24 июня 2019 г.

Труд питерских учёных

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
В.Ф. КОСТЮЧЕНКО, Е.Ф. ОРЕХОВ
Национальный государственный университет физической культуры,
спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Проблему профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения в настоящее время сле-
дует отнести к разряду первостепенных. От 70 до 80% детей дошкольного и школьного возрастов,
студенческой молодежи имеют различные виды заболеваний. Наблюдается негативная тенденция
в состоянии здоровья студенчества по мере продвижения их к выпускному курсу. Большинство
заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы,
«безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и раз-
витию таких серьезных заболеваний как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление
скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов. По
количеству летальных исходов в связи с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы Рос-
сия находится на втором месте в мире.
По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического со-
стояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко
прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обуслов-
лены недостаточной двигательной активностью.
Особую тревогу вызывает тенденция в состоянии психического здоровья подрастающего поко-
ления. По данным П.А. Рожкова [11], за последние годы в 1,5 раза ухудшилось состояние здоровья
учащейся молодежи, в том числе увеличилось количество психических расстройств.
Наркомания среди детей и подростков становится национальной проблемой.
Показатели по заболеваниям, передающимся половым путем, и по ВИЧ-инфекции у российских
подростков в 100 раз выше, чем у их сверстников из Западной Европы.
В 2002 г. число абортов на 1 000 женщин в возрасте старше 15 лет было: в Бельгии – 6, в Ни-
дерландах – 7, в Германии – 8, в России – 62. Рекорд Европы!
Сегодняшние реалии таковы: сотни тысяч бездомных детей, большинство из которых не при-
дут на производство, в армию, в бизнес, потому что их путь – скорая смерть в криминальной среде
от наркотиков, ножа, болезней. Зарубежные специалисты утверждают, что к 2020 году только
СПИД будет убивать от 250 до 650 тысяч россиян в год [14].
Такое резкое снижение продолжительности жизни, которое наблюдается в России, особенно
среди мужского населения, было только во время войны.
Данное обстоятельство обусловлено комплексом проблем. Все эти проблемы не столько ме-
дицинские, сколько социальные и педагогические.
Массовое закрытие спортивных секций, кружков, ликвидация института летних лагерей или
перевод их на коммерческую основу привели к тому, что большинство детей в свободное время
оказываются вне педагогического влияния – «на улице».
Ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие, рост темпов депопуля-
ции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правона-
рушений и преступности в детской и молодежной среде требуют активизации государственной
молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации. Традиционно поиск та-
ких путей связывается в основном с совершенствованием лечебных технологий, т.е. с развитием
медицины, хотя она в своей основе направлена на лечение уже больных людей. Редкие «выступ-
ления» профилактической медицины в средствах массовой информации связываются, в первую
очередь, с медикаментозными процедурами. А кому как не медикам должно быть известно, что
такой способ профилактики ведет к снижению адаптационных возможностей организма и ослаб-
лению его способностей противостоять болезнетворным микроорганизмам.
Надежда на таблетки и «волшебные» средства делает людей пассивными, уводит в сторону от
понимания того, что за свое здоровье надо бороться путем повышения функциональных и защит-
ных способностей организма.
Надежда на лекарства – это тупиковый путь.
ÏîëåñÃÓ
18
Средства массовой информации формируют у детей и подростов ложные жизненные ориенти-
ры и ложные ориентиры у населения относительно технологий поддержания и укрепления собст-
венного здоровья. К сожалению, в этот процесс оказались вовлеченными не только лица, явно де-
лающие свой бизнес на нездоровье населения (различного рода «маги и волшебники», экстрасен-
сы, целители и пр.), но и специалисты, давшие клятву Гиппократа.
Многие ученые в медицине физические упражнения рассматривают лишь как исследовательский или
диагностический инструмент, а не как действенное оружие в борьбе с заболеваниями, в том числе и с
хроническими [10]. Неудивительно, поэтому, что число учащихся (включая школьников и студен-
тов), отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, достигло в России
1,3 млн, что требует дополнительно 40 млрд руб. на их реабилитацию.
Здоровье человека, по меньшей мере, определяется тремя группами факторов – генетическими;
экологическими (включая питание, психический макро и микроклимат и т.п.) и, наконец, образом
жизни. Коррекция генотипа – дело далекого будущего; к улучшению экологии стремится каждый
индивид, но, увы, этот фактор во многом зависит от социальных и материальных условий и, как
правило, ими детерминирован, а не желанием индивида. Следовательно, реальным направлением в
поддержании и укреплении здоровья населения является организация здорового образа жизни, где
ведущая роль отводится физической культуре – оптимизации психического и физического состоя-
ния с помощью двигательной деятельности.
Дефицит или переизбыток двигательной активности негативно сказывается «…на развертыва-
нии всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма челове-
ка» [5]. Результаты научных исследований и практика здравоохранения свидетельствуют, что фи-
зическая активность человека является одним из главных факторов сохранения и укрепления здоровья
людей, в том числе и тех, кто имеет те или иные отклонения в функциях сердечно-сосудистой системы.
Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние
дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной
клетки, динамометрии. «Главная причина сердечно-сосудистых заболеваний – низкая физическая
активность. Родители до 10-12 лет должны привить ребенку тягу к движению, спорту. В процессе
движений вырабатываются выносливость и координация, что очень значимо для работы сердца.
Если человека не приучить к этому в детстве, то во взрослой жизни заставить его следить за собой
и за своим здоровьем практически невозможно» [2].
Недостаток движений и силовых проявлений в повседневной жизни негативно сказывается на
всех системах жизнеобеспечения организма, на что обращают особое внимание специалисты, в
том числе и такие авторитеты в области здравоохранения, как всемирно известные кардиологи М.
Добейки и Е. Чазов [4, 13]. По расчетам академика А.И. Берга, за последние 100 лет доля физиче-
ского труда человека снизилась с 95% до 5-6% Именно поэтому проблема оздоровительной физи-
ческой культуры приобретает в наши дни исключительную практическую значимость. Ведь занятия
оздоровительной физической культурой и массовым спортом – это путь к искусственному увеличению
физической активности человека для удовлетворения его естественных потребностей в движениях. По-
требность эта запрограммирована природой [9].
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным
средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных за-
болеваний (сердечнососудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и
т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.). Мировой опыт показы-
вает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в ком-
плексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового мо-
рально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом. Причем, как отмечают
американские специалисты, использование физической активности и спорта в целях предупреж-
дения заболеваемости требует незначительных дополнительных затрат государства. В то же время
потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 25-30
млрд. долл. в год. А канадские эксперты считают, что прямые и косвенные расходы на лечение
заболеваний, связанных с физической пассивностью канадцев, составляют примерно 2,5 млрд
долл. в год.
Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело
к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и об-
щества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении
здоровья населения.
ÏîëåñÃÓ
19
Неслучайно поэтому в мире все более популярной идеологией становится идеология здорового
образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает осознанное и регулярное использование
средств физической культуры в качестве рекреационных и корректирующих мероприятий.
Особое внимание следует уделять двигательному режиму детей. Если ребенок имеет дефицит
активной двигательной деятельности (менее 5-6 часов в неделю), он не сможет развиваться нор-
мально. Сразу хочу оговориться, что школьная физическая культура не может в полной мере ре-
шить проблемы дефицита двигательной активности детей. По нашим данным [7] более половины
детей и родителей неудовлетворенны ни качеством, ни результатами школьной физической куль-
туры. При этом 85% родителей выразили готовность оплачивать дополнительные занятия при со-
блюдении двух условий:
а) чтобы ребенку было интересно заниматься;
б) чтобы был заметен положительный результат от этих занятий (укрепление здоровья, повы-
шение самооценки и т.п.).
Сейчас разрабатываются программы создания учебно-спортивных комплексов, объединяющих
общеобразовательные школы и спортивные школы и клубы, с тем, чтобы дети имели возможность
заниматься, сообразуясь с собственными интересами в течение всей недели.
Система адекватных упражнений помогает выработать сопротивляемость организма болезням,
снимает стресс, замедляет процесс старения, высвобождает резервы организма и повышает функ-
циональные возможности иммунной системы.
Среди болезней, которые сокращают нашу жизнь, наиболее опасны заболевания cердечно-
сосудистой системы. Даже злокачественные опухоли для человека менее опасны, чем болезни ор-
ганов кровообращения. Ликвидация рака, по расчетам демографов, приведет к увеличению про-
должительности жизни человечества в среднем всего на 2-3 года, в то время как ликвидация сер-
дечно-сосудистых заболеваний – самое меньше на 4-5 лет.
Снижение функциональных возможностей ССС – это естественная приспособительная реакция
организма, в основе которой лежит адаптация к пониженной двигательной активности (гипокине-
зия). Снижается динамика обменных процессов, что в свою очередь ведет к увеличению жирового
компонента массы тела, отложению холестерина на стенках артериальных сосудов, уменьшению
глубины дыхания и увеличению частоты сердечных сокращений и дыхания, и их дискоординации.
Происходит засорение сосудистой системы, сужение приспособительных возможностей организ-
ма к разнообразным жизненным обстоятельствам, накопление нервного напряжения в силу замед-
ленного процесса нейтрализации так называемого гормона страха и агрессии адреналина, и другие
нарушения жизнедеятельности организма, ведущие к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для достижения оздоровительного эффекта необходимо соблюсти следующие условия выпол-
нения упражнения:
• участие в работе больших мышечных групп;
• ритмический характер мышечной деятельности;
• энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов.
Следовательно, в оздоровительных целях следует использовать циклические упражнения
аэробного характера.
В настоящее время неоспоримым является тот факт, что противостоять или дать обратный ход
нежелательным изменениям в организме можно с помощью физических упражнений, связанных с
проявлением выносливости. Это всякие упражнения циклического характера, выполняемые пре-
имущественно в равномерном темпе, позволяющие легко дозировать нагрузку, вовлекающие в
работу практически все двигательные звенья и органы человека. Но упражнения принесут поло-
жительный эффект только в том случае, если они будут использоваться в соответствии с правила-
ми, принятыми в практике и теории физического воспитания
Сам процесс занятий физическими упражнениями, общение в процессе занятий и соревнова-
ний, положительная динамика уровня подготовленности и состояния занимающихся ведет к по-
вышению самооценки индивида.
В повседневной жизни населения недостаточно реализуются оздоровительный и культуроло-
гический потенциал физической культуры. Население все еще не осознает важности и безальтер-
нативности оптимального двигательного режима в деле укрепления функциональных и регули-
рующих систем организма. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокра-
щению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и
т.п.). В процессе физкультурной деятельности протекает непрерывный процесс формирования
ÏîëåñÃÓ
20
собственного «я» по укреплению здоровья, повышению самооценки и чувства самодостаточности.
Реализуется процесс самопознания.
Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности
является пропаганда здорового образа жизни как на индивидуальном уровне, так и с использова-
нием средств масс медиа [16].Однако в России слабая информация и неэффективная пропаганда
физической культуры [3]. В то время как 70% американцев осведомлены о пользе занятий физиче-
скими упражнениями и 65% из них имеют информацию о новых видах физической культуры [17].
В заявлении председателя всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) H.Benaziza [15] от-
мечается, что занятия физической культурой для всех детей должны рассматриваться как необхо-
димые инвестиции в будущее общества. Занятия физической культурой оказывают положительное
влияние на психическое развитие детей, способствуют социологизации личности, снижают пока-
затели вредных привычек у молодежи. К сожалению «У нас нет политики воспитания. Если за
границей – культ семьи и здоровья, то у нас – разброд и шатание. И в результате сейчас уровень
здоровья наших школьников – как во время войны и после революции» [12].
В настоящее время апробированы методики и сформирована концепция профилактики и лече-
ния наркомании средствами физической культуры, основная идея которой заключается в разра-
ботке технологий первичной профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи [6].
Ведь ничем не занятых детей быстро захватывает «улица», последствия данного процесса катаст-
рофичны для России.
Несомненно, положительное влияние физических упражнений на нервную систему. Импуль-
сы, идущие от работающих органов, тонизируют подкорковые области мозга, подзаряжая его. Та-
кая систематическая подзарядка района мозга, ведающего настроением человека, особенно когда
ему за 40 лет и у него начинает развиваться склероз сосудов основания мозга, весьма важна для
сохранения хорошего настроения и повышения эмоционального фона. Преодолевая трудности,
которые благоприятно влияют на организм, человек создает вокруг себя атмосферу морального
спокойствия. Отмечается множество положительных изменений эмоционального характера. В це-
лом значительно улучшается сон, появляется ощущение внутреннего благополучия, уменьшается
нервное напряжение, снимается депрессия. В основе данного феномена лежат биохимические и
физиологические процессы. Повышение возбудимости, нервное напряжение, стрессовые ситуации
характеризуются увеличением выделения гормона адреналина и более высокой (в зависимости от
силы раздражителя) его концентрации в крови. Физические упражнения глобального воздействия
на организм значительно увеличивают скорость обмена веществ, нейтрализуя эффект повышенной
секреции адреналина. Они являются естественным фактором, нейтрализующим излишки гормонов
и помогающим организму вернуться к состоянию гармонии. Более того, у тех людей, для кого
систематические занятия стали составной частью их повседневной жизни, вошли в привычку, в их
процессе возникает ощущение счастья и даже эйфории. Такое ощущение может продолжаться до-
вольно длительное время - до наступления утомления. Это связано с выделением гормонов, назы-
ваемых эндерфинами (морфоподобные вещества). Английские ученые обнаружили в крови бегу-
нов новый гормон – неонорэпинефирин, который они назвали «гормоном настроения». На этом
основании они считают целесообразным предписывать бег при депрессивных состояниях.
Психорегулирующее действие физических упражнений положительно сказывается и на балансе
липопротеидов высокой («хороших») и низкой («плохих») плотности. Установлено [1], что пуско-
вым механизмом в гиперпродукции холестерина являются неврозы и стрессы. Ведущая роль в от-
ложении холестерина принадлежит эндогенным факторам, а не экзогенным или пищевому гипер-
холестерозу.
Регулярные занятия физическими упражнениями приводят к положительным изменениям в
иммунной системе организма. Отмечается увеличение белых кровяных телец и лимфоцитов, кото-
рые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Увеличивается диапазон
адаптивных возможностей организма, стабилизируются белковый, углеводный и жировой обмены
[8].
Человек рожден для активной физической деятельности. Без нее радость жизни не может быть
полной. Не ждите ни от кого приглашения, изменения условий или прихода вдохновения, прояв-
ляйте инициативу сами. Если есть необходимость, ищите себе спутника, но начинайте двигаться.
Широкая аргументация пользы дозированных физических нагрузок базируется на многочислен-
ных эмпирических фактах и не менее многочисленных результатах научных исследований.
В основе тренирующего воздействия физической работы лежат адаптационные возможности
организма, которые необходимо стимулировать регулярными раздражителями. При частоте заня-
ÏîëåñÃÓ
21
тий реже двух раз в неделю ожидать адаптационных перестроек в организме вообще не стоит.
Тренировка один раз в неделю приносят больше вреда, чем пользы. Занятия должны быть регу-
лярными. Только в этом случае они способны поддерживать необходимые изменения в организме.
Состояние здоровья российских детей и молодежи, его тенденцию нельзя признать удовлетво-
рительными.
Данная проблема не столько медицинская, сколько социальная и педагогическая.
В основу решения данной проблемы должны быть заложена идея реализации профилактиче-
ских мероприятий и формирования здорового стиля жизни, формирования у населения культуры
физической, особенно у детей и подростков.
Реализацию данной идеи следует связывать:
а) с расширением и улучшением материальной базы дополнительных образовательных учреж-
дений, таких как спортивные секции, кружки по интересам, летние лагеря и т.п.
б) с улучшением просветительной работы среди детей и родителей с целью формирования здо-
рового стиля жизни. С активным включением в этот процесс педагогических работников, СМИ.
С отходом в просветительной работе от запретительной концепции «Нет» (нельзя делать того,
другого и т.п.) и реализацией концепции «Да» (предлагать различные виды занятий детей и подро-
стков, которые были бы им интересны и полезны).
в) с повышением социальной активности педагогического сообщества с целью влияния на со-
держание информации в СМИ, особенно на телевидении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арасланов, Ш. Питание бегунов и холестерин крови / Ш. Арасланов // Легкая атлетика. – 1994. – № 3.
– С.20 – 21.
2. Бокерия, Лео. «Спите, ешьте и пейте!»/Лео Бокерия// Аргументы и факты. – 2009. – №8. – С.3
3. Гуськов, С.И., Дегтярева Е.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени/С.И.
Гуськов, Е.И. Дегтярева //Теория и практика физ. культуры. – 1998. – № 2. – С.56 – 58.
4. Дебейки, М. Сердце спасут книги, овощи и работа. А не коньяк!/М. Дебейки //АиФ. – 2005 . –№17.
5. Евсеев, С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и пер-
спективы /С.П. Евсеев – СПб.: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1999. – С. 12 .
6. Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической
культуры и спорта.//Адаптивная физическая культура. – 2002. – №3. – С.2 – 8.
7. Костюченко, В.Ф., 2002 Физическая культура глазами школьников Психолого-педагогические иссле-
дования в современной вузовской науке/ В.Ф. Костюченко: Матер. годичной сессии БПА.-СПб.: БПА, 2002.
– С.38 – 40.
8. Макарова, Г.А. Врачебно-педагогическое обеспечение оздоровительных форм физической культу-
ры/Г.А.Макарова, С.А.Локтев, Г.Д. Алексанянц. – Краснодар: Советская Кубань. 1992. – 141с.
9. Пасечник, Л.В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья
/Л.В.Пасечник //Теория и практика физической культуры. – 2007. – №11. – С.68 – 70.
10. Рогозкин, В.А. Европейский колледж спортивных наук развивает активность (Заметки с 8-го научного кон-
гресса) / В.А. Рогозкин // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 12. – С.57 – 59.
11. Рожков, П.А. Развитие физической культуры и спорта – приоритетное направление социальной поли-
тики государства / П.А. Рожков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №1.
12. Рошаль, Л. Рубль не должен идти впереди человека/Л.Рошаль// АиФ. – 2007. – №39. – С.3
13. Чазов, Е. Время стрессов и страстей/Е.Чазов// Вестник ЗОЖ. – 2005. – №8.
14. Юрьев, А. Бумеранг/А.Юрьев// АиФ – Петербург. – №34, 2005. – С.6
15. Моченов, В.П. Всемирный саммит по физической культуре / В.П. Моченов, И.В. Уголькова // Физи-
ческая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – №1. – С.56 – 63.
16. http://w.w.w.medialaw.ru/british/oftel12. htm
17. Women,s Sports and Aitness,1994. – №11. – р.17.

Комментариев нет:

Отправить комментарий