Творчество
и научная школа
Научное творчество — процесс не только рассудочный, но и
эмоциональный. Увлечение и вдохновение, помноженные на знание, необходимы в науке.
Когда думаешь, работаешь, пишешь, то кажется, что прикасаешься, делаешь,
открываешь. Проходит время, и трезвость, и холодный разум, и взгляд на себя со
стороны — все ставят на свои места. Ни в одной области человеческого
творчества, как в науке, не бывает так важно делать впервые. Повторение — бич
науки; тратить силы, средства, деньги необходимо только на несделанное. Для
этого необходимо знать. Раньше говорили, что открыть новый факт или выдвинуть
новую теорию бывает легче, чем убедиться в том, что этого никто не сделал до
тебя. Современная информатика изменила эту ситуацию. В науке нельзя открыть
впервые в стране, в Европе, все должно быть впервые в мире. В литературе,
поэзии, живописи можно не торопиться обнародовать то, что сделано, ибо там все
неповторимо. Д. Шостакович написал «Тринадцатую симфонию». Одна ее часть была
на слова Е. Евтушенко «Бабий Яр». Я слышал, как он рассказывал, что министру
культуры тех времен Е.И. Фурцевой она показалась не созвучной времени и
господствующей идеологии. Она предложила Шостаковичу выбросить эту часть, иначе
симфония не будет исполняться. Шостакович отказался, ибо знал: пусть и не
сейчас, пусть через годы, но она не устареет, она будет звучать. В науке нельзя
работать в стол. Сделанное и неопубликованное будет сделано другим. Идеи витают
в воздухе и приходят в голову сразу нескольким исследователям, ибо наука — плод
закономерного развития человеческого мышления. Лауреат Нобелевской премии
академик Л. Ландау, зная, что по проблеме сверхтекучести параллельно с ним работает
группа немецких ученых, поспешил опубликовать принципиально важные выводы в
газете «Правда».
Комментариев нет:
Отправить комментарий