Цена здоровья растет (Цена болезней растёт! Вот такой заголовок должен быть. Медицина в целом и лекарства в частности никак не могут сделать человека здоровым. А.С.)
На днях у нас отменили максимальную надбавку на цену медицинских изделий. Ранее она не должна была превышать 10%. За это давно боролся бизнес, потому что вопрос касается государственных тендеров. Не надо путать «изделия» с препаратами. Это разное: костыли и таблетки. По тем лекарствам, которые входят в Нацперечень, ограничение цен еще сохранилось, по остальным рост достигает 20%. А с повышением коммунальных услуг будет еще выше. Супрун удивляется, что в больницах не все бесплатно, и обещает к 2020 году вопрос решить. Доживем – проверим...
Об отмене госрегулирования цены медицинских изделий, полностью или частично закупаемых за счет бюджета (про бюджет – это ключевое, – автор), журналистам сообщил первый вице-премьер и министр экономического развития и торговли Степан Кубив.
По его словам, “Министерство здравоохранения исследовало вопрос механизма государственного ценового регулирования медицинских изделий в странах-членах ЕС и не выявило никаких инструментов государственного ценового регулирования на медицинские изделия, которые закупаются за бюджетные средства. Отмена этой нормы позволит ввести рыночные механизмы ценообразования на медицинское оборудование и устранит дефицит качественного оборудования на рынке”.
“Рыночных механизмов” активно добивалась Европейская Бизнес Ассоциация (кратко – ЕБА) еще с мая прошлого года. И под влиянием медицинского бизнес-лобби эта структура заЕБАла всех “наценочным” вопросом.
Организация регулярно напоминала, что 31 мая 2018 года МЭРТ провело совещание об отмене 10% предельной снабженческо-сбытовой надбавки на медицинские изделия. Позицию МЭРТа поддержали Министерство здравоохранения, Минфин, АМКУ, а также профильное сообщество и Государственная регуляторная служба.
Но... Процесс пошел нелегко. Госпотребслужба и Минагропрод затягивали согласование проекта постановления правительства несколько месяцев. Страшно сказать, но проект поступил на согласование в Госпотребслужбу еще в августе 2018 года, а в Минагропрод – в сентябре. И почти до конца прошлого года эти два ведомства, которые не являются непосредственно ответственными за контроль или регулирование рынка медицинских изделий, мусолили свое решение. Какие бяки!
По его словам, “Министерство здравоохранения исследовало вопрос механизма государственного ценового регулирования медицинских изделий в странах-членах ЕС и не выявило никаких инструментов государственного ценового регулирования на медицинские изделия, которые закупаются за бюджетные средства. Отмена этой нормы позволит ввести рыночные механизмы ценообразования на медицинское оборудование и устранит дефицит качественного оборудования на рынке”.
“Рыночных механизмов” активно добивалась Европейская Бизнес Ассоциация (кратко – ЕБА) еще с мая прошлого года. И под влиянием медицинского бизнес-лобби эта структура заЕБАла всех “наценочным” вопросом.
Организация регулярно напоминала, что 31 мая 2018 года МЭРТ провело совещание об отмене 10% предельной снабженческо-сбытовой надбавки на медицинские изделия. Позицию МЭРТа поддержали Министерство здравоохранения, Минфин, АМКУ, а также профильное сообщество и Государственная регуляторная служба.
Но... Процесс пошел нелегко. Госпотребслужба и Минагропрод затягивали согласование проекта постановления правительства несколько месяцев. Страшно сказать, но проект поступил на согласование в Госпотребслужбу еще в августе 2018 года, а в Минагропрод – в сентябре. И почти до конца прошлого года эти два ведомства, которые не являются непосредственно ответственными за контроль или регулирование рынка медицинских изделий, мусолили свое решение. Какие бяки!
Понимаю страх бюджетных и прочих организаций, которым надо закупать, скажем, горшки, костыли, инвалидные коляски или аппараты МРТ. Они хорошо помнят, что после отмены государственного регулирования цен на социально значимые товары большинство продуктов питания в течение года подорожали на 30-40%
Наверное, другие лоббистские бизнес-структуры пытались помешать повышению цен на госзакупки медицинских изделий и подчеркивали, что из-за высоких цен рынок и так (цитата из одной аналитической записки) “насыщается бывшим в употреблении или даже контрабандным медицинским оборудованием, которое нелегально завозится в Украину и остается в клиниках без дальнейшей надлежащей технической поддержки и сопроводительного сервиса".
Понимаю страх бюджетных и прочих организаций, которым надо закупать, скажем, горшки, костыли, инвалидные коляски или аппараты МРТ. Они хорошо помнят, что после отмены государственного регулирования цен на социально значимые товары большинство продуктов питания в течение года подорожали на 30-40%.
Возможно, наивные ждали от правительства какого-то другого решения. Например, ограничения надбавки на более высокой отметке. Скажем, на 15%. На препараты, входящие в Национальный перечень основных лекарственных средств, правительство с 2017 года установило максимальную оптовую надбавку 5% и розничную на уровне 15%. Теоретически можно было бы сравнять лекарства и медицинские товары и ограничить закупки прибыльностью в 15%.
Но мы не ищем легких и дешевых путей. Еще раньше Минздравом было установлено референтное ценообразование по действующему веществу в зависимости от стоимости препаратов в пяти соседних странах – Польше, Словакии, Венгрии, Чехии и Латвии.
Интересно, а установить ценообразование по паритету покупательной способности в Украине и Польше никто не додумался? Чтобы сравнить уровень зарплат и цены на лекарства?
Тогда, наверное, не пришлось бы с удивлением констатировать, как это сделал замминистра здравоохранения Роман Илык, что в 2018 году цены на некоторые препараты из Нацперечня существенно выросли. “Бизнес в лице производителя не хочет ответственно относиться к новой политике”, – признал он.
Ух, какой бизнес вредный! Ничего, что цель любого бизнеса – прибыль. И власти не надо жаловаться, что коммерческий сектор действует по своему плану. Пытается заработать. В результате, по подсчетам «РБК-Украина», в 2018 году средняя стоимость одной упаковки лекарств в украинских аптеках выросла по сравнению с 2017 годом почти на 19% – до 65,1 грн.
Подчеркиваю – это “средняя температура по палате”. Одни лекарства выросли больше, другие меньше. Последнее относится к препаратам, внесенным в Национальный перечень основных лекарственных средств, цены на которые регулируются.
В новом году в связи с ростом коммунальных тарифов отдельные поставщики заложили в контрактах с аптеками подорожание медикаментов еще на 20%. Эксперты объясняют это двумя основными факторами – колебанием гривны к иностранным валютам и повышением составляющих себестоимости лекарств, в первую очередь энергоносителей и зарплат.
В общем, инфляция раскручивает цены. Минздрав в лице своего и.о. главы Ульяны Супрун делает удивленное лицо. И заявляет ее устами, что “самые распространенные жалобы, которые получает Минздрав, о том, что цены на лекарства в аптеках очень высокие». Правда, странно?
ГП будет покупать за средства госбюджета патентованные дорогостоящие лекарства, препараты по стратегическим программам (вакцины, инфекционные заболевания), а также работать с рынком по снижению цен, объединяя местные закупки. И даже будет иметь свой онлайн-магазин в системе ProZorro. В результате этих мер в 2020 году может начаться удешевление лекарств в наших аптеках
Но, глядя на цену, считает пани Ульяна, важно помнить, что лекарства самостоятельно назначать себе нельзя. Нужно всегда консультироваться со своим врачом, а не искать советы, к примеру, у фармацевтов или просто в интернете.
Именно потому возникла идея запретить продажу антибиотиков без рецепта. Ну, чтобы к семейным врачам обращались в рамках медреформы, а не сами себе назначали. Правда, есть риск, что ваш врач из поликлиники, с 30-летним опытом лечения ОРВИ и отита, выпишет вам так называемый “фуфломицин” – лекарства, которые Супрун не признает в рамках американской доказательной медицины. А вы в свою очередь не сможете своего лечащего врача убедить, что это вам не помогает.
Тогда можно и в больницу загреметь, на стационарное лечение. Где, по словам Супрун, большинство лекарств не являются бесплатными. Или сравнительно дешевыми – с регулируемой наценкой к оптовой цене 10% и розничной – 25%”. Правда, это препараты из Национального перечня. Из всего около 400 самых популярных. Остальные не в счет.
Но даже в таком контексте утверждение и.о. министра странное. Создается впечатление, что Ульяна Супрун в наших больницах не лежала и реальной картины не знает. И ее рассуждения на тему “четко зафиксированной цены на лекарства” из Нацперечня разбиваются о реалии
Все, кто оказывался в больнице, знают: даже шприцы и физраствор платные. Не говоря, уже о памперсах для лежачих (впрочем, это “изделия медназначения”, на которые только что отменили надбавку). Не говоря уже о дорогостоящих редких препаратах.
Возможно, так получается потому, что закупками лекарств для Украины занимаются международные организации. У них высокие зарплаты и представительские расходы, и все это ложится в цену препаратов.
А вот с 2020 года полноценно проводить закупки за средства госбюджета сможет ГП "Медицинские закупки Украины", созданное постановлением Кабмина от 23 августа 2017 года №528 в рамках обновления концепции системы закупок лекарственных средств и медицинских изделий.
ГП будет покупать за средства госбюджета патентованные дорогостоящие лекарства, препараты по стратегическим программам (вакцины, инфекционные заболевания), а также работать с рынком по снижению цен, объединяя местные закупки. И даже будет иметь свой онлайн-магазин в системе ProZorro. В результате этих мер в 2020 году может начаться удешевление лекарств в наших аптеках.
Это прекрасная новость. Наша главная задача – дожить до этих славных дней. В условиях медреформы, эпидемии кори, запрета безрецептурных антибиотиков, трансформации услуг “Скорой помощи”, отмены надбавки на медизделия и т.д. это непросто. Но кто доживет, тот должен увидеть прогресс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий