24 июня 2017 г.

Научные школы, коллеги и недостойные ученики.

. Говорят, что я создал самую крупную в мире научную школу по геронтологии. Свыше ста диссертаций и более сорока из них — докторские. Среди моих учеников — академики, профессора, руководители институтов, крупных коллективов. Я горжусь тем, что почти две трети руководителей отделов и лабораторий Института геронтологии АМН Украины — мои ученики. Научная школа, как саморегулирующаяся система с прямыми и обратными связями между учениками и учителем, которые в одинаковой степени важны. Интересно, что в человеческом плане нет соответствия между тем, что ты дал ученику, и его отношением к этому в будущем — это как бы «закон морально-научного несоответствия». Я не правлю работ учеников на бумаге, а пользуюсь диктофоном. Ведь легче продиктовать, чем долго и нудно писать. Есть ученики, которым я по наивности своей, а может по какой-то творческой лихости, продиктовывал большущие разделы их диссертаций. Оказалось, что некоторые из них потом редко появлялись у меня и т.п. Думаю, что это подсознательный комплекс неполноценности. После того, как они стали докторами наук, профессорами, им неприятны, пусть и подсознательно, воспоминания об этом. Это — единицы, а в большинстве я не знаю еще, кто кому должен быть более благодарен. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий