомпенсированности не находятся в поле зрения врачей. Это происходит потому, что состояние здоровья зачастую характеризуется лишь по качественным, а не по количественным показателям, а только по ним можно оценить резервы систем организма, степень адаптации, оценить за счет каких систем происходит адаптация, компенсация нарушений функций, и на основе этого прогнозировать состояние здоровья.
Преморбидное состояние объединяет функциональные сдвиги в организме, определяемые для истощения его функциональных резервов. Оно чаще характерно для критических возрастных периодов, для лиц принимающих наркотики, алкоголь, имеющих нарушения питания, низкую двигательную активность, лишний вес, хроническое стрессовое состояние. Преморбидное состояние - это поставщик болезней. В этом состоянии организм тратит свою энергию не на творческую созидательную работу, а лишь на сохранение жизни. Не следует рассматривать третье состояние как обязательную угрозу перехода в болезнь. Оно скорее - подаренное природой человеку время для реализации механизмов восстановления резервных возможностей своих систем. Восстановление этих возможностей базируется на способности организма компенсировать снижение резервов за счет внутриорганных механизмов, активации существующих и формировании внутрисистемных и межсистемных компенсаторных взаимоотношений.
Именно этим вопросам посвящено новое направление в познании жизнедеятельности организма человека - валеология (от латинского valeo - здравствовать). Сам термин был предложен в 80 годах нашего столетия И.И.Брехманом.
В задачу валеологии включается сохранение и коррекция функций систем организма человека на основе учета его индивидуальных физиологических особенностей.
Валеология возникла как социальная потребность сохранения здоровья человека не сегодня. Это задача, которая существовала перед человечеством всегда. Однако ее решение стало возможным только сейчас, когда уровень знаний о человеке, его биологической, физиологической, психологической сущности стал достаточно высоким для создания систем диагностики, прогноза и управления состоянием систем его организма и их взаимодействием.
В основе валеологии лежит представление о динамических резервах систем организма и организма в целом. При этом следует учитывать, что динамические резервы организма в целом обеспечиваются взаимодействием его систем, каждая из которых имеет свои собственные ритмы функционирования. Эти ритмы определяют норму жизнедеятельности систем на основе принципа неустойчивого равновесия, а системный эффект достигается за счет взаимодействия между ними.
Резервы систем организма создают запас, потенциал здоровья, который должен быть устойчиво компенсируем при нормальных, не деструктивных влияниях на организм. Потенциал здоровья может быть увеличен специальными тренировочными воздействиями или снижен, когда воздействия ведут к невосполнимым тратам.
При воздействии на организм внешних и внутренних факторов, происходят перестройки во взаимодействии его систем, в самих системах, и в организме в целом - реализуется механизм адаптации.
Учитывая сказанное можно дать следующее определение валеологии. Валеология - наука о формировании, развитии и сохранении здоровья индивида в онтогенезе, о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социо-культурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.
Валеология предполагает учет генофонда индивида, его психофизиологических склоннностей, способностей, образа жизни, экологии среды обитания, профессиональной деятельности.
Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами адаптации организма к условиям среды, его способностью к самоорганизации, саморазвитию, самосохранению.
Валеология отличается от профилактической медицины, прежде всего, тем, что последняя занимается предупреждением болезней, а валеология изучает резервы систем организма, резервы их компенсаторного взаимодействия для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, генеративных функций.
 

Составные части валеологии:



Морфология (анатомия) здоровья

Физиология здоровья

Психология здоровья

Генетика здоровья

Экология здоровья

Непрерывное валеологическое воспитание и образование

Формирование здорового образа жизни



Задачи валеологии


1. Изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов систем организации в онтогенезе.


2.Формирование образа жизни индивида путем:

       2.1 развития интеллектуальной творческой деятельности;

       воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма;

мотивации на здоровье.

Разработка методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья.

Информационно-просветительская деятельность.

Создание непрерывного валеологического образования.

Подготовка учебной литературы по валеологии для школ и вузов.

Подготовка и повышение квалификации кадров.


Основные направления научно-исследовательских работ УНИИВ РГУ:
1.       Исследование механизмов формирования,развития и сохранения здоровья человека в онтогенезе.
2.       Нейрональные , эндокринные и аутокоидные механизмы регуляции, компенсации и взаимодействия вегетативных систем организма в критические сенситивные периоды онтогенеза.
3.       Нейрональные механизмы компенсаторного взаимодействия сенсорных, моторных, вегетативных центров мозга в онтогенезе.
4.       Разработка методов и программно-технических средств текущего мониторного контроля, прогноза и коррекции состояния резервов систем организма человека в онтогенезе.
5.       Разработка методов и средств обеспечения здоровье сохраняющего образования.
Персонал
Директор Кураев Григорий Аствацатурович - заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор
Область научных интересов: физиология, физиологические механизмы здоровья
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Кураев Г.А. и др.
Физиология человека в 2-х томах: учебник. М.: Медицина, 1997.- 448 с.
2. Кураев Г.А. Программа "Физиологические аспекты валеологии" // Валеология.- 1997.- №2 - С.54-58.
3. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И. Психометрические показатели детей в условиях хронического воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона // Валеология.- 1997.- №2 - С.43-46.
4. Алейникова Т.В., Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Сороколетова Л.Г., Филатов Ф.Р., Чораян И.О. Психофизиологический тип личности, вопросы межполушарной функциональной асимметрии и возможности психокоррекции // Валеология.- 1997.- №2 - С.50-54.
5. Кураев Г.А. и др. Клиническая физиология. Учебник под редакцией Ткаченко Б.И. М.: Литера, 1998.- 472 с.
6.
Кураев Г.А., Бондин В.И., Хренкова В.В. Физиологические основы регуляции систем организма: методические рекомендации по валеологии. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.- 26 с.
7.
Айдаркин Е.К., Кураев Г.А., Пахомов Н.В. Информационно-психологическое воздействие и "психофизиологические вирусы" // Валеология.- 1997.- №3 - С.36-40.
8. Калакутский Л.И., Кураев Г.А. Основные принципы валеологического мониторинга // Валеология.- 1998.- №2 - С.60-61.
9. Kuraev G.A., Suntsova N. Callosal activity and calloso-cortical responses during sleep-waking cycle in cats // Sleep.- 1999. - S.10.
10. Кураев Г.А., Бабенко В.В. Бинокулярная экспозиционная острота зрения как показатель раннего развития зрительного утомления при работе с компьютером // Валеология. - 1999.- №1 - С.31-39.
11. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этнические аспекты валеологии // Валеология.- 1999.- №1 - С.60-67.
12. Кураев Г.А., Воронова Н.В., И.О. Чораян. Изменение показателей психо-эмоционального состояния человека при физической нагрузке и стимулирующем действии препаратов мумие // Валеология.- 1999.- №2 - С.26-31.
13. Кураев Г.А., Чораян О.Г. Некоторые кибернетические аспекты состояния здоровья // Валеология.- 1999.- №2 - С.39-41.
14. Т.Н.Маляренко, Кураев Г.А., Ю.Н.Маляренко, Рымашевский Н.В., В.П.Терентьев. Резервные возможности кровообращения. Сообщение 1 // Валеология.- 1999.- №2 - С.63-68.
15. Кураев Г.А., Е.Н. Пожарская. Этнические особенности традиционной медицинской культуры // Валеология.- 1999.- №3 - С.4-9.
16. Кураев Г.А. Предмет, задачи и методы валеологии // Валеология.-1999.- №3. - С.9-15.
17. Кураев Г.А. Иваницкая Л.Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка.
(Обзор научной литературы) // Валеология.- 1999.- №3 - С.46-49.
18. Кураев Г.А., Чораян И.О. Влияние профессионально значимых качеств на успешность обучения // Валеология.- 1999.- №4 - С.16-23.
19. Кураев Г.А., Морозова Г.И., Леднова М.И. Использование метода омегаметрии в экспресс-обследовании школьников // Валеология.- 1999. - №4 - С.33-38.
20. Кураев Г.А., Морозова Г.И., Леднова М.И. ЭЭГ восьмилетних детей в условиях хронического воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона // Валеология.- 1999. - №4 - С.38-44.
21. Кураев Г.А., Е.Н Пожарская. Диагностика школьной зрелости: методические указания по спецкурсу "Валеология". Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999.- 36 с.
22. Кураев Г.А., Е.Н. Пожарская. Методы оценки психомоторики и сенсорной организации индивида: методические указания.
Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999. - 35 с.
23. Кураев Г.А., Е.Н. Пожарская. Программы учебных курсов психологической подготовки валеологов. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999. - 40 с.
24. Кураев Г.А., Войнов В.Б. Типовой учебно-научно-практический центр валеологии высшего учебного заведения. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999. - 11 с.
25. Кураев Г.А., Казин Э.А., Заруба Н.А., С.И. Петухов. Проблемы валеологизации образо вательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы: научно-методическое пособие.
Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.- 316 с.
26.
Кураев Г.А., Бахтин О.М. Валеологические проблемы слуха человека. Сообщение 1. Детский период // Валеология. - 2000.- №4 - С.44-47.
27. Кураев Г.А., Бабенко В.В. Зависимость порогового смещения синусоидальной решетки от ее пространственных характеристик // Физиология человека. - 2000.-Т.26, №4 - С.30-37.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Диагностика особенностей внимания: методические указания по специальности "Валеология". Ростов-на-Дону: "Биос" РГУ, 2000. - 30 с.
29. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Диагностика особенностей мышления: методические указания по специальности "Валеология".
Ростов-на-Дону: "Биос" РГУ, 2000.- 19 с.
30.
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Диагностика особенностей памяти: методические указания по специальности "Валеология". Ростов-на-Дону: "Биос" РГУ, 2000. - 19 с.
31. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Диагностика психофизиологических показателей индивида: методические указания по специальности "Валеология". Ростов-на-Дону: "Биос" РГУ, 2000. - 30 с.
32. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Диагностика школьной зрелости: методические указания по специальности "Валеология". Ростов-на-Дону: "Биос" РГУ, 2000. - 30 с.
33. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие. Изд.
II дополненное. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 384 с.
34. Кураев Г.А. Беркутов А.М. Жулев В.И., Прошин Е.М. Системы комплексной электромагнитотерапии: учебное пособие. М.: Бином, 2000. - 376 с.
35. Кураев Г.А., Маляренко Т.И., Маляренко Ю.Е. Возрастная физиология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: "Биос" РГУ, 2000. - 187 с.
36. Казин Э.М., Кураев Г.А., Панина А.И., Федоров А.И. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательных учреждений: научно-методическое пособие.
Новокузнецк: КемГУ 2000.- 258 с.
37. Кураев Г.А., В.Б. Войнов Валеология. Словарь терминов: учебное пособие.
Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2000. - 177 с.
38. Кураев Г.А., Е.Н.Пожарская. Этническая психология (курс лекций): учебное пособие, Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2000. - 275 с
39. Кураев Г.А., Чораян И.О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психо-эмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках // Валеология. - 2001.-
№1 - С.4-13.
40. Кураев Г.А., Чораян О.Г. Некоторые кибернетические аспекты состояния здоровья // Валеология.- 2001.- №3 - С.4 -6.
41. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка // Валеология.- 2001.- №4 - С.31-34.
42. Бабенко В.В., Кураев Г.А., Кульба С.Н. Механизмы повышения контрастной чувствительности при увеличении протяженности синусоидальной решетки // Сенсорные системы.- 2001.- Т.15, №1 - С.3-10.
43. Бабенко В.В., Кураев Г.А., Кульба С.Н. Размер, как параметр настройки зрительного внимания //Журнал высшей нервной деятельности.-
2001.- Т. 51, № 5 - С.646-648.
44. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Войнов В.Б., Концептуальные методологические основы функционирования и оснащения Центра здоровья вуза (типовой проект). Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. - 36 с.
45. Кураев Г.А., Бахтин О.М. Методы оценки слуховых функций человека: научно-методическое пособие.. Ростов-на-Дону: "Биос РГУ", 2001. - 73 с.
46. Кураев Г.А. Лекции по курсу "Психология человека": учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. - 301с.
47. Кураев Г.А. и др. Физиологические основы здоровья человека: учебник. /Под ред. Б.И. Ткаченко. С.-Петербург, Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. - 728 с.
48. Кураев Г.А., Бахтин О.М. Влияние слуховой дисфункции на формирование функциональной межполушарной асимметрии мозга // Валеология.-
2002.- №1 - С.50-55.
49. Кураев Г.А., Гуськов Е.П., Дейнекина Т.А., Левшин И.В. Последствия хронического воздействия электромагнитного излучения на цитофизиологические параметры клеток человека // Научная мысль Кавказа. - 2002.- №3 - С.101-109.
50. Кураев Г.А., Бахтин О.М., Дремин Н.Д. Валеологические проблемы слуха человека. Сообщение 1. Детский период // Валеология.- 2002.- №3 - С.56-60.
51. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья в динамике обучения // Валеология.- 2002.- №3 - С.60-65.
52. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Морозова Г.И. Анализ состояния проблемы сохранения здоровья студентов высших учебных заведений Южного федерального округа // Валеология.- 2002.- № 4 - С.6-10.
53. Кураев Г.А., Иваницкая Л.Н. Особенности суммарной электрической активности мозга у детей 6-10 лет // Валеология.- 2003.- №1 - С.27-34.
54. Кураев Г.А., Иваницкая Л.Н. Особенности электроэнцефалографической реакции на гипервентиляцию у детей 6-10 лет и у юношей 17 лет // Валеология.- 2003.- №1 - С.34-36.
Заместитель директора по научно-исследовательской работе Бабенко Виталий Вадимович - доктор биологических наук, старший научный сотрудник. Область научных интересов: физиология сенсорных систем, физиологические механизмы здоровья.
Основные публикации за последние 5 лет:
1.
Babenko V.V. Spatial extent of masking by sine-wave gratings //Perception. 1997.- Vol.26.- P.23.
2. Бабенко В.В. Зрительные механизмы, избирательные к общей протяженности периодического паттерна // Физиология человека.- 1999.- Т.25, № 2 - С.30-35.
3. Бабенко В.В. Валеология зрительной системы: методическое руководство. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999. - 39 с.
4. Кураев Г.А., Бабенко В.В. Бинокулярная экспозиционная острота зрения как показатель раннего развития зрительного утомления при работе с компьютером // Валеология.-
1999.- № 1 - С.31-39.
5. Бабенко В.В. Валеология зрительной системы. Ростов-на-Дону: "БИОС" РГУ, 1999.- 39 с.
6.
Кураев Г.А., Бабенко В.В. Зависимость порогового смещения синусоидальной решетки от ее пространственных характеристик // Физиология человека.- 2000.- Т.26, № 4 - С.30-37.
7. Бабенко В.В. Проблема индивидуальной нормы при оценке зрительной функции // Валеология.-
2000.- № 2 - С.30-31.
8. Бабенко В.В., Кульба С.Н. Компьютерное тестирование зрения "Визоком" // Авторское свидетельство. 2000.- № 2000610583.
9. Бабенко В.В., Кураев Г.А., Кульба С.Н. Механизмы повышения контрастной чувствительности при увеличении протяженности синусоидальной решетки // Сенсорные системы.- 2001.- Т.15, №1 - С.3-10.
10. Бабенко В.В., Кураев Г.А., Кульба С.Н. Размер как параметр настройки зрительного внимания // Журн. высш. нервн. деят-ти.-
2001.- Т. 51, № 5 - С.646-648.
11. Бабенко В.В., Кульба С.Н. Кампиметрическое компьютерное тестирование "Кампиком" // Авторское свидетельство.
2001.- № 2001610798.
12. Бабенко В.В., Кульба С.Н. Новый подход к разграничению нормы и патологии у индивида // Валеология.- 2001.- № 4 - С.4-6.
13. Бабенко В.В., Бахтин О.М. Методы оценки состояния сенсорных систем. М.: Интеграция, 2001.- 104 с.
14.
Бабенко В.В. Механизмы зрительной сегментации // Автореф. докт. дисс. Ростов н/Д.- 2001.- 31 с.
15.
Бабенко В.В., Кульба С.Н. Способ диагностики патологии сетчатки и зрительного нерва // Патент на изобретение по заявке 2001107443/14 (007687). Приоритет от 20 марта 2001 г.
16. Бабенко В.В., Симоненко О.Г. Функциональные резервы сенсорных систем: методы мониторинга и оптимизации // Валеология.-
2002.- № 3 - С.86-92.
17. Бабенко В.В., Кульба С.Н. Модель механизма зрительной сегментации // Сенсорные системы.- 2002.- Т. 16, № 3 - С. 179-189.
Заместитель директора по учебной работе Войнов Виктор Борисович, кандидат биологических наук. Область научных интересов: психофизиология, физиологические механизмы здоровья.
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Кураев Г.А., Войнов В.Б., Трофимчук А,М. Антропометрия в валеологии: методическая разработка.
Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1997.- 39 с.
2.
Сысоева А.Ф., Войнов В.Б., Варвулева И.Ю. Психоневрологическое тестирование в задачах оценки социальной адаптации ребенка // Валеология.- 1998.- №2 - С.7-12.
3. Кирой В.Н., Войнов В.Б. Критерии оценки уровня здоровья // Валеология.- 1998.- №3 - С.43-48.
4. Думбай В.Н., Золотухин В.В., Хренкова В.В., Войнов В.Б., Кульба С.Н. Автоматизированное рабочее место студента для проведения практических занятий по физиологии и валеологии // Валеология.- 1998.- №3- С.78-80.
5. Войнов В.Б., Воронова Н.В. Золотухин В.В. Исследование особенностей взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем при функциональном тестировании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: "БИОС" РГУ, 1998.- 85 с.
6. Кураев Г.А., Войнов В.Б. Типовой учебно-научно-практический центр валеологии высшего учебного заведения. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999. - 11 с.
7. Войнов В.Б., Бугаев Л.А., Кульба С.Н., Трушкин А.Г., Хренкова В.В., Золотухин В.В. Практикум по валеологии: практикум для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 1999. - 193 с.
8. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. К вопросу валеологической оценки адаптации детей к начальной школе // Валеология.-
2000.- №1- С.52-61.
9. Трофимчук А.М., Войнов В.Б. Оценка функционального состояния человека в динамике операторской деятельности методом компьютерной стабилографии // Валеология.- 2000.- №1 - С.73-80.
10. Войнов В.Б. Трушкин А.Г. Подходы к формированию паспорта здоровья школьников как основы организации оздоровительной работы в образовательных учреждениях // Валеология.- 2000.- №2 - С.44-47.
11. Войнов В.Б., Лысенко С.С., Кутасов С.Е. Результаты валеологического контроля занятий оздоровительной гимнастикой и спортом в начальной школе // Валеология.- 2000.- №2 - С.62-63.
12. Войнов В.Б., Неговора С.Н., Неговора С.П. Компьютерное тестирование параметров психического здоровья человека // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2000611052 от 19.10.2000 г.
13.
Кураев Г.А., Войнов В.Б. Валеология. Словарь терминов: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.- 176 с.
14.
Войнов В.Б. Комплексная оценка уровня развития и состояния здоровья группы детей 1-2 классов общеобразовательной школы // Валеология.- 2001.- №2 - С.40-46.
15. Войнов В.Б., Воронова Н.В., Золотухин В.В. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001.- 108 с.
16.
Войнов В.Б., Кульба С.Н., Трушкин А.Г., Хренкова В.В., Золотухин В.В. Практикум по валеологии для высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2001.- 252 с.
17.
Войнов В.Б., Хусаинова И.С., Леднова М.И., Кундупьян О.Л., Канищева И.В. Поиск и исследование механизмов формирования, развития и сохранения функций систем организма человека на разных этапах онтогенеза // Валеология. - 2002.- №4 - С.41-48.
Старший научный сотрудник Воронова Наталья Викторовнаm, кандидат биологических наук. Область научных интересов: взаимодействие систем организма.
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Войнов В.Б., Воронова Н.В. Золотухин В.В. Исследование особенностей взаимодействия сердечно-сосудистой и дыхательной систем при функциональном тестировании.
Ростов-н/Д: "БИОС" РГУ, 1998.- 85 с.
2. Кураев Г.А., Воронова Н.В., Чораян И.О. Изменение показателей психоэмоционального состояния человека при физической нагрузке и стимулирующем действии препаратов мумие // Валеология.- 1999.- № 2 - С. 26-31.
3. Воронова Н.В., Золотухин В.В. Метод оценки функциональных резервов кислородообеспечивающих систем организма человека // Валеология.- 2001.- №2 - С.28-32.
4. Войнов В.Б., Воронова Н.В., Золотухин В.В. Методы оценки состояния систем кислородообеспечения организма человека: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001.- 108 с.
5. Думбай В.Н., Воронова Н.В. Краткий структурный перечень анатомических терминов (латинско - русский): учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГУ, 2001.- 17 с.
6. Думбай В.Н., Воронова Н.В.Хусаинова И.С. Краткий анатомический словарь: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: РГУ, 2002.- 20 с.
Старший научный сотрудник Иваницкая Людмила Николаевна кандидат биологических наук. Область научных интересов: возрастная психофизиология, нейрофизиология.
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Кураев Г.А. Иваницкая Л.Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка.
(Обзор научной литературы) // Валеология.-1999.- №3 - С.46-49.
2. Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н., Варвулева И.Ю., Леднова М.И. Валеологические обследование учащихся ДОУ "Лукоморье" //Валеология.- 2000.- №2 - С.58.
3.
Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Опыт комплексного валеологического обследования сотрудников и студентов РГУ // Валеология. - 2000. - №2 - С.68-71.
4. Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н., Мартынова Г.Б. Результаты комплексного валеологического обследования сотрудников РГУ и РГПУ // Валеология.-
2001. - №4 - С.13-17.
5. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка // Валеология.- 2001.- №4 - С.31-34.
6. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья в динамике обучения // Валеология.- 2002.- №3 - С.60-65.
7. Кураев Г.А., Иваницкая Л.Н. Особенности суммарной электрической активности мозга у детей 6-10 лет // Валеология.- 2003.- №1 - С.27-34.
8. Кураев Г.А., Иваницкая Л.Н. Особенности электроэнцефалографической реакции на гипервентиляцию у детей 6-10 лет и у юношей 17 лет // Валеология.- 2003.- №1 - С.34-36.
Старший научный сотрудник Чораян Ирина Ованесовна, кандидат биологических наук. Область научных интересов: психофизиология.
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Алейникова Т.В., Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Сороколетова Л.Г., Филатов Ф.Р., Чораян И.О. Психофизиологический тип личности, вопросы межполушарной функциональной асимметрии и возможности психокоррекции // Валеология.- 1997.- №2 - С.50-54.
2. Кураев Г.А., Воронова Н.В., Чораян И.О. Изменение показателей психоэмоционального состояния человека при физической нагрузке и стимулирующем действии препаратов мумие // Валеология.- 1999.- № 2 - С. 26-31.
3. Кураев Г.А., Чораян И.О. Влияние профессионально значимых качеств на успешность обучения // Валеология.- 1999.- №4 - С.16-23.
4. Чораян О.Г., Чораян И.О., Тарасенко Н.В. Эффективность мыслительных процессов у людей с различным интеллектуальным уровнем // Психологический журнал.- 2000.- Т.21, №4 - С. 65-72.
5. Чораян О.Г., Айдаркин Е.К., Чораян И.О. Индивидуально-типологические особенности регуляции и взаимодействия функциональных систем в разных формах деятельности // Валеология. - 2001.
№2 - С.4-16.
6. Чораян О.Г., Чораян И.О. Возрастные особенности становления интеллектуальной деятельности // Валеология.- 2002.- №4 - С.23-25.
Научный сотрудник Морозова Галина Игоревна, кандидат биологических наук. Область научных интересов: возрастная физиология.
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И. Психометрические показатели детей в условиях хронического воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона // Валеология.-
1997.- №2 - С.43-46.
2. Морозова Г.И. Влияние электромагнитных полей радиочастотного диапазона на взаимоотношениея полушарий головного мозга // Автореф. канд. дисс. Ростов н/Д, 1998.- 22 с.
3.
Кураев Г.А., Морозова Г.И., Леднова М.И. Использование метода омегаметрии в экспресс-обследовании школьников // Валеология.- 1999. - №4 - С.33-38.
4. Кураев Г.А., Морозова Г.И., Леднова М.И. ЭЭГ восьмилетних детей в условиях хронического воздействия электромагнитных полей радиочастотного диапазона // Валеология.- 1999. - №4 - С.38-44.
5. Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н., Варвулева И.Ю., Леднова М.И. Валеологические обследование учащихся ДОУ "Лукоморье" //Валеология.- 2000.- №2 - С.58.
6.
Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Опыт комплексного валеологического обследования сотрудников и студентов РГУ // Валеология. - 2000. - №2 - С.68-71.
7. Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н., Мартынова Г.Б. Результаты комплексного валеологичекого обследования сотрудников РГУ и РГПУ // Валеология.-
2001. - №4 - С.13-17.
8. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики кисти и высших психических функций ребенка // Валеология.- 2001.- №4 - С.31-34.
9. Кураев Г.А., Леднова М.И., Морозова Г.И., Иваницкая Л.Н. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья в динамике обучения // Валеология.- 2002.- №3 - С.60-65.
10. Белоконь А.В., Кураев Г.А., Морозова Г.И. Анализ состояния проблемы сохранения здоровья студентов высших учебных заведений Южного федерального округа // Валеология.- 2002.- № 4 - С.6-10.

Комментариев нет:

Отправить комментарий