Проблемы
мотивации превентивного самостоятельного
оздоровления
А.Степанов
Латвия,
Даугавпилс Статья на Алтай 22-24 ноября
2019г.
Резюме:
В статье рассматриваются проблемы
самооздоровления человека в аспекте
современного социума. Автор использует
свои более ранние исследования и
представляет обзор проблемы.
Ключевые
слова:
проблемы мотивации, личные и социальные
условия, первентивное самоздоровление.
Summary:
The
article deals with the problems of human self-improvement in the
aspect of modern society. The author uses his earlier research and
provides an overview of the problem.
Keywords:
problems of motivation, personal and social conditions, primary
self-healing.
Современное
Человечество затрачивает всё больше
ресурсов и усилий для борьбы с болезнями,
которые угрожают самому его существованию.
Бремя болезней затрагивает как европейские
страны, так и страны американских
континентов [12].
Медицина
– как главный «Здравоохранитель»
человека подтверждает свои слабоэффективные
усилия в обеспечении Здоровья людей.
Мало того, она во многом и способствует
увеличению смертности населения
врачебными ошибками, халатным отношением
врачей и медсестёр к своим обязанностям,
токсикозом фармацевтики и увлечением
медицинского персонала коммерческой
деятельностью в ущерб здоровью пациентов.
«...Система
лекарственной медицины ложна, неверна
с философской точки зрения, абсурдна с
научной, враждебна природе, противоречит
здравому смыслу, катастрофична по
результатам, она — проклятие для
человеческого рода... Система гигиенической
медицины (читайте – Валеология. А.С.),
которую мы утверждаем и практикуем,
находится в гармонии с природой,
соответствует законам живого организма,
правильна с научной точки зрения,
положительна по результатам, она —
благодеяние для человеческого рода».
Р.
Тролл, 1861 г. [ 11].
В
этом состоянии дел было бы адекватным
решением государственного подхода
переориентировать население с медицинского
обслуживания на собственные усилия и
возможности для поддержания и укрепления
Здоровья, но усилиями обманутых,
коррумпированных и антисемированных
представителей Церкви, Науки и Медицины
в начале 21 века была уничтожена Валеология
– наука о Здоровье, которая могла бы со
временем способствовать решению главной
проблемы – долговременной превентивной
мотивации личной заботы о своём Здоровье
каждого человека.
По
нашему мнению для становления такой
мотивации необходимы следующие условия:
1.
Постоянная и долговременная широкая
государственная и социальная поддержка.
2.
Специальные знания в этой области на
государственной основе во всём эшелоне
учебных заведений от детских садов до
курсов для взрослых и пожилых.
3.
Достаточные социальные и бытовые
условия, а так же материальные возможности.
Однако.
это идеальный вариант достижения цели
и если мы хотим научить людей самим
заботится о своём Здоровье, надо
адаптироваться к реальным условиям
современной жизни.
Проблема
мотивации превентивного самооздоровления
(ПСО) является основной в моей научной
деятельности. Ряд статей конференций,
конгрессов и симпозиумов были прямо
или косвенно посвящены именно этой теме
[
1-8
].
Проблема
включает в себя следующие вопросы:
1.
Какие методы и средства, приёмы и способы
могут использовать валеологи и работники
смежных с валеологией специальностей
для создания личной мотивации каждого
отдельного человека с целью превентивного
самооздоровления?
2.
Как можно (и можно ли вообще?) убедить и
стимулировать человека вести такой
образ жизни, который позволит ему очень
редко обращаться к помощи медицины в
любом возрасте?
Для
выяснения этих вопросов было проработано
1135 источников, 43 сборника научных трудов
из личной библиотеки за последние 33
года: монографии, диссертации, материалы
международных и региональных научных,
научно-практических, научно-методических
конференций, конгрессов и симпозиумов
разных лет. Конкретных
научных работ по данной проблеме
обнаружено не было.
Есть много источников, где пытаются
привить школьникам и студентам здоровый
образ жизни. Значительно более редки
исследования здоровья людей среднего
возраста, и совсем единичны случаи
изучение здоровья населения пожилого
и старческого возраста.
Нет
ни одного источника где бы изучалась
проблема
мотивации превентивного самооздоровления,
которая является , на наш взгляд,
краеугольной
в валеологии. За рамками исследований
остаётся главный вопрос: Как перевести
знания и понимание людей в практику, в
действие!? Вероятно, валеологическая
наука созрела для того, чтобы предложить
человеку некий усреднённый алгоритм
программы мотивации превентивного
самооздоровления, чтобы каждый хоть
немного озадачился своим здоровьем,
смог бы знать с чего надо начинать и как
продолжать овладевать собственной
убеждённостью и и верой в абсолютную
необходимость самостоятельной работы
над своим здоровьем и как адекватно и
индивидуально такую работу осуществлять.
Программа
формирования мотивации могла бы быть,
на наш взгляд, следующей:
1.
Валеологическое начальное просвещение
и образование: обучение основам ЗОЖ на
специальных месячных курсах или в
специальных учебных заведениях.
2.
Анализ функционального состояния систем
организма (ФСО) индивида: анамнез,
медицинские анализы, аппаратное изучение,
определение уровня психофизической
подготовленности «Познай себя».
3.
Разработка индивидуального плана ПСО
под контролем и коррекцией валеолога
или врача-валеолога: апробирование и
выбор методов, средств, приёмов и способов
ПСО (народная, профилактическая и
альтернативная медицина, восточные
практики и др.).
4.
Первичная реализация (1-2 года)
индивидуального плана с контролем
медицины и тренера-валеолога с ведением
дневников самоконтроля.
5.
Долговременная и пожизненная реализация
индивидуального плана ПСО с самоконтролем
и самокоррекцией; реализация собственной
роли педагога-валеолога (с использованием
собственного опыта) для близких и
знакомых.
Но
это идеальный вариант становления
долговременной мотивации превентивного
самооздоровления. К сожалению, в наше
время Валеология и само превентивное
самооздоровление не имеет государственной
поддержки [
9
].
Мотивация
превентивного самооздоровления имеет
сложное
взаимодействие лично-социальных причин,
которые, как привходящие обстоятельства,
динамично воздействуют на её уровень.
Мы предлагаем следующую формулу
формирования и действия мотивации ПСО:
Блок
личной психофизиологии
Блок социума
(УСОН+УЗУСО+УПОЗ+УСОСД+В)+(СБП
+УСБО + РСВ)
-
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - -
ЛГП
+ УЗ + УОУН +Д Блок
помех СО
ПСО
=
--------------------------------------------------------------------
УМО
Блок
медицины
Психофизиология+
Социум
или
сокращённо: ПСО=
----------------------------------------
Помехи
Где:
СОН – степень осознанности и необходимости,
УЗУСО
– уровень знаний и умений самооздоровления
(т.е. уровень валеологического образования),
СБП
– социально-бытовые потребности,
ЛГП
– лично-гедонистические потребности,
УЗ
– уровень здоровья,
УСБО
– уровень социально-бытового ограничения
состоянием здоровья,
УПОЗ
– уровень приоритетности оздоровительных
занятий. УПОЗ состоит из
УСОСД
– уровня самоорганизации и самодисциплины
(выбор между личными гедонистическими,
социально-бытовыми потребностями и
степенью осознанности и необходимости
) + РСВ – резерва свободного времени –
эти показатели тесно взаимосвязаны.
УОУН
– уровень общей усталости и настроения,
В
– вера в эффективность применяемых
методов и средств самооздоровления,
Д
– деньги для самооздоровления,
УМО
– уровень медицинского обслуживания.
При
расшифровке данной формулы можно
обозначить следующие взаимосвязи и
взаимодействия факторов формирования
мотивации самооздоровления:
- Уровень осознанности и необходимости вместе с уровнем знаний и умений самооздоровления должен являться ведущим, и он связан с комплексом УПОЗ, где уровень общей усталости и настроения вступает в мотивационную борьбу выбора с уровнем самоорганизации и дисциплины, который, в свою очередь, включает в себя выбор между личными гедонистическими, социально-бытовыми потребностями и уровнем осознанности и необходимости. Результатом этой борьбы является дилемма – быть или не быть свободному времени для собственных оздоровительных занятий. В этом выборе чаще выбираются личные гедонистические потребности (особенно у студентов), поэтому адекватно нейтрализуются СОН, УСОСД и весь комплекс УПОЗ.
- Прямо пропорциональным является и влияние парного взаимодействия уровня здоровья и уровня лично-социального ограничения этим уровнем здоровья. К сожалению у подавляющего большинства людей именно эта «сладкая парочка» и является главным и основным мотивационным стимулом какого-нибудь вообще внимания к своему здоровью (особенно у мужчин). Чем сильнее такой, валеологически невежественный, человек болеет (чем серьезней его болезнь), тем более многократно возрастает у него приоритет здоровья в его жизни ( рефлекторное включение инстинкта самосохранения + УСБО). Такое, благоприятное для мотивации самооздоровления состояние здоровья и социально-бытового ограничения жизнедеятельности человека, наступает в среднем и более возрасте.
- Последние, прямо стимулирующие мотивацию самооздоровления человека, Вера и Деньги, не должны иметь большого значения. Вера в эффективность средств и методов самооздоровления приходит вместе с практическими результатами (она важна на первом этапе удержания мотивации самооздоровления), а финансовые проблемы являются больше надуманными, чем реально серьезными. Эта проблема беспокоит людей ориентированных на дорогие и модные методы и средства, рекламируемые с экранов и дисплеев. Разумный и валеологически образованный человек легко найдет им даже не равноценную, а лучшую альтернативу. Но если у человека много денег и плохое валеологическое образование, то тогда они тоже могут быть ему помехой для самооздоровления, т.к. можно включить платную медицину ( как кремлёвские пациенты).
- Наконец уровень медицинского обслуживания в знаменателе обозначает его тормозящую роль в оздоровлении человека. Этот фактор должен быть больше вспомогательным, чем формирующим мотивацию самооздоровления. Чем лучше поставлена служба так называемого Здравоохранения ( а вернее – болезенелечения – ведь медицина здоровье не охраняет, она же не лечит здорового человека, чтобы он не заболел - она нивелирует внешние и неглубоко скрытые проявления-симптомы уже заболевшего человека, часто при этом отравляя его излишним использованием дорогих и не всегда правильно назначенных лекарств), тем более человек к нему «привязан», больше доверяет и меньше склонен оздоравливаться самостоятельно.
Современные
врачи должны активно использовать все
доступные, и в первую очередь, естественные
средства и методы оздоровления человека,
а включать «тяжелую артиллерию» лекарств
и иньекций только в крайних, запущенных
случаях. То есть идеальным было бы
сочетание «врач-валеолог» ( в 2002 году в
Интернете уже были опубликованы
требования к их профессиональным знаниям
и навыкам, но кажется, так и не реализованы),
который бы и осуществлял истинное
сочетание валеологических и медицинских
средств и методов диагностики, оздоровления
и лечения щадящими естественными , в
первую очередь, методами и средствами.
В
заключение вернемся к «основным»,
мешающим людям заботиться о своем
здоровье причинам: Лени и недостатку
Времени.
В
нашем определении Лень
– это психологическое состояние
нежелания какого-то действия ввиду
недостаточной его мотивации и существования
некоторых преодолимых, но совпадающих
с нежеланием, условий. Недостаток
Времени, как и Лень- это своеобразное
личное самооправдание нежелания что-то
делать, когда еще можно жить и с данным
здоровьем, т.е. оно еще терпимо ограничивает
бытовую и социальную жизнь…вот когда
«гром» посильнее грянет…то есть, это
следствие не сформировавшейся еще
мотивации. Вот ,наверно поэтому
отцы-мужчины и живут на 10-12 лет меньше,
чем женщины – слишком безалаберно они
относятся к своему здоровью. Мало что
и мало кто делает, чтобы улучшить свое
здоровье, а скорее наоборот, способствуют
его ухудшению.
Выводы:
- Формирование долговременной мотивации превентивного самооздоровления – это сложный лично-социальный процесс с сознательными и подсознательными выборами между личными, семейными, педагогическими, бытовыми и производственными детерминирующими факторами.
- По нашему мнению, сензитивным периодом для формирования долговременной мотивации самооздоровления является средний возраст (35-55 лет), но теоретические основы с некоторыми навыками гигиены и оздоровительной активности должны мотивироваться родителями с раннего детского возраста (1-20 лет).
Литература
1.
А.Степанов. Содержание и динамика мотивов
самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности студентов младших курсов.
Материалы сборника научных статей
«Вопросы формирования личности и
индивидуальности». Рига. 1989 г. ЛГУ
им.П.Стучки. 91 с.
2.
Степанов А.П. Возможности формирования
позитивного личностного отношения к
самостоятельной физкультурно-спортивной
деятельности через коллектив. Материалы
аспирантских чтений. Рига, ЛГУ. 1989. 206 с.
3.
А Степанов. Возможности дифференцированного
подхода к физическому воспитанию
студентов в зависимости от типологических
особенностей высшей нервной деятельности.
Aspirantu
lasījumi. Latvijas Universitāte. Rīga 1992. 92 l.
4.
A.Stepanovs. Cilvēka pašatveseļošanās un atveseļošanās
motivācijas interiorizācija. (Интериоризация
мотивации самооздоровления и оздоровления
человека.)
Zinātnisku
rakstu krājums. Rīga 1999. 90 l.
5.
А.П.Степанов. Изучение прямого и
опосредованного взаимовлияния личных
и социальных факторов на здоровье
студентов технического вуза. Материалы
международной научно-практической
конференции . Брест, БГУ. 2005г.268 с.
6.
. Степанов А.П. Валеологическая теория
и практика самооздоровления человека.
Материалы 4-го международного научного
конгресса валелогов. СПб, 2005г. 433 с.
7.
А.П. Степанов, О.И.Степанова. Гендерная
интегральная оценка мотивации здоровья
студентов и их родителей. Материалы 3-й
международной конференции. Брест, БГУ.
2007г. 153 с.
7.
А.П. Степанов. Типологические особенности
нервной системы – как предиктор помех
практической мотивации самооздоровления
человека. Материалы 6-й международной
научно-практической конференции.
Харьков, 2009г. 223 с.
8.
А.П.Степанов. Глобальная проблема
мотивации превентивного самооздоровления.
Материалы 6 международного научного
конгресса валеологов ( стр.90). Изд. СПб
ГМУ, 2011. – 204 с.
9.
Степанов А.П. Особенности валеологического
образования в некоторых регионах России
и Ближнем зарубежье. Материалы 9-й
международной научно-практической
конференции. Харьков, 2011 г. т.2. 98 с.
8.
А.Степанов. Детерминация мотивации
самооздоровления. Материалы международной
научно-практической конференции. Брест,
БГУ. 2015. 145с.
11.
М.Гогулан. Нетрадиционные методы лечения.
Интернет-ресурс
(https://medic.news/metodyi-lecheniya-netraditsionnyie/mgogulan-40222.html).
12.
WHO
Library Cataloguing in Publication Data. Mental health: facing the
challenges, building solutions: report from the WHO European
Ministerial Conference 1.Mental health – congresses 2.Mental health
services 3.Health policy 4.Health planning 5.Treaties 6.Europe.
Степанов
Александр Петрович – доктор педагогики,
доцент -
пенсионер Даугавпилсского филиала
Рижского Технического
[email protected]
[email protected]
Комментариев нет:
Отправить комментарий