сматриваться более широко, преимущественно с позиций
социологии, конкретнее, социологии медицины. По спра-
ведливому мнению акад. А.В. Решетникова, «в совре-
менном мире медицина… влияет на нас даже сильнее, чем
политика и экономика» [6, с. 23]. Не случайно еще в 90-е гг.
прошлого столетия в США при министерстве здравоохра-
нения был создан Институт To err is Human («Человеку
свойственно ошибаться»), который стимулировал внима-
ние общественности к обсуждаемой проблеме [1].
В 2015 г. вышла в свет в переводе на русский язык
капитальная монография лауреата Нобелевской премии
Д. Канемана «Думай медленно… решай быстро» [7]. По
существу книга посвящена рассмотрению механизмов
ошибок мыслительной деятельности. Справедливости
ради укажем, что основные результаты, изложенные в
ней, получены автором при многолетнем сотрудничестве
с выдающимся психологом Амосом Тверски, безвременно
ушедшим из жизни. Основная мысль автора книги сводит-
ся к тому, что человек, как предполагалось ранее многими
учеными, особенно в области экономической науки, мыс-
лит не всегда рационально. Иррациональность мышле-
ния, свойственная человеку, определяется определенны-
ми психологическими механизмами.
Настоящее сообщение посвящено попытке рассмо-
треть врачебные ошибки с позиций концепции Д. Кане-
мана. Подобного рода работы нам не известны. Все даль-
нейшие рассуждения об ошибках психологии мышления
основаны исключительно на работе Канемана [7].
Мышление человека реализуется в двух режимах,
которые условно названы Системой 1 и Системой 2.
Система 1 срабатывает автоматически, человек не чув-
ствует потребности в каком-либо усилии.
Особенности Системы 1 определяются как врожден-
ными качествами человека, так и его образованностью,
длительной тренировкой, что в совокупности делает ее
действия автоматическими.
Некоторые особенности Системы 1 являются источни-
ком ошибок и искажений (искажения – ошибки, совер-
шаемые по шаблону): 1) Систему 1 нельзя отключить;
2) Система 1 нередко отвечает не на заданный целевой
вопрос, а на более легкий; 3) Система 1 слабо разбирает-
ся в статистике и логике. Она не склонна к сомнениям.
Как образно высказывается Канеман, сомнение не вхо-
дит в репертуар Системы 1.
Система 1 является «поставщиком» для Системы 2.
Система 1 обращается к Системе 2, если у нее нет ответа
на заданный вопрос.
Система 2 основана на внимании для обеспечения
сложных мыслительных усилий и сложных вычислений.
В текущей жизни задействована преимущественно Система 1.
Система 2 характеризуется следующими особенностя-
ми: 1) программировать память «на следование инструк-
циям, не соответствующим привычной реакции» [7,
c. 51–52]; 2) сравнивать объекты по нескольким параме-
трам; 3) осознанно выбирать варианты решений.
Работа врача связана с высокими требованиями к
Системе 2, которая осуществляет контроль мыслей и
поведения. Канеман перечисляет признаки истощения
вследствие перенапряжения Системы 2: «1) нарушение
диеты; 2) чрезмерные траты на спонтанные покупки;
3) агрессивная реакция на провокацию; 4) сокращение
времени сжатия при выполнении задания с динамоме-
тром; 5) плохие результаты при исполнении когнитивных
заданий и принятии логических решений» [7, c. 58–59].
Остановимся на некоторых эвристических ошибках в
работе врача.
1. Когнитивная иллюзия. Клинический пример: моло-
дой пилот гражданской авиации после завершения рейса
обратился в медчасть с жалобами на однократную рвоту
и общую слабость. Молодой возраст пилота, цветущий
вид создали у врача иллюзию его полного здоровья, а
жалобы объяснились обычной усталостью. Больному был
выписан больничный лист на два дня «для отдыха».
Между тем буквально через сутки состояние его ухудши-
лось, на ЭКГ – инфаркт миокарда задней стенки левого
желудочка.
2. Когерентность – свойство увязывать между собой
события. Система 1 способна ошибочно увязывать между
собой случайные события. Клинический пример: в боль-
нице в течение двух месяцев зафиксированы три случая
анафилактического шока после введения антибиотиков.
Администрация пыталась увязать эти случаи с изъянами в
работе персонала. Вместе с тем речь шла о случайном
совпадении однородных событий.
3. Когнитивная легкость. Это способность извлекать из
памяти впечатления, узнаваемые предметы и явления. Ког нитивная легкость возникает при следующих условиях [1]:
1) повторение события; 2) четкое изображение; 3) подготов-
ленная мысль; 4) хорошее настроение. Когнитивная лег-
кость, обеспечивающая принятие быстрого решения, неред-
ко является причиной врачебных ошибок, если Сис тема 1 не
испытывает необходимости обратиться к Системе 2.
Системе 1 свойственно делать поспешные выводы на
основе интуиции и первого впечатления. Эта особенность
Системы 1 определяется Канеманом полушутливым названием WYSIATI (What you See Is All There Is), что означает
«что ты видишь, то и есть» [7]. Именно правило WYSIATI
обеспечивает когнитивную легкость восприятия событий
как истинных.
Следует, однако, помнить, что указанное правило чре-
вато возможными ошибками и искажениями при принятии
решений по следующим причинам [7]: 1) самоуверенность
и неоправданная вера в собственные суждения при огра-
ниченной информации; 2) различные способы предъяв-
ления информации (эффект фрейминга). Фрейминг –
«не обоснованное (курсив наш – А.С., Р.Ш.) влияние формулировки на убеждения и предпочтения» [7, c. 475]. Влияние
эффекта фрейминга на принятие решений в клинической
практике отражено в нашей работе [8]; 3) игнорирование
априорной вероятности.
Правило WYSIATI и когнитивная легкость обеспечива ют быструю ориентацию и выбор рационального реше ния, что очень важно при массовых обследованиях, неот-
ложных ситуациях, поликлиническом приеме, в военное
время в полевых условиях. Однако решения на базе ког нитивной легкости обоснованны, если они верны.
10 июня 2018 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий