10 июня 2018 г.

ВО-2 Пробелы-переносы в тексте происки вируска текстового...

сматриваться более широко, преимущественно с позиций социологии, конкретнее, социологии медицины. По спра- ведливому мнению акад. А.В. Решетникова, «в совре- менном мире медицина… влияет на нас даже сильнее, чем политика и экономика» [6, с. 23]. Не случайно еще в 90-е гг. прошлого столетия в США при министерстве здравоохра- нения был создан Институт To err is Human («Человеку свойственно ошибаться»), который стимулировал внима- ние общественности к обсуждаемой проблеме [1]. В 2015 г. вышла в свет в переводе на русский язык капитальная монография лауреата Нобелевской премии Д. Канемана «Думай медленно… решай быстро» [7]. По существу книга посвящена рассмотрению механизмов ошибок мыслительной деятельности. Справедливости ради укажем, что основные результаты, изложенные в ней, получены автором при многолетнем сотрудничестве с выдающимся психологом Амосом Тверски, безвременно ушедшим из жизни. Основная мысль автора книги сводит- ся к тому, что человек, как предполагалось ранее многими учеными, особенно в области экономической науки, мыс- лит не всегда рационально. Иррациональность мышле- ния, свойственная человеку, определяется определенны- ми психологическими механизмами. Настоящее сообщение посвящено попытке рассмо- треть врачебные ошибки с позиций концепции Д. Кане- мана. Подобного рода работы нам не известны. Все даль- нейшие рассуждения об ошибках психологии мышления основаны исключительно на работе Канемана [7]. Мышление человека реализуется в двух режимах, которые условно названы Системой 1 и Системой 2. Система 1 срабатывает автоматически, человек не чув- ствует потребности в каком-либо усилии. Особенности Системы 1 определяются как врожден- ными качествами человека, так и его образованностью, длительной тренировкой, что в совокупности делает ее действия автоматическими. Некоторые особенности Системы 1 являются источни- ком ошибок и искажений (искажения  – ошибки, совер- шаемые по шаблону): 1) Систему 1 нельзя отключить; 2) Система 1 нередко отвечает не на заданный целевой вопрос, а на более легкий; 3) Система 1 слабо разбирает- ся в статистике и логике. Она не склонна к сомнениям. Как образно высказывается Канеман, сомнение не вхо- дит в репертуар Системы 1. Система 1 является «поставщиком» для Системы 2. Система 1 обращается к Системе 2, если у нее нет ответа на заданный вопрос. Система 2 основана на внимании для обеспечения сложных мыслительных усилий и сложных вычислений. В текущей жизни задействована преимущественно Система 1. Система 2 характеризуется следующими особенностя- ми: 1) программировать память «на следование инструк- циям, не соответствующим привычной реакции» [7, c. 51–52]; 2) сравнивать объекты по нескольким параме- трам; 3) осознанно выбирать варианты решений. Работа врача связана с высокими требованиями к Системе 2, которая осуществляет контроль мыслей и поведения. Канеман перечисляет признаки истощения вследствие перенапряжения Системы 2: «1) нарушение диеты; 2) чрезмерные траты на спонтанные покупки; 3) агрессивная реакция на провокацию; 4) сокращение времени сжатия при выполнении задания с динамоме- тром; 5) плохие результаты при исполнении когнитивных заданий и принятии логических решений» [7, c. 58–59]. Остановимся на некоторых эвристических ошибках в работе врача. 1. Когнитивная иллюзия. Клинический пример: моло- дой пилот гражданской авиации после завершения рейса обратился в медчасть с жалобами на однократную рвоту и общую слабость. Молодой возраст пилота, цветущий вид создали у врача иллюзию его полного здоровья, а жалобы объяснились обычной усталостью. Больному был выписан больничный лист на два дня «для отдыха». Между тем буквально через сутки состояние его ухудши- лось, на ЭКГ – инфаркт миокарда задней стенки левого желудочка. 2. Когерентность – свойство увязывать между собой события. Система 1 способна ошибочно увязывать между собой случайные события. Клинический пример: в боль- нице в течение двух месяцев зафиксированы три случая анафилактического шока после введения антибиотиков. Администрация пыталась увязать эти случаи с изъянами в работе персонала. Вместе с тем речь шла о случайном совпадении однородных событий. 3. Когнитивная легкость. Это способность извлекать из памяти впечатления, узнаваемые предметы и явления. Ког нитивная легкость возникает при следующих условиях [1]: 1) повторение события; 2) четкое изображение; 3) подготов- ленная мысль; 4) хорошее настроение. Когнитивная лег- кость, обеспечивающая принятие быстрого решения, неред- ко является причиной врачебных ошибок, если Сис тема 1 не испытывает необходимости обратиться к Системе 2. Системе 1 свойственно делать поспешные выводы на основе интуиции и первого впечатления. Эта особенность Системы 1 определяется Канеманом полушутливым названием WYSIATI (What you See Is All There Is), что означает «что ты видишь, то и есть» [7]. Именно правило WYSIATI обеспечивает когнитивную легкость восприятия событий как истинных. Следует, однако, помнить, что указанное правило чре- вато возможными ошибками и искажениями при принятии решений по следующим причинам [7]: 1) самоуверенность и неоправданная вера в собственные суждения при огра- ниченной информации; 2) различные способы предъяв- ления информации (эффект фрейминга). Фрейминг  – «не обоснованное (курсив наш – А.С., Р.Ш.) влияние формулировки на убеждения и предпочтения» [7, c. 475]. Влияние эффекта фрейминга на принятие решений в клинической практике отражено в нашей работе [8]; 3) игнорирование априорной вероятности. Правило WYSIATI и когнитивная легкость обеспечива ют быструю ориентацию и выбор рационального реше ния, что очень важно при массовых обследованиях, неот- ложных ситуациях, поликлиническом приеме, в военное время в полевых условиях. Однако решения на базе ког нитивной легкости обоснованны, если они верны. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий