27 декабря 2019 г.

На то и щука, чтобы карась не дремал!

Юрий Пронько

Журналист
Ключевой провал уходящего 2019 года – так называемая реформа российского здравоохранения, которая свелась к тотальной оптимизации, закрытию медучреждений и массовым акциям протеста врачей. Чиновники своими, мягко говоря, непродуманными решениями нанесли отечественной медицине такой удар, который может иметь далеко идущие последствия.
 В правительстве уже признали, что совершили «ужасную» ошибку в реформировании отечественной медицины, однако данное признание, как это у нас водится, не привело ни к одной отставке.
Совершить ошибку, а после героически её преодолевать – новая формула, характеризующая поведение власти в России вне зависимости от её уровня. Программа оптимизации в сфере здравоохранения, прошедшая во многих регионах, была проведена «ужасно». Об этом заявила вице-премьер федерального правительства Татьяна Голикова в интервью телеканалу «Россия-1».
Мне всегда хотелось спросить чиновников: вы не пытались подумать до того, как принимать решение? Не пытались анализировать свои действия с точки зрения дальнейшего развития ситуации? Они уже совершили грубую, если не фатальную, ошибку, а теперь только начнут думать, как её исправить? Любого из нас за подобное отношение к своим трудовым обязанностям давно бы уволили, но, естественно, ни один чиновник, отвечающий за здравоохранение в России, не пострадал. Никто не написал заявление по собственному желанию, никого не наказали, отправив в отставку. Все как сидели, так и сидят в своих креслах и только, заметьте, начинают думать, как же им теперь исправлять собственный провал. А ведь на протяжении всего этого года из разных городов и регионов страны приходили новости о растущем социальном недовольстве и конфликтных ситуациях. Низкие зарплаты, запредельные нагрузки и, самое главное, – постоянное вранье и манипуляции чиновников настолько достали российских врачей, что они были вынуждены выходить на акции протеста.
Очередная реформа здравоохранения вслед за пенсионной терпит полный крах. Врачам рассказывают про рост их благосостояния, а по факту одно из важнейших социальных направлений развития страны находится в ситуации хронического кризиса. Массовые увольнения медиков шли в больницах и поликлиниках весь прошлый год: не имея ресурсов на то, чтобы подтянуть зарплаты к заявленным уровням, руководство регионов распределило тот же размер фонда оплаты труда между меньшим количеством медперсонала. В целом по стране под сокращение попали около 35% младших медработников, но чиновники продолжают рапортовать о росте зарплат в здравоохранении.
Нам повысили ставку, но убрали все стимулирующие надбавки – убрали ночные, убрали за качество работы – всё поубирали. Яйца из одной корзины в другую перекладывают, а сумма «итого» остается. У меня муж медик. Работает сутки через сутки, в прошлом месяце он отработал 340 часов. Принес домой 47 тысяч. Не знали, что с ними делать,
– рассказывает врач скорой помощи из Новосибирска.
Между прочим, за крах реформы здравоохранения несёт персональную ответственность нынешняя глава Минздрава Вероника Скворцова, которая, что ни день, отчитывается о беспрецедентном росте продолжительности жизни в стране и других достигнутых правительством успехах. Правда, даже в Минэкономразвития ставят под сомнение её пламенные реляции. Выясняется, что «рекордный» рост ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), о котором так любит рассуждать госпожа Скворцова, не дотягивает даже до тех плановых показателей, которые определили сами же для себя чиновники профильных ведомств. 
«За первое полугодие 2019 года существенно улучшились показатели. По предварительным данным, продолжительность жизни составила 73,7 года, увеличившись на 0,8 года за полгода. У женщин это уже 78,5 лет. Произошло это благодаря существенному снижению числа смертей за полгода на 28,4 тысяч человек. Это последние данные по сравнению с первым полугодием 2018-го. Фактически мы сейчас находимся на исполнении плана 2020 года, если этот показатель не ухудшится за второе полугодие текущего», – говорит министр здравоохранения России Вероника Скворцова.
Очевидно, что чиновники не собираются исправлять свои ошибки. Им проще подтасовать цифры или же заменить недовольных российских врачей на гастарбайтеров, которым они по упрощенной схеме готовы предоставлять гражданство нашей страны. А ведь врачи по большому счету в течение всего 2019 года ничего сверхъестественного не требовали.
Мы были вынуждены отказаться от переработок из-за хронической усталости и отсутствия адекватной зарплаты за нашу непростую работу. Но и в этой ситуации мы видим и понимаем, что не можем выполнять свои обязанности качественно и достойно. Врачей нет. Мы не можем физически закрыть дежурства. При этом даже на нас, последних, которые остались в роддоме, руководство психологически давит и отказывается нам оплачивать сверхурочную работу,
– рассказывает завотделением новорожденных Клинической городской больницы № 6 города Перми Ирина Петрова.
Ещё один пример – врач тольяттинской городской клинической больницы № 5 Алексей Карчинский рассказал, сколько на самом деле получают медики в нашей стране.
«Как можно достойно жить на 14 тысяч рублей в месяц, содержать семью, маленького ребёнка? Это был крик души, который получил очень хорошую огласку», – отметил он.
В ответ на это заявление в областном Минздраве пояснили, что зарплата каждого медика зависит от его квалификации и объёма работы. Чиновники отметили также, что больница работает в системе обязательного медстрахования, это означает, что софинансирование зарплат врачей идет из территориального фонда ОМС.
«Снижение уровня заработной платы в феврале 2019 года связано с невыполнением отделением плана госпитализации (56%), а, соответственно, отсутствием стимулирующих выплат за показатели эффективности деятельности работников», – заявили в Минздраве Самарской области.
Лично у меня этот ответ вызывает недоумение – интересно, каким образом врачи-травматологи должны «добывать» себе пациентов на госпитализацию? Руки-ноги ломать прохожим?
Вот вам ещё пример: Минздрав Пермского края весьма своеобразно провел в своем регионе реформу – санитарок, между прочим, отвечающих за жизнь и безопасность больных детей, тупо перевели в разряд уборщиц. Причиной незаконных увольнений стали попытки региональных чиновников обеспечить фиктивное выполнение майских указов президента по повышению заработных плат работникам бюджетных организаций.
Приходишь в ночь, меняешь воспитателя под роспись, что я, допустим, 25 детей приняла у воспитателя под свою ответственность. Я – уборщица,
– рассказывает сотрудница ГБУЗ № 7 «Росинка» из Перми.
Вдумайтесь, во что превратилось государственное управление в нашей стране – за детей в медицинском учреждении теперь отвечают уборщицы! Это же самый настоящий сюрреализм!
«Некоторые вещи просто вызывают удивление. Вот санитарок мы приравняли по темпам роста зарплат к среднему персоналу, начали переводить в уборщицы. Ну зачем? И так у них не такая большая зарплата. На чём экономим? Для финансирования первичного звена на три года, начиная с 2020-го, предусмотрено 150 млрд рублей дополнительных средств. По 50 млрд в год. Добавлю, что эта сумма оценивается пока как достаточная для начального периода модернизации во втором полугодии 2020 года. Считаю, что после экспертизы региональных программ финансирование может быть и скорректировано. Первичное звено – это основа, фундамент всей системы здравоохранения. И само слово "первичная" означает в первую очередь первенство, приоритет, а не место на периферии отечественного здравоохранения», – говорит глава государства Владимир Путин.
На ближайшие 6 лет на реализацию нацпроекта «Здравоохранение» предусмотрен 1 трлн 360 млрд рублей, или в среднем по 226 млрд рублей в год. Это, правда, в шесть раз меньше, чем стоит ежегодное обеспечение аппарата чиновников и органов госвласти.
Расходы на здравоохранение увеличиваются на 50%, или более чем на 340 млрд руб. А в целом по бюджетной системе рост расходов на здравоохранение составит 3,6% ВВП, увеличившись на 0,2 п.п. от ВВП. Какие результаты мы ожидаем достичь от увеличения расходов на здравоохранение? Основные приоритеты – это снижение смертности от наиболее значимых заболеваний, которые уносят большее количество жизней наших граждан,
– говорит первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.
И даже если деньги действительно пойдут в российские больницы и поликлиники, а не будут освоены ушлыми чиновниками и главными врачами, остаётся ещё один, я бы сказал, ключевой момент. По данным Счетной палаты, износ основных фондов – оборудования и инфраструктуры – в сфере здравоохранения и социального обслуживания населения в среднем по России превысил 56%. У 31% медицинских организаций нет водопровода, у 35,5% – канализации, в замене нуждается каждый третий аппарат рентгена и каждый четвертый аппарат УЗИ.
Посмотрите на эти фотографии больницы города Торопец Тверской области, которые прислал нам наш зритель. Это точно 21 век? А ведь регион расположен не у «чёрта на куличках», а в самой что ни на есть Центральной России, более того – между двумя столицами. У меня просто нет слов!
«И качество, и доступность услуг в здравоохранении резко ухудшились», – заявила госпожа Голикова. По её мнению, в сложившемся положении дел «виноваты все – и центр, и регионы». А теперь – феерическое заключение от вице-премьера! – теперь необходимо думать об исправлении ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий