17 февраля 2018 г.

Такая вот борьба с вице-президентом КП...

Своими глазами: как в городе проходит программа социальной реабилитации от алкогольной зависимости 38

Иллюстративное фото
Иллюстративное фото
Неделю назад в даугавпилсском социальном приюте на Шаура, 23 начала работать программа социальной реабилитации «С чистого листа», предназначенная для людей с алкогольной зависимостью.
В Латвии статистика по алкоголизму практически не ведется. Известно лишь, что по количеству алкоголезависимых наша страна занимает 3-е место в Европе. По данным общественных организаций, пытающихся помочь латвийцам справиться с «зеленым змием», алкоголизмом в Латвии страдает около 150 000 человек. Существовавшее ранее принудительное лечение сейчас уже не применяется – лечение нынче стало делом добровольным. Однако большинство алкоголезависимых таковыми себя не считают...
А ведь именно злоупотребление алкоголем – одна из основных причин, по которых люди лишаются семей, работы, квартир, достатка. Для многих алкоголиков целью жизни становится добывание денег на пропой. Нередко на улицах (обычно недалеко от супермаркетов) спившиеся мужчины и женщины работоспособного возраста просят деньги либо на проезд в транспорте, либо «на хлеб». Некоторые сердобольные горожане, желая помочь опустившимся согражданам, подают им не деньгами, а продуктами, считая, что сделали доброе дело – покормили голодного. Но им и невдомек, что эти продукты за полцены охотно скупают торговки сигаретами – например, у центрального супермаркета Maxima.
«Каждый выбирает свой путь сам»
Для участия в программе реабилитации первая группа из 10 человек была набрана из клиентов социального приюта. Собирались они неохотно. О предстоящем мероприятии реабилитологи приюта всех известили заранее, однако утром им вновь пришлось обходить своих подопечных и напоминать, что к 10-ти часам нужно прийти в компьютерный класс.
«А долго будет идти? – поинтересовалась дама с опухшим лицом. – У меня с подругой встреча назначена». «Какие у тебя могут быть дела? Разве ты на работу опаздываешь? Ты же нигде не работаешь!» – удивилась реабилитолог. «Просто подруга должна «бабки» получить. Если не успею «выцарапать» их, она в загул уйдет», – пояснила женщина.
В тот день алкоголезависимые обитатели приюта встречались с представителями Госполиции. «Мы – не психологи и не врачи, – так начал свое выступление полицейский. – Мы можем только рассказать о вреде алкоголя и об ответственности с точки зрения закона. Каждый выбирать свой путь сам: пить или не пить. Вы все прекрасно знаете, что нахождение в состоянии опьянения, употребление спиртных напитков в общественных местах на первый раз наказывается штрафом до 40 евро: при повторном случае в течение года штраф возрастает до суммы 140-350 евро».
Полицейские рассказывали о наказании и штрафах, которые полагаются за привлечение несовершеннолетних к распитию спиртных напитков, за приобретение, перенос и изготовление нелегального алкоголя и контрабандных сигарет, за хулиганские действия в нетрезвом состоянии. Отдельно стражи порядка заострили внимание на управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Последнее, думается, было не особо актуальным для присутствующих алкоголезависимых – практически все они уже давно нигде не работают и живут на государственное пособие в 57 евро, из которого выплачивают кредитные долги.
Во время выступления полицейских обитатели приюта оживились только раз – когда разговор зашел о кредитных мошенниках. Полицейский предупредил приютский контингент, чтобы никто не попадался на уловки мошенников, обещающих заплатить пару десяток евро за пользование их паспортами или расчетными счетами. Однако это предупреждение несколько запоздало: подавляющее большинство участников реабилитационной программы повязло в кредитных долгах (покупка телефонов, денежные займы), шлейф части из них тянется еще с 90-х.
«Зависимой себя не считаю»
Судя по скучающим лицам клиентов приюта, информацию о том, как наше государство наказывает нарушающих закон любителей выпивки, львиная доля информации прошла мимо их сознания. Людям, которые не считают себя алкоголезависимыми, сложно внушить, что с пьянством надо завязывать. Когда их спросили, узнали ли они для себя что-то полезное, в ответ прозвучало: «Да уж… напугали, так напугали! Страху нагнали!». После чего народ дружно засмеялся.
Такое же необъяснимое веселье вызвало у них и заполнение анонимных анкет. Хотя ничего веселого в вопросах, а уж тем более – в ответах, не было. Все 10 участников реабилитационной программы имеют среднее, средне-специальное или высшее образование. Алкоголь подавляющее большинство из них приобретает на «точках». Как признавались клиенты приюта, алкоголь и самогонку они успешно заменяют одеколоном и различными косметическими средствами.
Пока клиенты заполняли анкеты, «Наш город.» поинтересовался у одной из участниц – считает ли она себя алкоголезависимой?
«Нет, не считаю – ответила женщина весьма привлекательной внешности – если бы не следы, оставленные на ней горячительными напитками. – Да, у меня был стресс, когда умерла моя подруга, и тогда я сорвалась».
Специалисты утверждают: как только человек начинает пить по будням без повода (мол, настроение плохое, стресс, душа болит) – время задуматься. Если же пьянки продолжаются по нескольку дней без перерыва – пора лечиться от алкоголизма. В больнице за лечение надо платить, поэтому у бомжей или пьяниц, пропивших последние вещи, нет шансов попасть сюда. Для них единственная возможность вернуться к нормальной жизни – воспользоваться такой реабилитационной программой, какая начала работать в даугавпилсском приюте.
«С чистого листа»
Работникам социального приюта не позавидуешь: арсенал прав и возможностей воздействия на своих клиентов они используют по полной. Во-первых, с каждым заключается договор – пока тот является клиентами социального приюта, он обязан искать работу и отчитываться перед курирующим реабилитологом. Во-вторых, приютские подопечные не только участвуют в реабилитационных программах, но и достаточно жестко контролируются. Если они находятся в состоянии алкогольного опьянения, их попросту не пустят в приют. А еще их заставляют работать – всего по 12 часов в неделю, но работать. И для тех, кто долгое время нигде не работал и привык распоряжаться своим временем, как заблагорассудится, это серьезное испытание.
Кстати, участвовать в программе реабилитации людей с алкогольной зависимостью могут не только клиенты приюта, но и любой горожанин. Нет сомнений, что знакомство с жизнью обитателей «ночлежки», заставит о многом задуматься тех, кто только становится на путь злоупотребления алкоголем. Стоит ли ради бутылки так бездумно и бесполезно растрачивать свою жизнь и ломать судьбу близких?
Для желающих принять участие в программе сообщаем контактные телефоны социальных работников: 654-42698, 654-42691.
Участие в программе социальной реабилитации «С чистого листа» – совершенно бесплатное. Совместно с Даугавпилсской социальной службой ее реализуют группа анонимных алкоголиков, специалисты Госагентства занятости, Муниципальной и Государственной полиции, медицинские работники.
Вся нагрузка – на соцработников?
Увы, с победой демократии пьянство стало уже завоеванной свободой. Теперь насильно никого в больницу не направляют – таков принцип нынешнего подхода к лечению алкоголизма, принятого в Евросоюзе.
Даже если человек находится в глубоком запое и к нему пришла, как говорится, «белочка», медики все равно его лечить не будут. Принудительная госпитализация возможна, лишь если алкоголик станет социально опасным – например, начнет бросаться с ножом на окружающих. Тогда надо вызывать полицию – она может направить человека на психиатрическое освидетельствование. А так – пьет или не пьет человек — это его личное дело. В чем и признались клиентам приюта сотрудники Госполиции.
Недавно известный латвийский психиатр и нарколог Янис Страздиньш своим интервью газете Neatkarīgā Rīta Avīze огорошил законопослушных жителей страны, заявив, что у латвийцев алкоголизм – врожденный. Зависимость от алкоголя передавалась от поколения к поколению, а сейчас ситуацию усугубляет его доступность и появление других пороков – таких, как наркомания, игромания и другие.
По словам Страздиньша, Латвия переняла иностранную модель – когда медик помогает только с детоксикацией, а остальным занимается соцпомощь.
«Существуют тысячи безработных зависимых людей, которые никому не нужны, которые бездельничают в городах и селах, которые бросают своих детей. В свое время эти проблемы переложили с наркологии на социальную помощь. Однако работники соцслужб настолько перегружены, что с этими проблемами не справляются», – заявил он.
Хочется пожелать сотрудникам даугавпилсского социального приюта успехов в реализации программы реабилитации «С чистого листа». Потому что, если не они, то кто еще поможет алкоголезависимым?
Кстати
На услуги вытрезвителя в Даугавпилсе в 2018 году запланировано почти 100 000 евро: 43 425 — доля государства, 53 575 выделяет Дума.


Читать дальше: http://www.gorod.lv/novosti/291033-v-latvii-alkogolizm-vrozhdennyi#ixzz57OMZN8iV

Комментариев нет:

Отправить комментарий