9 ноября 2018 г.

Вот такая моя последняя (на сегодня) статья была на 7-й ( по количеству участия меня) конференции в Харькове в 2012 году. Состояние дел ВАЛЕЛОГИИ - науки о Здоровье уже в то время было неважным...


Степанов А.П.
Латвия,  Даугавпилс
Особенности  валеологического образования  в некоторых регионах России и Ближнем  Зарубежье

Валеология теснейшим образом связана с педагогическим процессом передачи специальных знаний и умений. Валеолог – это всегда педагог. Он учит людей поддерживать, улучшать и сохранять хорошее здоровье с минимальным участием медицины.
Какова наиболее эффективная система  валеологического образования (ВО) в России и Ближнем Зарубежье?
Несомненно, созданная на государственной основе, как например, школьное образование. Такая система  должна была  существовать в России уже  с 2000 года. Основоположником несостоявшейся валеологической образовательной системы в России лично я считаю Кураева Георгия Аствацатуровича, члена-корреспондента АПН России, профессора, доктора биологических наук, директора УНИИ валеологии Ростовского государственного университета, к сожалению, уже покинувшего наш мир 17 сентября 2004 года. Он предлагал стройную систему данного образования, которую в начале века уничтожили «тёмные силы» во главе с дьяконом Андреем Кураевым . Частично  подобную систему усилиями профессоров Г.Л Апанасенко и М.С.Гончаренко, С.В. Страшко и др. в какой-то степени,  удалось реализовать в Украине.
На мой взгляд, было бы гармонично реализовать проект государственного валеологического образования (ВО) в четырёхступенчатой системе:
1.      Начальное валеологическое просвещение: детские сады и начальная школа.    2.Среднее валеологическое  просвещение: средняя школа, техникумы, лицеи, гимназии
3.Высшее валеологическое образование и просвещение: ВУЗы, высшие колледжи.
4.Научное валеологическое образование: учёная степень доктора валеологии.

В 2001 году в России уже была готова программа подготовки врачей-валеологов, которые тоже могли бы внести свой вклад в валеологическое просвещение пациентов и здоровых людей. В Украине уже давно, усилиями профессора Г.Л.Апанасенко, существует санология (медицинская валеология) – подробнее- ниже.
 Естественно, данная система ВО должна программироваться и утверждаться в самых высоких органах государственной власти: в Государственной Думе и Министерстве здравоохранения и образования. Несомненно, что для реализации ВО в ареале возрастных групп населения страны (25-100 лет) необходима подготовка и консультантов – валеологов с высшим и средним специальным образованием.
Для выяснения истинного положения дел, уровня и иерархии организации ВО  в России, Украине, Польше и Латвии мной была предпринята попытка проанализировать и обобщить опыт работы в данном аспекте путём изучения некоторых источников и опроса некоторых ведущих валеологов .


Россия
Кемеровская область.
Кемеровская область является одним из лидеров ( наравне с Санкт-Петербургом и Ростовом на Дону) в аспекте ВО школьников и студентов. Вообще, вся валеологическо - образовательная  деятельность в  Кемеровской области замыкается только на системе образования, не затрагивая ВО населения среднего и старшего возраста.
   Ввиду того, что в реестре системы образования отсутствует такая специальность, как педагог-валеолог, усилиями педагогов энтузиастов высшей школы под руководством профессора Казина Эдуарда Михайловича за прошедшие 20 лет проделана огромная работа для реализации ВО в данных тяжёлых условиях отсутствия юридической и правовой базы.
   Вот что любезно рассказала доцент Кемеровского университета  Н.Г Блинова: «В области у нас следующая иерархия: при департаменте образования области существует Областной психолого-валеологический центр. Он подчиняется начальнику департамента. В центре 3 отдела: валеологический, психологический и научно-методический. Функции соответствуют названию. Областному центру подчиняются городские, районные и школьные.
В центрах работают физиологи, психофизиологи, психологи, педагоги, социологи, медицинские работники. Функции: научно-методическая работа у высших структур, обучение специалистов, повышение квалификации педагогов в вопросах здоровьесбережения, оценка здоровья учащихся, консультации, коррекция и реабилитация. Набор зависит от направленности и специалистов центров. В институте повышения квалификации учителей проводятся курсы повышения, переподготовка, в университете и пединституте. Обучение студентов проводится в рамках стандарта образования проблемам здоровья, здоровьесберегающим технологиям, здоровому образу жизни за счёт вариативных часов и дисциплин специализации. В некоторых школах идёт обучение и воспитание учащихся на классных часах, факультативах, часов ОБЖ (Основа Безопасности Жизнедеятельности)  и  внеучебных мероприятиях. Есть система олимпиад областных по валеологии для школьников, конкурсов по здоровьесбережению для учителей и специалистов центров. При городах и областном департаменте работают межведомственные координационные Советы, в которые входят представители образования, медицины и др. Обсуждаются и решаются проблемы здоровья учащихся и учителей, пути их решения. Это основное.
1. Подчинение идёт по возрастающей.  3 отдела (валеологический,  психологический и научно-методический)  могут быть только в областном и городских. В районном не везде, зависит от денег и штатов, которые формируют Администрации города.
В школьных только специалисты и научно-методическая деятельность там представлена в меньшей степени.
2. Валеолог-педагог как термин употребляется, но в штатах школы такого специалиста нет. Поэтому чаще  применяют название специалиста педагог -специалист по здоровьесбережению. Но опять же, это не должность.
3. Повышение квалификации проходит по специальностям: биолог, математик и т.д. Здоровьесбережение  идёт отдельным курсом в рамках этих программ. Но мы проводим обучающие семинары на разных уровнях и тогда выдаётся сертификат о повышении квалификации по какому-то направлению, например - здоровое питание и др. Не менее 72 час.
4.Вузы специалистов валеологов или по здоровью не готовят, т.к. нет этого в стандарте образования и такой специальности тоже. Министерство не решает этот вопрос.
Обучение специалистов -Центров здоровья, опять же в рамках повышения квалификации и семинаров. Высшие структуры - я имела в виду областной и городской уровни Центров здоровья.
5.Студентов готовим по специальностям: биолог, эколог, учитель физкультуры. То есть -  как и было. Только изменились дисциплины специализации.  Других не можем - нет в перечне специальностей.
Подобная работа ведётся с учителями, родителями.
К сожалению юридически, в правовом поле всё держится на решениях коллегии департамента образования, инструктивных и рекомендательных письмах. Министерство и правительство ограничивается разговорами о здоровье детей, а нужных решений не принимает.
   В  других областях тоже делают много, но по другому. Например в Новосибирской, Барнаульской тоже есть Центры, но отдельные и нет инфраструктуры. Зато в Новосибирском педагогическом университете готовят валеологов, но куда их направлять? Таких специальностей официально нет.
Про старший возраст - занимаемся здоровьем учителей. Другие категории - нет, т.к. мы работаем только в системе образования. Всё остальное - это нужно на уровне государства.

Наш регион действительно самый продвинутый в плане практической работы.»

Санкт-Петербург
Информацию любезно предоставила доцент Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования  М.Г.Колесникова
«Мы в СПб пошли по пути создания служб здоровья. В рамках городского эксперимента в 2005-2008 г. разработали методическое обеспечение этих служб, сейчас они весьма активно внедряются в городе. Подготовка школьных команд идет в нашей Академии как повышение квалификации специалистов по образовательной программе"Служба здоровья ОУ" (126 часов). Последнее время мы работаем с районами города: создаем опорные школы, которые, в свою очередь, работают с другими школами района. По плану мероприятий, который утвержден в Правительстве СПб, в 2012 году службы должны быть во всех школах города. Мы пришли к выводу, что служба, имеющая административный ресурс, предпочтительнее наличия в школе одного или даже нескольких специалистов-валеологов.  Предлагаю Вам заглянуть на сайт "Служба здоровья в ОУ"  http://szou.webmerit.ru, там размещены некоторые методические материалы этого проекта.»
 А.Степанов:
Я посмотрел этот презентационный материал: в валеологических программах задействовано 79 ОУ (образовательных учреждений). А всего в СПб школ -705 (данные интернет –ресурса: www.petergid.ru). Следовательно, охвачено  11,2% школ. Вот зримый результат валеологического энтузиазма без государственной основы. Я уже не думаю о валеологии в десятках тысяч школ малых городов и сёл России. Честь и хвала педагогам-энтузиастам Санкт-Петербурга, которые хотят в 2012 году осуществить невероятное: распространить валеологические службы на все 705 школ!
Продолжение информации  М.Г.Колесниковой:
«…Обучение здоровью - одна из составляющих деятельности службы здоровья. У нас сохранилась переподготовка по образовательной программе "Педагогика здоровья" (600 часов), выпускники получают диплом по этой специальности.  Но таким путем много специалистов не подготовишь. Поэтому мы занимаемся повышением квалификации педагогов близких специальностей - учителей биологии, ОБЖ, физкультуры и т.п.  Есть несколько образовательных программ, посвященных только здоровью: "Здоровая школа" (краткосрочные курсы 72 часа и по накопительной системе 192 часа), "Здоровый учитель - здоровый и успешный ученик" (72 часа), "Здоровьесозидающее образование школьника" (126 часов), "Здоровьесозидающая деятельность педагога" (36 часов) и т.п. Кроме того, соответствующий модуль есть во всех курсах повышения квалификации учителей ОБЖ, физкультуры, управленцев, учителей начальных классов и т.п.»
В Санкт-Петербургском российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена  : « …на факультете безопасности жизнедеятельности была разработана концепция преподавания медико-валеологических дисциплин до бакалавриата – основ валеологии в соответствии с государственным образовательным стандартом первого поколения.» Студенты на 1 курсе изучают анатомию, физиологию и гигиену. На следующих курсах: основы здорового образа жизни, валеологию, основы медицинских знаний, включающие вопросы профилактики заболеваний и первой медпомощи при болезнях внутренних органов и травмах; а так же медицину катастроф [7].
С 2005 года «Валеология» входит в Государственный образовательный стандарт при подготовке специалистов сферы туризма, в частности в Государственном институте экономики, финансов, права и технологий (г.Гатчина)  курс валеологии рассчитан на 52 часа лекционно -семинарской и практической работы в очной и заочной формах обучения.[11]
Нижний Новгород
В Нижнегородской государственной медицинской академии «…В формировании установки на здоровый образ жизни участвуют практически все кафедры на протяжении обучения, но основой по формированию здорового образа жизни  является обучение через образовательный предмет – медицинская валеология. Занятия проводятся на 2 курсе со студентами всех факультетов. В время занятий (36 часов практических и семинарских занятий) проводится обучение способам сохранения, совершенствования, коррекции и укрепления индивидуального здоровья [1].   ( Маловато часов обучения Здоровью! А.С.)
В Нижнем Новгороде  ввели новый предмет «Уроки культуры здоровья» в которых используют  литературу предупреждающего характера (литература валеологической направленности), что на фоне отсутствия «государственной валеологии»  может помочь школьникам оценить великую пагубность негативных дейторов (курения и алкоголя) Здоровья: «В 2006 году Педагогическое общество России, при участии Российской Академии Образования и Международной Академии трезвости, выпустило в свет учебное пособие для ученика, учителя и родителя, состоящее из 4- х книг (третье издание), которое содержит разработки различных вариантов уроков «Культуры здоровья» в 7-11 классах.» [9]
В Воронежском государственном педагогическом университете предмет «Валеология» преподаётся  в реестре дополнительного образования. [11]
Москва
В столице существует сеть «школ здоровья», но с уклоном медицинского обеспечения здоровья школьников с некоторыми элементами  валеологического образования: « С получением статуса «Школа здоровья» в 2006 году наша школа является  видом образовательного учреждения, ориентированного на обучение и воспитание детей с учётом их индивидуального здоровья, решающего одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, а так же проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество. …Наш Центр содействия укреплению здоровья обучающихся является разновидностью школьной медико-психиолого-педагогической службы. В нём работают: 2 педагога-психолога, учитель-дефектолог, специалист по медико-социальной работе, специалист адаптивной физкультуры, 3 инструктора ЛФК, врач-реабилитолог и медсестра.  …Главная задача специалистов  - создание условий для сохранения здоровья (безопасная среда) и повышение его уровня средствами образовательного процесса (организация учебно-воспитательного процесса, нацеленного на формирование культуры здоровья)»[5].
  Украина
 Информацию любезно предоставил профессор  Г.Л. Апанасенко
   «В Украине в 1991 г. моими усилиями утверждена специальность "врач-санолог (валеолог).  В Киеве в 1992 г. при Национальной медицинской академии им. П.Л. Шупика открыта первая в мире кафедра медицинской  валеологии (санологии). Проводится первичная специализация и последипломная подготовка врачей. Киевским горздравом подписан приказ об измерении уровня здоровья всем пациентам (с рекомендациями). Сейчас создаётся санологическая служба по всей стране. С 1997 г. в Харькове при Ун-те им. В.Н. Каразина - открыта кафедра валеологии, она готовит преподавателей-валеологов для работы в школах и вузах.
Во всех медицинских ВУЗах Украины при кафедрах здоровья (физвоспитания) читается маленький курс валеологии (ознакомительный) .
 За 20 лет специализацию по валеологии (санологии) прошли около 1500 врачей, которые работают в центрах здоровья и поликлиниках. Статистику смотрите на моём сайте apanasenko.at.ua/. Функции санологической службы - первичная и вторичная профилактика.»
Наиболее квалифицированно  наука Здоровья человека развивается  в Украине в Харькове, в Харьковском Национальном Университете им. В.Н. Каразина. Там есть кафедра валеологии под руководством профессора М.С. Гончаренко.  Ей удалось за 10 лет создать дружный коллектив валеологов во главе которого она добилась радикального перелома отношения Министерства образования к науке «Валеология». Специальность « Педагог-валеолог» была внесена в реестр специальностей специального среднего и высшего образования.
«В настоящее время в ХНУ им. В.Н.Каразина на кафедре валеологии философского факультета осуществляется специализация и повышение квалификации учителей «Здоровье человека» через:
1.      Предоставление второго высшего образования (педагог-валеолог).
2.      Курсы повышение квалификации (в том числе и на базе школ).
3.      Проведение мастер-классов, тренингов и круглых столов по новым валеотехнологиям.
4.      Подготовка педагогов-валеологов по 2-х ступенчатой системе: бакалавриата и магистратуры.
5.      Открытие аспирантуры» [3].

Валеологические программы успешно реализуются во многих вузах Украины, например, в Таврическом национальном университете им. В.И Вернадского в Симферополе и далее:

В Бердянском государственном педагогическом университете разработан и введен в подготовительный план подготовительный модуль: «Современные технологии основ здоровья в начальной школе» в объёме 32 аудиторных часа и 40 часов самостоятельной работы на индивидуальных занятиях.[2]

Очень серьёзная и валеологически (теоретико-практическая) объёмная программа разработана и внедрена в Национальном педагогическом университете им. М.П. Драгоманова ( Киев) с итоговым бакалаврским уровнем, с 8640 часами лекций и практических занятий  на протяжении 4-х лет обучения, с направлением подготовки 6.010203 «Здоровья людини».[14]

В Харьковском национальном педагогическом университете  им.С.Г.Сковороды успешно реализуется все реальные пути, которые имеют отношение к задачам высшей школы, упомянутые в концепции государственной программы «Репродуктивное здоровье нации на 2006-2015 годы. На практических и лабораторных занятиях: «Медико-биологические и психолого-педагогические основы валеологии», «Основы гигиены» ,» Валеотехнологии»,  и «Валеологенетика» и др., студенты активно осваивают навыки и знания педагога-валеолога. [15]

Латвия
Информацию любезно предоставила  доктор медицины З.В. Касванде, директор Центра  Dr. med. Z. Kasvandes veselības un
medicīniskās rehabilitācijas izglītības centrs "VRIC"
«Что касается валеологии. Термин в Латвии не популярен ,так как подготовка специалистов этого плана (не придираясь к терминологии) готовят на факультете реабилитации , где выпускают за 4 года физиотерапевтов-бакалавров, они со временем становятся магистрами и докторами физиотерапии (не путать с физикальной медициной!) Этот же курс читается в педагогических и спортивных вузах прикрытый другими словами. Идет большое количество европроектов как повышение квалификации. Только что я провела такой проект для педагогов дошкольных учреждений , младших классов и учителей спорта. И в данный момент у меня 5 программ утвержденных министерством образования (36 часов), которые являются "валеологическими". Есть много разных направлений, и в мед. университете тоже . Но специальности ВАЛЕОЛОГ в Европе нет в регистре специальностей.  Кроме того ведь валеология это не только двигательная адекватная активность, но и масса других составляющих ...»
В личной беседе профессор более подробно изложила свой взгляд на проблему лечения и оздоровления и реабилитациинаселения через призму тонкостей лечебной гимнастики, в основном, в детском возрасте,  и в  спортивной медицине.
Дополнительную информацию любезно предоставила заведующая кафедрой Анатомии и физиологии Даугавпилсского Университета Ирена Куницка, бывший региональный координатор Aгенства Общественного Здоровья.
В 1993 году по приглашению Европейского Совета и Всемирной Организации Здравоохранения Латвия включилась в Европейскую сеть Школ, Способствующих Здоровью (англ. Health Promoting Schools). Министерством образования национальным координатором был назначен профессор Латвийского Университета Игорь Пушкарев (лат. Igors Puškarevs). Вначале проекта в нем принимало участие 10 школ. Так как к 2000 году количество этих школ выросло до 170, были созданы четыре региональные центры, координирующие обучение учителей по специальным программам, обмен опытом, проведение  школьных и внешкольных  мероприятий с тематикой здоровья. В этих школах  предмет «Обучение здоровью» в обязательном порядке изучали с 5-ого по 9-ый  класс. Исследование проведенное в 2000 году показало положительные изменения в знаниях, взглядах, отношении к своему здоровью и поведенческих привычках учеников этих школ. К 2010 году планировалось внедрить опыт Школ Спосовствующих Здоровью в систему общего образования, таким образом обеспечив возможность во всех школах получить валеологические знания и приобрести навыки, как сохранять здоровье, оценивать факторы риска и избегать их, справляться со сложными ситуациями, создавать и сохранять отношения. В настоящее время заинтересованность  Министерства образования  в поддержке  сети Школ Спосовствующих Здоровью значительно ослабела, в результате чего активность школ уменьшается. Даже в этих школах здоровье изучают только в 5-ом и 8-ом классах согласно единому учебному плану.  
Министерством образования предмет «Обучение здоровью» (лат. Veselības mācība) был включен  в программу основной школы в 5-ом классе с 1995 по 2006 год и в 8-ом классе с 2001 по 2006 год. Кроме того «Обучение здоровью» можно было изучать как факультативный предмет по выбору во всех классах основной и средней школы, чем многие воспользовались (в каком смысле? А.С.).
В течении трех последующих лет был апробирован и внедрен с 1-ого по 9-ый класс предмет «Социальные знания» который включает Обучение здоровью, Этику, Гражданские знания и Основы экономики. Некоторые  валеологические знания представлены только в 3-ем классе (9 часов), в 5-ом классе (58 часов), в 7-ом классе (12 часов) и в 8-ом классе (13 часов) и в 9-ом классе (12 часов).
В 10-12 классах общеобразовательной школы предмет «Обучение здоровью» можно изучать как предмет по выбору в обьеме 35 часов, но этим воспользовались только 18.4% старшекласников в 2010/11 учебном году.
Учителей здоровья в Латвии готовили по 600-часовой программе (учителя биологии, спорта, начальной школы получали вторую специальность) в 3-х местах Латвии: в Даугавпилсском Университете (директор программы И.Куницка, 1994-2004), в Латвийском Университете в Риге и в Академии спорта (тогда ещё – Институте физкультуры) тоже в Риге. В настоящее время программы «Учитель социальных знаний» предлагают пять ВУЗов Латвии.
В технических  вузах подобных программ не было вовсе (кроме Дугавпилсского филиала Рижского Технического Университета, где под свою личную ответственность, автор этой статьи, доцент А.Степанов (преподаватель спорта) в течение 17 лет читал студентам лекции, по 12 часов в каждой группе в год , с некоторыми первичными знаниями валеологической направленности) [13].  На уровне министерств  Здравоохранения и Образования, для населения, никаких валеологических образовательных программ нет.
 На уровне министерства Здравоохранения в больших городах в 1995 году были образованы Центры Обеспечения Здоровья, которые проводили  разовые просветительные мероприятия: «День Здоровья», «Здоровье матери и ребёнка», «Здоровье сердца» и др., а так же семинары для учителей биологии. Проводился мониторинг здоровья школьников и населения , как акции в городах. Но опять часто менялись и названия и структуры : в 2002 году это были координаторы по обеспечению здоровью в регионах: (И. Куницкая курировала 3 города региона), а потом, до 2009 года они работали под названием « Агенство по способствованию здоровью».
В настоящее время, после всемирного и европейского экономического кризиса и падения экономики Латвии, после 20 лет независимости  Латвии и чехарды правительств и малокомпетентных министров Здравоохранения,  валеологическая деятельность среди населения  в настоящее время осуществляется только как сведения  по профилактике  болезней среди малоимущих и инвалидов (с 1 января 2012 года), которые даёт вторая дополнительная медсестра (европроект и евроденьги) при семейных врачах и то, только по её заявке на увеличение бюджетирования для этой второй медсестры. Она проходит обучение в Риге по 80-часовой программе.
Национальная служба здоровья собирает информацию о больных и при улучшении состояния  пациентов семейные врачи могут быть поощрены за качество работы премией до 1000 долларов.
Вот типичная благотворительно-оздоровительная акция, которую проводят некоторые быстро организованные (под проект) некие группы представителей  (www.grani.lv  ,автор Л.Вессель) .
«Сегодня, 17 февраля, в Даугавпилс приехали представители проекта «Nike Riga Run», который реализуется при поддержке «Swedbank». Цель проекта – познакомить как можно большее количество школьников с основами правильного питания и системой тренировок, способствуя таким образом популяризации здорового образа жизни среди молодежи.
Проект предусматривает посещение 30 школ в 14 городах Латвии (это при 830 средних общеобразовательных школах в Латвии в настоящее время: http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia А.С.). В Даугавпилсе рижане проведут занятия в 3 и 6 средних школах.
Как рассказала «Граням» заместитель директора 6 средней школы Валия Сална, представители проекта вначале расскажут ученикам 7-12 классов о здоровом питании, и главным рассказчиком будет шеф-повар RIMI Нормунд Барановский. Затем ребят научат правильно разминаться перед спортивными занятиями, а далее будет командные эстафеты с призами и развлечениями для болельщиков. Организаторы мероприятия обещают, что без призов никто не останется. Ведущим соревнований станет спортивный журналист Эдгар Барбакс. Рижские гости также привезли в Даугавпилс книгу о правильном питании и спортивных занятиях, которую сегодня передадут в Управление спорта. Управление спорта затем распространит ее в городских школах. (1 книгу на школу? А.С.)
Стоит отметить, что проект «Nike Riga Run» предусматривает проведение различных спортивных соревнований, доходы от которых полностью уходят на благотворительные цели – оказание помощи детям, имеющим проблемы с передвижением. В 2010 году «Nike Riga Run» собрал 5540 латов и помог 8 малышам, а в 2011 году – 14383 лата, которые помогли улучшить здоровье 14 детям.»

Как вы думаете, много ли останется полезного для Здоровья в сознании школьников после таких кратких акций?

Это проекты, при реализации которых, отрабатываются европейские деньги. Особое внимание Европа уделяет детям и взрослым, которые имеют проблемы: инвалиды и малоимущие, совершенно игнорируя остальное население. А ведь легче предупредить, чем лечить! Именно в  этом  и есть главная цель науки Валеологии!

Беларусь
С  2008 года в Беларуси перестали существовать кафедры валеологии. В  августе 2008-го при попытке устройства на работу в государственный педагогический институт в Минске я стал свидетелем этого прискорбного факта. На это пошло руководство Министерства образования, вероятно, для экономии средств.
Как подтвержение неблагоприятного развития событий в отношении валеологии в Беларуси сентенция валеологов из Бреста: « Валеолого-гигиеническое образование в вузах осуществлялось через изучение дисциплин «Основы валеологии и школьной гигиены», «Основы возрастной физиологии и школьной гигиены» студентами всех факультетов вузов Министерства образования РБ. В новых учебных планах данные дисциплины изъяты из перечня обязательных [3].
  И это последнее место валеологии в иерархии вузовских предметов характерно не только для Беларуси. В России та же картина…но не в Украине.  Декларируя на словах заботу о здоровье своих граждан, правительства этих стран сокращают подготовку специалистов именно категории Здоровья.
Некоторую информацию любезно предоставил  профессор  Р.Купчинов:
«В Беларуси системы валеологического образования нет. Только в Минском медицинском университете готовят врачей-валеологов. Три-четыре года в Белорусском педагогическом университете им. М.Танка, готовили валеологов-педагогов, сделали два выпуска и закрыли. Думаю, что информация верная, ее получил от бывшего зав. кафедрой валеологии БПУ, канд. мед. наук, доцента Борис Кирилловича Романова.»
А ведь как хорошо начиналась валеология в Беларуси в начале века:
В докторской диссертации Кунцевич З.С.(2001) [6] очень чётко определены такие понятия, как “Образ жизни», «Качество жизни», «Стиль жизни», «Валеологическая культура человека», «Валеологическая культура врача», «Компоненты здоровья», «Показатели здоровья», 3 состояния уровня здоровья, «Общественное валеологическое сознание». Приведены результаты самоанализа сформированности валеологических знаний  и умений, личностных качеств у врачей (n-132) лечебно-профилактических учреждений г. Витебска. Наилучшие знания показаны в вопросах « Рекомендации ЗОЖ» (средний балл-4.27), наихудшие- «Знания основ функционирования клеток, тканей, органов, и систем здорового организма» - (3.5).  И это очень показательно, т.к. врачи очень плохо знают здоровый организм. Помню, как удивилась доцент-рецензент моего учебного пособия для студентов, где я описал критерии здорового функционирования систем организма человека. (А.С.)
С содержанием этой диссертации очень полезно ознакомиться  специалистам –валеологам, чтобы предметно создавать учебные программы валеологического образования в медицинских вузах.
В Витебском государственном ордена Дружбы народов медицинском университете на курсах ФПК и ПК кафедры фармацевтической технологии читаются лекции по формированию Здорового образа жизни и профилактике заболеваний человека. [14]
Польша
Ещё в 2004 году Мартинковски Е.Т. и Климберг А. [10]  писали: «Хотя в Польше уже многие годы высказывались пожелания, чтобы делать всё больший упор на обучение профилактической медицине и продвижения здоровья, то действительность совершенно другая. Обучение профилактики осуществляется, прежде всего гигиеническими и эпидемическими учреждениями. Практически только в этих учреждениях существует преддипломное обучение в области продвижения здоровья и профилактики, в том числе безопасности и гигиены труда, а так же эргономики.» В старом учебнике писали что: «…можно ожидать, что в 2000 году доля профилактической медицины будет составлять 75%, а лечебной медицины 25%...»  И далее: «…к сожалению формирование системы здравоохранения в Польше не шло в направлении развития профилактики (и реабилитации). Совсем наоборот, достижения профилактической медицины часто были сведены на нет, в чём можно явно убедиться на примере школьной медицины (практически ликвидированной: в настоящее время её пытаются восстановить), а так же медицины труда, значительно ограниченной в действии.»
Чехия
В Чешской республике сохранение и укрепление здоровья проводятся согласно следующим предписаниям:
1.      Закону № 258/Сб., об охране общественного здоровья;
2.      Постановлению Правительства ЧР № 1046/2002, долгосрочная программа для улучшения здоровья населения.
В 1991 году в учебный план школы введён предмет «Воспитание для жизни в семье». В 1995 году образование и воспитание для здорового образа жизни стало в чешских школах вполне признанной областью образования в соответствии с законным определением Стандарта начального образования в 6-9 классах.
В пражском Карлове университете разрабатываются (только разрабатываются! А.С.) новые программы для подготовки учителей предмета «Здоровый стиль жизни», как дополнительная специальность для учителей 1-5 классов начальной школы.[8]
Выводы
Итак, подведём некоторые итоги.  
1.      Валеология – как наука, в аспекте практического её использования, ещё очень слабо использует свой колоссальный потенциал оздоровления населения (кроме Украины), ввиду отсутствия какой бы то ни было государственной поддержки.  Честь и хвала вышеуказанным подлинным энтузиастам и подвижникам нашей науки-падчерицы, которые в неблагоприятных условиях делают всё возможное для воспитания, образования и просвещения молодого поколения педагогов и других специалистов в духе активного отношения к созданию своего Здоровья.
2.      Осмелюсь предложить примерный рейтинг регионов по интегральному критерию практического внедрения валеологического образования:
1.      Украина ( Харьков, Киев,)
2.      Россия (Санкт-Петербург, Кемерово, Ростов на Дону, Нижний Новгород, Новосибирск, Москва, Воронеж)
3.      Беларусь (Гродно, Витебск, Брест, Минск)
4.      Польша (Штеттин, Белосток)
5.      Чехия
3.      Однако, в современных неблагоприятных условиях окружающей среды валеологическому образованию специалистов и  населения альтернативы нет! И можно с уверенностью говорить о переводе валеологического образования от фрагментарного регионального на массовое научно-государственное в будущем. Думаю, за это будут бороться лучшие и авторитетнейшие специалисты России, Украины и Белоруссии: Г. Апанасенко, Э Казин, М. Гончаренко, В. Колбанов, Л. Татарникова и многие другие.
Литература
1.        Балчугов В.А. Опыт организации валеологического обучения в медицинском вузе. Материалы 6-го научного конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011 года. 204 с.
2.        Воскобойникова Г.Л. Жульова С.И. Концептуальни засади та основи профилактично –здоровчой виховной работи сучасного педагога початковой школи. Материали 7 мижнароднай науково-практичной конференции. Харкив 2-5 кситня 2009 року. Т.3. 280 с.
3.        Гончаренко М.С., Карпенко И.В., Гончаренко В.Г.  Инклюзивное образование и здоровье в Украине. Материалы 7 международной научно-практической конференции 2-5 апреля 2009 года. Том 2. Харьков. 264 с.
4.        Даниленко А.В., Герасевич А.Н.  Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни в вузе. Материалы 6-го международного конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011 года. 204 с.
5.        Косьяненко И.М. Комплексный подход в работе школьного оздоровительного центра. Материалы 6-го международного научного конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011 года. 204 с.
6.        Кунцевич З.С. Теория и практика валеологического образования студентов медицинского вуза. Диссертация  доктора педагогических наук. Минск, 2001 г.
7.        Макарова Л.П. Роль валеологического образования будущего педагога в современных условиях. Материалы 6-го международного научного  конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011года. 204 с.
8.        Марадова Е. Новые направления образования в области укрепления здоровья и соответствующая подготовка педагогов в Чешской республике. Материалы 7 международной научно-практической конференции: «Валеология: современное состояние, направления и перспективы развития». Харьков 2-5 апреля 2009 года. 280 с.
9.        Маюров А.Н. Введение нового предмета «Уроки культуры здоровья» в школах России и Ближнего Зарубежья. Материалы 6-го международного научного  конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011года. 204 с.
10.    Мартинковски Е.Т.  Климберт.А. Рефлексии над обучением студентов медицинских Академий в Польше в области профилактики и продвижения здоровья. Материалы 2-й международной научно-практической конференции. Харьков, 2-4 апреля 2004 года. 202 с.
11.    Светличная Г.Н. Формирование валеологической мотивации будущих специалистов различных сфер деятельности. Материалы 6-го международного научного  конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011года. 204 с.
12.    Соколова Н.В. Ковылова В.И. Валеологическая служба в школе – основа сохранения и укрепления здоровья учащихся. Материалы 6-го международного научного  конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011года. 204 с.
13.    Степанов А.П. Глобальная проблема мотивации превентивного самооздоровления. Материалы 6-го международного научного  конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011года. 204 с.
14.    Страшко С.В. Про змини в норативний базе пидготовки вчителя основ здоровья.
Материалы 8-й международной научно-практической конференции. Харьков, 8-10 апреля 2010 года. Т.2 252 с.
15.    Субота Н.П. Навукова педагогични засади реализации концепции державной програми «Репродуктивне здоровья нации на 2006-2015 роки» у виший школи при подготовци педагогичнив кадрив. Материалы 8-й международной научно-практической конференции. Харьков, 8-10 апреля 2010 года. Т.3 152 с.
16.    Хишова О.И. Котляр С.И. Критерии здорового образа жизни человека в республике Беларусь. Материалы 6-го международного научного  конгресса валеологов. Санкт-Петербург 22-25 мая 2011года. 204 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий